Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Налог для тех, кто зарабатывает на конфликте: ограничит ли ЕС доходы энергетических гигантов

ЕП: конфликт на Украине помог Западу установить рекорд по продаже ископаемого топлива

© AP Photo / Gerald HerbertНефтеперерабатывающий завод Exxon Mobil
Нефтеперерабатывающий завод Exxon Mobil - ИноСМИ, 1920, 14.02.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Пять крупнейших западных нефтегазовых компаний мира объявили о колоссальных суммах доходов за минувший год, пишет "Европейська правда". Ключевым фактором в формировании условий для беспрецедентных прибылей стал конфликт на Украине, но сам Киев ничего не получит.
Светлана Романко
По итогам 2022 года на этой неделе пять крупнейших нефтегазовых компаний мира объявили о колоссальных суммах доходов, суммарно объемом 199,4 миллиарда долларов.
Каждая из них установила новые рекорды поступлений от продажи ископаемого топлива в условиях вызванного Россией энергетического кризиса. Теперь ExxonMobil, при негласной поддержке Shell, Chevron, TotalEnergies и BP, пытается оспорить решение ЕС по обложению налогами их сверхприбыли.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Благодаря скачку цен на энергоносители прибыли этих компаний за прошлый год более чем удвоились:
ExxonMobil получила 59,1 миллиарда долларов, +157% относительно 23 миллиардов долларов в 2021 г.
Shell – 39,87 миллиарда долларов, +107% относительно 19,3 миллиарда долларов в 2021 г.
Chevron – 36,5 миллиарда долларов, +134% относительно 15,6 миллиарда долларов в 2021 г.
TotalEnergies – 36,2 миллиарда долларов, +100% относительно 18,1 миллиарда долларов в 2021 г.
BP – $27,6 миллиарда долларов, + 116% относительно 12,8 миллиарда долларов в 2021 г.
Конфликт на Украине стало ключевым фактором в формировании условий для беспрецедентных доходов.
Прибыли каждой из этих компаний стали рекордными. При этом на сегодняшний день все они публично объявили о выходе из России, последней была Total Energies.
Также известно, что эти компании в январе – июне 2022 года инвестировали в альтернативные источники энергии меньше пяти процентов своих доходов, отказываясь менять свою бизнес-модель, построенную на ископаемом топливе, несмотря на ее разрушительные последствия для окружающей среды.
Растущее сообщество политиков и экспертов призывает ввести налоги на непредвиденные доходы нефтегазовых компаний, так называемый windfall tax, для финансирования восстановления экономики Украины после конфликта. Вопрос дополнительного налогообложения их доходов становится все более критичным.
Windfall tax должен стать действенным способом быстро собрать большую сумму поступлений и перенаправить сверхприбыли нефтегазовой индустрии на государственные нужды, такие как помощь Украине, энергетическая безопасность и противодействие изменениям климата.

Что такое windfall tax

Это единовременный налог, налагаемый на компании, получившие чрезмерно высокие прибыли в условиях чрезвычайных обстоятельств.
Правительства используют их для увеличения налоговых поступлений в определенном году, ретроспективно повышая налоги на предприятия или отрасли, получившие непредсказуемую прибыль.
После начала конфликта на Украине в феврале 2022 года и понимании того, что ископаемые ресурсы – ключевой источник финансирования военной машины Кремля, вопрос о внедрении windfall tax остро встал в Великобритании, США, Германии и ЕС.
В мае 2022 года Великобритания ввела дополнительный налог на прибыль для всех компаний, добывающих нефть и газ в британских районах Северного моря, независимо от того, базируются ли эти компании в Великобритании или за рубежом.
Изначально это был дополнительный двадцати пяти процентный сбор, который увеличивал общую налоговую ставку в Великобритании до шестидесяти пяти процентов и должен был действовать самое позднее до конца 2025 года. Позже он был увеличен до тридцати пяти процентов или семидесяти пяти процентов общей налоговой ставки – и потенциально продлен до апреля 2028 года.
В августе финансовым комитетом сената США представлен законопроект "Акт о налогообложении крупных нефтяных доходов", предусматривающий двадцатиоднопроцентный налог на сверхдоходы нефтегазовых компаний, которые зарабатывают более одного миллиарда долларов ежегодно. Администрация Байдена готова ввести налог на сверхприбыль, но пока не хватает голосов, чтобы это сделать. Это может измениться в 2024 году.
В Германии налог активно обсуждали на национальном уровне, но он не был принят из-за спора в правящей коалиции: социал-демократы (SPD) и зеленые были за, но либералы (FDP) выступили против. Как показал соцопрос Infratest-dimap, проведенный в августе, семьдесят шесть процентов немцев поддерживали такой шаг.
Финансовые показатели компаний также свидетельствовали о необходимости windfall tax, в частности "троянский конь „Газпрома”" компания Wintershall сообщила о скачке скорректированной чистой прибыли за второй квартал 2022 года на двести шестьдесят два процента.
В сентябре Европейский союз ввел чрезвычайные налоги для энергетических компаний: первый в размере не менее тридцати трех процентов от прибыли компаний, добывающих ископаемое топливо, и еще один – с доходов энергетических компаний, полученных от роста цен на электроэнергию.
Европейская комиссия предложила ввести налоги на энергетические сверхприбыли, чтобы помочь компенсировать резкий рост счетов за электроэнергию и газ в Европе. Решением Совета ЕС все двадцать семь стран-членов поддержали это решение.
По предварительным оценкам, такие действия принесут ЕС в целом дополнительные двадцать пять миллиардов евро. Часть этих средств может и должна быть использована на поддержку Украины.
Президент Украины Владимир Зеленский, президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен и президент Европейского совета Шарль Мишель во время саммита Украина-ЕС в Киеве - ИноСМИ, 1920, 14.02.2023
Украина-лидер и Украина-двоечница: как Брюссель оценивает готовность Киева к вступлению в ЕСКиевская власть не понимает всей сложности проблем, масштаба вызовов и задач, которые она должна решить для вступления Украины в ЕС, пишет "Европейська правда". Ее бравурные заявления о "высокой готовности" не имеют оснований.

Угроза отката

Нефтегазовый гигант Exxon двадцать восьмого декабря подал иск против Европейской комиссии, пытаясь заблокировать налог ЕС на неожиданные сверхдоходы для нефтяных и газовых компаний.
В общем Европейском суде Exxon при негласной поддержке других нефтегазовых компаний оспаривает юридические полномочия ЕС вводить новый налог – полномочия, как она утверждает, исторически зарезервированы за суверенными странами. Теперь суд рассматривает этот иск. Его решение может иметь огромные последствия.
В состав Европейского общего суда входят по два представителя от каждой страны – члена ЕС, которые назначаются соответствующими правительствами на шесть лет с возможностью продления. Судьи являются подотчетными национальным правительствам стран-членов Евросоюза.
Учитывая это, целесообразно сформировать позицию Украины и донести ее через дипломатические каналы к правительствам тех стран-членов, которые являются активными союзниками Украины (Ирландия, Польша, Литва, Эстония, Финляндия), и начать с ними диалог по налогу на сверхдоходы нефтегазовых компаний.
Потенциальными союзниками Украины в этом вопросе являются также страны – члены ЕС, входящие в Beyond Oil andGas Alliance, в частности Дания, Швеция, Франция, Ирландия, Португалия.
ЕС должен защитить свое право восстановить справедливость и поставить индустрию ископаемого топлива в жесткие рамки. Без средств от налогообложения сверхприбылей нефтегазовых компаний ЕС не может оказывать помощь Украине в необходимых объемах, направленную для решения вопросов по безопасности, на гуманитарные и инфраструктурные нужды.
Целесообразно также рассмотреть идею создания нового трастового фонда мира и климатической стабильности, для которой финансовые учреждения, компании и инвесторы должны пожертвовать все активы в российской индустрии ископаемого топлива, которыми они номинально еще обладают, но фактически потеряли контроль.
Такой трастовый фонд, наряду с другими арестованными активами, может стать весомым источником финансирования для восстановления Украины.