Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия и Индия обсудили лицензионное производство истребителей пятого поколения: пойдет ли Су-57 по пути Су-30МКИ?

MWM: Россия и Индия обсудили лицензионное производство истребителей Су-57

© CC BY-SA 2.0 / Alan WilsonИстребитель Су-30МКИ ВВС Индии
Истребитель Су-30МКИ ВВС Индии - ИноСМИ, 1920, 17.02.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Единственная возможность для Индии приобрести истребитель пятого поколения – разместить крупный заказ и развернуть производство по лицензии Су-57, прямого преемника Су-30, пишет MWM. С Китаем и США осуществить подобное – по разным причинам – Дели не сможет.
Россия и Индия обсуждают возможности совместной разработки истребителей пятого поколения на мощностях компании Hindustan Aeronautics Limited (HAL), поскольку южноазиатское государство стремится модернизировать свой флот первыми боевыми самолетами пятого поколения. Генеральный директор российского "Рособоронэкспорта" Александр Михеев заявил по этому поводу следующее: "Россия готова продолжать сотрудничество в сфере совместного производства, в том числе по истребителю пятого поколения, и производить новые самолеты после подписания контракта на мощностях HAL. Это зависит от решений индийской стороны". Он добавил: "Опыт работы над самолетом Су-30МКИ совместно с Индией показал, что наши страны могут сотрудничать в столь чрезвычайно сложных и высокотехнологичных проектах как создание производства истребителя четвертого поколения. Эти самолеты составили костяк ВВС Индии и хорошо зарекомендовали себя на действительной военной службе".
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Су-30МКИ впервые поступил на вооружение в 2002 году и на тот момент многими считался самым боеспособным истребителем в мире, намного превосходя самолеты, которые российские ВВС приняли на вооружение в следующем десятилетии. Истребитель разрабатывался как вариант Су-30, сильно адаптированный под запросы индийской стороны — в том числе за счет радара с фазированной антенной решеткой и двигателей с вектором тяги, заимствованных с отмененного истребителя завоевания господства в воздухе Су-37 поколения "4++".
Ожидается, что прецедент, созданный программой Су-30МКИ, продолжится, если Индия разместит крупный заказ и развернет производство самолетов следующего поколения по лицензии. Скорее всего, выбор в таком случае падет на Су-57, прямого преемника Су-30, но, возможно, Индия предпочтет его менее развитый и более легкий аналог Су-75 "Шах и мат", который пока даже не достиг стадии прототипа.
Индия и Россия ранее вели совместную разработку модификации Су-57 в рамках программы FGFA, хотя этот проект широко раскритиковали за формат — в особенности за то обстоятельство, что подавляющее большинство технологий были российскими, а Индия внесла сравнительно скромный вклад. Кроме того, разработка Су-57 на тот момент фактически завершилась, и совместная программа с полным обменом технологиями ряду экспертов показалась неуместной. Тем не менее участие Нью-Дели свидетельствовало о высоком интересе к Су-57 со стороны индийских представителей власти, который не прекратился даже после закрытия программы FGFA. Хотя шанс, что Индия закупит Су-57 "с прилавка", как это, по сообщениям, сделал Алжир, сохраняется, все же представляется более вероятным, что истребитель будет производиться по лицензии в Индии при ограниченном обмене технологиями, как это было с Су-30МКИ. При этом самолет получит индийское оружие, дополнительное место летчика-оператора управления системой оружия и другие варианты настройки.
Су-57 поступили на вооружение ВВС России в 2020 году с опозданием на пять лет, в настоящее время на вооружении находятся лишь десять самолетов. Однако программа набирает обороты, а темпы производства быстро растут. Как ожидается, они достигнут 14 самолетов в год в 2024 году — наравне с текущими темпами производства Су-30, Су-34 и Су-35.
Пожалуй, важнее всего то, что по боевому опыту истребитель намного превосходит свои аналоги пятого поколения благодаря развертыванию против украинских сил с марта 2022 года — в том числе для ударов, подавления противовоздушной обороны, а, возможно, и воздушных боев. Ожидается, что боевой опыт против государственного противника вскоре после ввода в эксплуатацию значительно повысит доверие к Су-57 за рубежом. Истребитель ценится за передовые характеристики, в том числе использование шести радаров, исключительную маневренность, ракеты Р-77М с АФАР и очень большую дальность поражения.
По сути это единственная возможность для Индии приобрести истребитель пятого поколения, поскольку территориальные споры с Китаем исключают приобретение китайской альтернативы, а американский F-35 поставляется на строгих условиях экспорта, включая строгий контроль условий базирования и применения и скрытый контроль программного обеспечения со стороны США, но эти варианты для Индии неприемлемы из-за ее строго нейтральной внешней политики.