Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Российско-китайские отношения укрепляются с приближением глобальной рецессии

AT: рост торговли между Россией и Китаем поддерживает мировую экономику на плаву

© POOL / Перейти в фотобанкПрезидент РФ В. Путин принял участие в саммите ШОС
Президент РФ В. Путин принял участие в саммите ШОС
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Экономику Китая и ускорение ее роста благодаря России можно рассматривать как своего рода спасательный круг для Европы, пишет AT. Но ЕС пока отказывается это понимать и принимать, хотя очевидно, что его крупнейшие экономики буксуют.
Тео Нормантон (Theo Normanton)
Хваленое восстановление после пандемии оказалось недолгим. Мировая экономика снова переживает стагнацию — причем мощнейшую по сравнению с любым послекризисным восстановлением, начиная с 1970 года.
В этой связи Европа понемногу сознаёт, что расцветающую китайскую экономику можно рассматривать с двух точек зрения.
Политически Китай — угроза, в том числе из-за ширящегося влияния и продолжающегося взаимодействия с Россией. Однако, по иронии судьбы, сугубо экономический подход к непрекращающемуся росту Китая приводит к выводу прямо противоположному: китайская экономика — и то ускорение, что она получит благодаря поставкам из России, — может оказаться для Европы своего рода спасательным кругом.
Федеральная резервная система США повышает процентные ставки самыми быстрыми темпами с 1980-х, в результате укрепление доллара уже обрушило мировые акции в долларовом выражении примерно на 25%, и этот год оказался худшим с 1949 года.
В Европе потрясения сферы предложения, вызванные санкциями, вызвали безудержную инфляцию и перечеркнули прогнозы роста на ближайшие годы. Берлин недавно объявил о схеме снижения цен на газ общей стоимостью в 200 миллиардов евро. Это не только поссорило Германию с соседями, но и поставило под сомнение единый европейский отклик на грядущие потрясения.
Сокращение нефтедобычи, о котором недавно договорились члены ОПЕК+, вскоре приведет к общему снижению производства. Участники рынка даже назвали столь разозливший Вашингтон шаг попыткой сбалансировать нефтяные рынки в ожидании будущих сокращений.
Хотя экономический рост в Китае также замедляется, по прогнозам, в этом году он по-прежнему будет в плюсе. Китай, крупнейший мировой экспортер с гигантским спросом на сырьевые товары, вторая по величине экономика мира остается одним из мощнейших двигателей международной торговли.
Продолжающийся рост Китая отчасти объясняется его готовностью покупать российские товары на выгодных условиях. Северный сосед обеспечивает ему стабильный приток углеводородов, металлов, удобрений и продукции с добавленной стоимостью — в том числе товары нефтехимической и лесной промышленности.
Дружба без границ
Безотносительно политической подоплеки партнерства, нельзя отрицать, что китайско-российское экономическое сотрудничество переживает бум. Россия рассчитывает, что двусторонняя торговля с Китаем к 2024 году достигнет исторического максимума в 200 миллиардов долларов.
Между тем, по данным российского посольства в Китае, импорт российского угля и природного газа в Китай в августе этого года уже достиг исторического максимума.
Причем для некоторых российских компаний разворот к Китаю начался задолго до февраля 2022 года. Так, нефтехимическая компания "Сибур" работает на китайском рынке уже более десяти лет, поставляя базовые полимеры и каучуки.
Азиатское направление "открыл" бывший гендиректор Дмитрий Конов, покинувший компанию в этом году с введением западных санкций против российского бизнеса. Не идя на поводу у неписаных законов российского рынка, он наладил тесные связи с Китаем, рано оценив потенциал азиатского рынка.
В результате "Сибур" стал первой иностранной компанией, с которой наладил сотрудничество китайский государственный нефтегазовый конгломерат Sinopec. В 2013 году они запустили совместный завод синтетического каучука в Красноярске.
В 2015 году Sinopec стала миноритарным акционером "Сибура", и с тех пор обе компании запустили еще ряд совместных проектов.
За ближайшие пять лет "Сибур" планирует нарастить экспорт в Китай еще на 40%, уделяя особое внимание продажам жидких химических продуктов и расширению продуктовой линейки.
Таким образом, сотрудничество между китайским и российским рынками — далеко не новость. Но текущая геополитическая ситуация, безусловно, придала обеим странам столь насущный импульс для ускорения экономических связей.
Постройте — и к вам потянутся
Однако сближению России и Китая мешает одно существенное препятствие — инфраструктура. Россия торгует в основном сырьевыми товарами, и для их доставки от источника на зарубежные рынки требуется огромная сеть железных дорог, портов, аэропортов, дорог и трубопроводов.
Хотя часть этих артерий уже существует, не хватает ни их количества, ни пропускной способности.
Хороший пример — газовый сектор. Запущенный в 2019 году трубопровод "Сила Сибири" соединил российские газовые месторождения с китайскими рынками. С выходом на полную мощность он будет ежегодно поставлять по 38 миллиардов кубометров. Но даже в этом случае по "Силе Сибири" в Китай ежегодно будет поступать лишь пятая часть того, что Европа покупала до февраля.
Недавно анонсированный газопровод "Сила Сибири — 2" едва ли сможет помочь в ближайшее время. По данным The Moscow Times, проект будет запущен не раньше 2030 года.
Однако спрос на российский газ явно существует. Две китайских сбытовых компании, ENN и Zhejiang Energy, подписали недавно контракты с крупнейшим российским производителем газа "Новатэк" на увеличение поставок сжиженного природного газа (СПГ). В течение следующих 11 лет "Новатэк" будет поставлять по 600 000 метрических тонн в год с готовящегося к разработке проекта "Арктика — 2". А в 2021 году "Новатэк" обязался поставлять китайской Shenergy более 3 миллионов метрических тонн СПГ в год в течение 15 лет.
Новые контракты потребуют упрочить морское сообщение между странами, и "Новатэк" уже поручил корабелам с завода "Звезда" построить 15 газовозов ледового класса. Но создание инфраструктуры, чтобы нарастить китайские поставки до уровня европейского рынка, станет серьезным логистическим вызовом для российских газовиков.
Расширение китайско-российского сотрудничества будет означать наращивание не только физической инфраструктуры, но и финансовой. И здесь страны за прошедшее десятилетие, похоже, уже заложили фундамент. Доля двусторонних расчетов между Россией и Китаем в юанях выросла с 3% в 2014 году до почти 18% в 2020. Между тем доля юаня в общей валютной структуре Российского фонда национального благосостояния составляет 30%.
В прошлом месяце российский государственный газовый гигант "Газпром" подписал соглашение о постепенном переводе китайских платежей в юани и рубли вместо долларов. Другие крупные российские производители, в том числе "Сибур", тоже начали переходить на юань, а "Новатэк" даже берет кредиты в китайской валюте.
В результате шаткий китайский спрос поддерживается за счет стремительного роста российского импорта. За первые восемь месяцев этого года двусторонний товарооборот между двумя странами подскочил на 31% до 117,2 млрд долларов.
Жажда более тесных экономических связей сильна как никогда, и многие западные политики нервничают из-за того, что экономический вес Китая растет.
В подготовленном дипломатической службой Европейского союза и представленном министрам в понедельник документе утверждается, что Китай возвысился как "мировой конкурент ЕС, США и других партнеров-единомышленников". Кроме того, там намечаются контуры перекалибровки китайско-европейских отношений от ограниченного взаимодействия к тотальному соперничеству.
Однако крупнейшие экономики Европы буксуют, а рост торговли между Россией и Китаем становится одним из тех факторов, что поддерживают мировую экономику на плаву.
Разумеется, признать эту неудобную экономическую реальность — значит отодвинуть на второй план ключевые политические вопросы. Но рано или поздно европейским политикам все же придется начать более предметный разговор о китайско-российском партнерстве.