Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Интервью Ангелы Меркель. Ощущение было очень четким: "С точки зрения политической власти твое время прошло"

Ангела Меркель: серьезное отношение к России — признак не слабости, а мудрости

© РИА Новости Алексей Витвицкий / Перейти в фотобанкФедеральный канцлер Германии Ангела Меркель
Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель - ИноСМИ, 1920, 25.11.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В интервью немецкому "Шпигелю" экс-канцлер Германии Ангела Меркель рассказала, что на пару с лидером Франции Макроном хотела создать независимый европейский формат дискуссии с Владимиром Путиным в Совете ЕС, но отстаивать свою точку зрения у нее уже "не было сил". Кроме того, по ее словам, думать о возобновлении отношений с Москвой нужно уже сейчас.
Александер Озанг (Alexander Osang)
После 16 лет на вершине власти она считает: "Сейчас должен взяться за дело кто-то новый". Но свое время пребывания в должности Ангела Меркель еще не считает завершенным.
Ее новый кабинет похож на прежний, только этот меньше. Он напоминает кукольную комнату, которую оборудовали для Ангелы Меркель, чтобы она после 16 лет канцлерства не чувствовала себя чужой в безликом административном здании у Бранденбургских ворот.
Почти год назад Ангела Меркель покинула свой пост как героиня свободного мира. В течение 14 лет она возглавляла перечень самых влиятельных женщин мира и даже сейчас в ней ощущается нечто от известного государственного деятеля.
Вот что сказала Ангела Меркель в интервью о взаимоотношениях с Россией:
"Я бы желала более спокойного времени после ухода, потому что я много занималась Украиной. То, что произошло, стало неожиданностью. Минские соглашения не работали. После встречи президентов Байдена и Путина я и Эммануэль Макрон хотели создать независимый европейский формат дискуссии с Путиным в Совете ЕС. Некоторые возражали, а у меня уже не было сил отстаивать свою точку зрения, потому что все знали, что осенью того года мне придется покинуть свой пост. Я спрашивала других в Совете: "Почему ты молчишь? Скажи же что-нибудь". Один сказал: "Мне это не по силам". Другой пожал плечами: "Такое должны делать большие". Если бы я вновь претендовала на пост канцлера Германии, то продолжила бы это дело. Так было и во время моего прощального визита в Москву. Ощущение было очень четким: с точки зрения политической власти твое время прошло. Для Путина важна только сила. Когда я была у него в последний раз, он привел с собой Лаврова. Раньше мы чаще говорили друг с другом с глазу на глаз".
"Во внешней политике, несмотря на то, что мы снова и снова пробовали что-то новое, я, в конце концов, не продвинулась ни на миллиметр. Речь не только об Украине: о Приднестровье и Молдавии, Грузии и Абхазии, Сирии и Ливии. Пришло время нового подхода".
На столе в кабинете Меркель лежит толстый том досье по внешней политике ФРГ за 1991 год, в котором она только что прочитала о беспокойстве Гельмута Коля по поводу распадающегося Советского Союза. Она говорит, что министр иностранных дел Эдуард Шеварднадзе предсказал своему немецкому коллеге Гансу-Дитриху Геншеру, что если СССР распадется, то крымский вопрос снова будет стоять на повестке дня. И это было более 30 лет назад.
Меркель рассказала пару забавных историй о Гельмуте Коле и назвала три урока, которые она усвоила от своего предшественника. Первое: личные контакты крайне важны в политике. Второе: созидание приносит радость. Третье: нужно мыслить в историческом контексте. Поэтому она совершенно уверена, что Гельмут Коль уже сейчас думал бы о том, когда можно будет возобновить отношения с Россией. Ведь когда-то это произойдет. По ее словам, серьезное отношение к России является признаком не слабости, а мудрости.
Бывший министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль сказал о Меркель: "Она была хорошим и во многим отношениях великим канцлером. У нее нет совершенно никаких причин за что-то извиняться. "Северный поток" и продажа газохранилищ, за которую я отвечал, были следствиями либерализации европейского энергетического рынка. Соответствующее решение было принято на уровне ЕС в 2002 году. Об этом сегодня никто слышать не хочет. Ангела Меркель, конечно, не думала, как Герхард Шредер, о том, что с помощью газопроводов мы привяжем Россию к себе. Поэтому она ездила к Путину и договорилась с ним о политических условиях. Кроме того, всегда было ясно, при каких условиях "Северный поток – 2" будет остановлен. Например, при тех, что мы имеем сегодня".
Габриэль считает, что Путин не начал бы на Украине военную операцию, если бы Ангела Меркель еще была канцлером. Путин очень уважал ее, по его собственным словам. Как женщину, стоящую во главе самой мощной державы Европы и понимающую Россию. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан также сказал в октябре, после того как посетил Шольца, во время пресс-конференции в берлинском культурном центре E-Werk, что при Меркель войны бы не было.