Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шокирующий рост цен. На самом деле все хуже, чем сообщает статистика

Fakt: цены в Польше вновь выросли, и к Рождеству они будут неподъемными

© AP Photo / Brynn AndersonЖенщина с тележкой в супермаркете
Женщина с тележкой в супермаркете - ИноСМИ, 1920, 11.11.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В октябре ежедневные покупки обходились польским покупателям дороже в среднем на 26,1%, сообщает Fakt. Однако наиболее высокий рост цен в этом году прогнозируют в декабре из-за увеличения спроса в праздники. Рождество будет очень дорогим.
Анджей Зволиньский (Andrzej Zwoliński)
За год масло и сахар подорожали более чем вдвое, а мясо – более чем на 30%, – об этом свидетельствует последний "Индекс цен в розничных магазинах". Эксперты Центра анализа рынка UCE Research проверили, насколько подорожали основные продукты питания. В 12 рассмотренных категориях скачок цен был двузначным, при этом в большинстве случаев значительно превышая показатель инфляции, объявленный Главным статистическим управлением (ГСУ). Эксперты прогнозируют, что нас ждет очень дорогое Рождество.
По данным ГСУ, инфляция в октябре (здесь и ниже показатели приводятся по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) достигла 17,9%. Между тем, как подсчитали эксперты Центра анализа рынка Uce Research, в октябре ежедневные покупки обходились нам дороже в среднем на 26,1%. Как показал "Индекс цен в розничных магазинах", подорожали все 12 проанализированных категорий товаров.

Скачок цен более чем вдвое

Согласно опубликованным данным, во всех рассматриваемых случаях скачок был двузначным. В очередной раз больше всего подорожали жиры. В среднем для всей категории этот рост составил 48,8%, при этом особенно заметно подорожало растительное масло – на 53,6%. Однако, как отмечают эксперты, рост был менее активным, чем в сентябре (тогда этот показатель составил 61,6%) и в августе (73,2%).

За маслом сахар

На втором месте в рейтинге лидеров по дороговизне оказались сыпучие продукты – в этой категории зафиксирован средний рост на 37,3% по сравнению с предыдущим годом. Здесь вновь больше всего подорожал сахар, цена которого выросла на 50,4%. По мнению авторов анализа, очередной резкий скачок цен на сахар является результатом удорожания удобрений, топлива, транспорта и ростом стоимости переработки.

Мясо дороже на треть

Список чемпионов по подорожанию замыкает мясо с результатом 31,7%. В этой категории снова были отмечены двузначные цифры роста. Наиболее заметно прибавила в цене птица (38,7%), говядина (29,5%), свинина (26,7%). "Цены на мясо и другие продукты животного происхождения растут динамично за счет значительного увеличения производственных затрат, влияет также ограниченное предложение, что является результатом пандемии", – пояснила д-р Агнешка Гавлик (Agnieszki Gawlik) из Высшей банковской школы в Ополе.
Украшенная ёлка - ИноСМИ, 1920, 10.11.2022
Цены на карпа резко выросли. Чем ближе к Рождеству, тем дорожеТрадиционного рождественского блюда в Польше – карпа – в этом году может не оказаться на многих праздничных столах, пишет Business Insider. Цены на него уже подскочили на треть. Причина – инфляция и рост затрат на энергию, необходимую для разведения рыб.

Молочные продукты тоже активно дорожают

Согласно анализу, молочные продукты подорожали в магазинах в октябре в среднем на 30%. "Рост цен на молочные продукты является результатом роста расходов на содержание крупного рогатого скота. Фермерам приходится больше платить за корма. К этому добавляются все более высокие тарифы на электроэнергию, необходимую для производства молочных продуктов. И это напрямую влияет на конечную цену и молочных продуктов, и мяса", — отметила эксперт Высшей банковской школы.

Что подорожало меньше всего?

Средний рост цен на другие товары в октябре составил 27,5%. Бытовая химия подорожала на 24,3%. Более чем на 20% подорожал хлеб (21,7%), а также овощи и фрукты – на 22,5%. При этом минимальное повышение цен зафиксировано в октябре на пищевые добавки и напитки – на 14,1% и 14,8% соответственно.

Рождество будет очень дорогим

По словам Агнешки Гавлик, наиболее высокий рост цен в этом году мы увидим в декабре из-за увеличения спроса в предрождественский период. "В этом году дополнительным фактором будут инфляционные ожидания поляков. Многие домохозяйства будут тратить свои сбережения, которые реально обесцениваются, на ранее отложенные покупки. И такое поведение будут вполне обоснованным", – отметила она.
Она обратила внимание на то, что сниженные ставки НДС на продукты питания, электричество или отопление должны сохраняться до конца этого года. "Если эти меры не будут продлены, то после Нового года цены на товары, на которые распространяется „инфляционный зонтик”, резко вырастут. В январе 2023 года затраты на электроэнергию значительно увеличатся даже несмотря на замораживание цен на электроэнергию для малых, средних и государственных предприятий и индивидуальных потребителей", — пояснила она.
Как добавила Юстина Рыбацкая (Justyna Rybacka) из Высшей банковской школы в Гдыне, учитывая набирающую обороты с начала 2022 года инфляцию, следует ожидать, что нас ждет чрезвычайно дорогое Рождество. "Мы можем ожидать повышения цен, особенно на такие товары, как рыба, мясо, мука, растительное масло, то есть на продукты, необходимые для приготовления праздничных блюд", – отметила она.
Она добавила, что на рост цен в магазинах влияют такие факторы, как, спад производства, удорожание транспорта, а также подорожание сырья и импортной продукции.
В "Индексе цен в розничных магазинах" были проанализированы 12 категорий (хлеб, молочные продукты, мясо, фрукты, овощи, сыпучие продукты, жиры, пищевые добавки, алкоголь и сигареты, напитки, бытовую химию и др.) и 51 наиболее часто выбираемых потребителями товаров повседневного спроса. Всего было проведено сравнение около 24 тысяч розничных цен примерно в 41 тысяче магазинов, принадлежащие 63 торговым сетям. Исследованием были охвачены все имеющиеся на рынке дискаунтеры, гипермаркеты, супермаркеты, сети Сonvenience и Сash and Сarry, работающие в 16 регионах.