Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Для Китая Ближний Восток — незаменимый источник энергии

Anadolu: Ближний Восток имеет геополитическое значение для энергобезопасности Китая

© AP Photo / UntitledПредседатель КНР Си Цзиньпин и наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман во время встречи в Эр-Рияде. 8 декабря 2022 года
Председатель КНР Си Цзиньпин и наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман во время встречи в Эр-Рияде. 8 декабря 2022 года - ИноСМИ, 1920, 09.12.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Си Цзиньпин прибыл в Саудовскую Аравию для участия в арабо-китайских саммитах, сообщает Anadolu. КНР хочет расширить партнерство со странами Персидского залива, причем не только в энергетике, но и в военной сфере. Такими темпами Китай скоро вытеснит США и другие западные страны с Ближнего Востока.
Китай, крупнейший в мире импортер нефти, закупает более десяти миллионов баррелей черного золота в сутки, половина из которых поступает из стран Ближнего Востока.
Китай обращает на себя внимание своими инвестициями и проводимой политикой. Он день ото дня развивает отношения со странами Ближнего Востока.
Китайский лидер Си Цзиньпин в ходе визита в Саудовскую Аравию для участия в арабо-китайском саммите, а также в саммитах Персидский залив — Китай и Саудовская Аравия — Китай, встретится с королем Саудовской Аравии Салманом ибн Абдул-Азизом, наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом ибн Салманом, руководителями стран Персидского залива и некоторыми другими арабскими лидерами.
По данным Организации Лиги арабских государств по вопросам образования, культуры и науки, торговля между Китаем и арабским миром за последние 17 лет увеличилась почти в десять раз. Товарооборот между двумя сторонами вырос с 36,7 миллиарда долларов в 2004 году, когда был создан Форум китайско-арабского сотрудничества, до 330 миллиардов долларов в 2021 году.
Эта цифра выводит Китай вперед относительно США, Великобритании, стран Евросоюза и делает КНР основным торговым партнером всех арабских стран.
Увеличение китайских инвестиций в арабские страны до 213,9 миллиарда долларов в период с 2005-го по 2021-й год также выводит партнерство в иное экономическое измерение.

"Ближний Восток занимает особое место во внешней политике Китая"

Научный сотрудник Центра ближневосточных исследований (ORSAM) Серджан Чалышкан (Sercan Çalışkan) в беседе с агентством Anadolu дал оценку политике Китая на Ближнем Востоке.
По его словам, Китай является крупнейшим в мире импортером нефти, и импорт энергоресурсов в КНР из стран Ближнего Востока стоит на первом месте среди экономических интересов Китая в регионе. Пекинская администрация, импортирующая более десяти миллионов баррелей сырой нефти в сутки, половину этого импорта поставляет из стран Ближнего Востока.
Отметив, что зависимость Китая от энергии и доля нефтедобывающих стран Ближнего Востока в удовлетворении этой зависимости превращают Ближний Восток в незаменимый источник энергии для КНР, эксперт добавил: "Значение ближневосточных стран как для импорта нефти, так и для закупок природного газа ставит Ближний Восток на особое место во внешней политике Китая".

В 2019 году больше всего природного газа Китай импортировал из Катара

Если посмотреть на данные за 2022 год, наблюдается снижение импорта сырой нефти из России в Китай, тогда как фиксируется значительное увеличение объемов импорта из стран Ближнего Востока, таких как Ирак, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Кувейт, сообщил Серджан Чалышкан.
Наряду с зависимостью Китая от Ближнего Востока в области импорта сырой нефти импорт природного газа в Китай, превышающий 120 миллиардов кубометров в год, делает КНР зависимой и от газовых запасов стран региона. "Так, в 2019 году больше всего природного газа Китай импортировал из Катара — 84 миллиарда кубометров", — рассказал исследователь.

Саудовская Аравия — крупнейший поставщик нефти в Китай

"Объем двусторонней торговли Китая с Саудовской Аравией, которая в последние годы стала крупнейшим поставщиком нефти в Китай, обойдя Россию, увеличился с трех миллиардов долларов в 2000 году до 67 миллиардов долларов в 2020 году", — отметил Серджан Чалышкан. Эксперт напомнил, что наряду с нефтью две страны ведут переговоры по таким направлениям, как электричество, возобновляемые источники энергии, водород, а в результате визита короля Саудовской Аравии Салмана ибн Абдул-Азиза в Китай в 2017 году между сторонами были подписаны соглашения на сумму 65 миллиардов долларов.

Регион имеет геополитическое значение с точки зрения энергетической безопасности Китая

Страны Ближнего Востока, такие как Саудовская Аравия и Ирак, поставляющие значительную часть энергии, импортируемой Китаем, и водные пути, по которым транспортируются энергоресурсы из этих стран, такие как Персидский залив, Ормузский и Малаккский проливы, обладают геополитическим значением для обеспечения энергетической безопасности Китая, подчеркнул эксперт.
Далее собеседник агентства продолжил: "Китай, имеющий наибольшую долю в мировом потреблении нефти, для удовлетворения своих потребностей использует Ормузский пролив в качестве транзитного маршрута. Более половины от ежегодно импортируемых свыше 500 миллионов тонн сырой нефти Китай поставляет из Ближнего Востока и Северной Африки через Ормузский пролив".
По данным 2018 года, через Ормузский пролив, по которому транспортируется 21 миллион баррелей сырой и рафинированной нефти в сутки, была обеспечена треть мировой торговли нефтью, поставляемой морским путем. При этом суточная стоимость этой торговли составляла 1,2 миллиарда долларов, сообщил Серджан Чалышкан.
В этой связи возможные нападения на нефтяные танкеры в проливе, аварии или последствия политической борьбы между государствами серьезно затрагивают не только страны–экспортеры нефти, но и страны, чьи энергетические потребности в значительной степени зависят от других государств, прежде всего Китай. А это представляет собой один из жизненно важных интересов в нынешней политике в области энергетической безопасности, подчеркнул исследователь.

"Первая военная база Китая, созданная за рубежом"

В 2017 году Китай создал в Джибути свою первую зарубежную военную базу, а это, по выражению эксперта, говорит о том, что Китай может привнести военную перспективу в обеспечение безопасности энергетических маршрутов.
По мнению Серджана Чалышкана, со строительством порта Гвадар в Пакистане, часть которого также будет носить характер военной базы, а вместе с тем благодаря военной базе в Джибути Китай усилит и свое военное присутствие в регионе, прежде всего в Персидском заливе и Ормузском проливе.
Напомнив, что пекинская администрация дала четкий сигнал о том, каким значением для нее обладает Персидский залив и Ормузский пролив. Китай также провел военные учения с Россией и Ираном в Оманском заливе. Эксперт продолжил: "Китай хочет продемонстрировать всем игрокам, создающим угрозы для поставок энергоресурсов, прежде всего США, решимость в деле защиты маршрута импорта энергоносителей и сохранения, укрепления своего присутствия на Ближнем Востоке".
С другой стороны, у США в Кувейте, Саудовской Аравии, Бахрейне, Омане и Объединенных Арабских Эмиратах находится 41 военная база, а на авиабазе Аль-Удейд в Катаре размещено 11 тысяч американских военных, напомнил собеседник агентства.
Авторы: Зейнеп Тюфекчи Гюлай (Zeynep Tüfekçi Gülay), Хаджер Башер (Hacer Başer)