Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Куда идет Индия? Западу нужно укреплять единство, чтобы не допустить сближения Индии с Китаем и Россией

Nihon Keizai: Запад должен помешать Индии сблизиться с Россией и Китаем

© РИА Новости Михаил Климентьев / Перейти в фотобанкРабочий визит президента РФ В. Путина в Японию для участия в саммите "Группы двадцати"
Рабочий визит президента РФ В. Путина в Японию для участия в саммите Группы двадцати - ИноСМИ, 1920, 21.04.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Запад не должен допустить дрейфа Индии в сторону Китая и России, пишет Nihon Keizai. В противостоянии "демократий и автократий" позиция Нью-Дели сыграет ключевую роль. Япония может помочь Западу перетянуть Индию в свой лагерь.
Индию уже давно стали называть партнером, который разделяет "наши ценности и интересы". С момента возвышения Китая и укрепления его позиций в Индо-Тихоокеанском регионе, Токио и Нью-Дели, которые были отчуждены друг от друга во время холодной войны, начали развивать двусторонние связи и взаимодействовать в рамках "четверки" QUAD, в которую входят Япония, США, Австралия и Индия.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Однако после начала российской военной спецоперации на Украине в Японии и вообще на Западе стали все чаще стали появляться сомнения относительно того, действительно ли Индия на нашей стороне. Нью-Дели избегает осуждать Москву и отказывается присоединиться к западным санкциям. Мало того, Индия даже стала "взрывоопасным покупателем" российской сырой нефти и удобрений. Президент США Байден не стал скрывать своего недовольства. "В четверке QUAD шатается только Индия", — заявил он.
В Японии также возросло недоверие к правительству Индии, поскольку оно в последний момент отказалось пропустить через свое воздушное пространство самолеты сил самообороны, которые были отправлены для помощи украинским беженцам. С другой стороны, в Нью-Дели разразился политический скандал, когда министр иностранных дел Ёсимаса Хаяси не появился на встрече министров иностранных дел G20 в марте, отдав приоритет якобы срочным заседаниям японского парламента. При администрации Абэ Токио и Нью-Дели даже провозгласили "Особое стратегическое глобальное партнерство". Но теперь, похоже, те времена прошли, и в отношениях наших стран появляется все больше недопонимания.
Премьер-министр Индии Нарендра Моди на саммите лидеров G20 в Нуса-Дуа, Бали. 16 ноября 2022 года - ИноСМИ, 1920, 18.03.2023
Кто друг Индии, а кто враг? Правительство Моди запуталось в клубке США-Китай-Россия-ПакистанИндия запуталась в клубке противоречий, пишет The Print. Автор статьи пытается разобраться в друзьях и противниках Нью-Дели, а также понять причины несоответствия стратегического курса Нарендры Моди и общественного мнения в стране.
Как говорилось в книге "Индийская реальность", в целом вообще неразумно считать, что ценности и интересы Индии совпадают с ценностями и интересами передовых западных государств. Индия — это развивающаяся страна с формирующейся рыночной экономикой. Она борется против существующего миропорядка, возглавляемого развитыми странами, в том числе в вопросах международной торговли в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) и международных финансов в рамках Международного валютного фонда (МВФ), а также в вопросах изменения климата в ООН и т.д. Индия в 2023 году является председателем G20, и премьер-министр Моди, по его собственным словам, будет "представлять исключительно голос глобального Юга".
С геополитической точки зрения Индия — ярко выраженная континентальная нация, расположенная в Евразии, тогда как другие члены четверки QUAD — страны морские. Поскольку на своих сухопутных границах Индия сталкивается с двумя большими угрозами, Китаем и Пакистаном, ей приходится вынужденно поддерживать какие-то дружеские отношения с другими соседними странами, например, Ираном, Афганистаном и Мьянмой. Поэтому и возникают проблемы с Западом. Иран находится под западными санкциями, Мьянма после государственного переворота вернулась к военному правлению, а Афганистан после вывода войск США вновь оказался под властью Талибана*.
Сколько бы ни было у Индии союзников в Индо-Тихоокеанском регионе, она прежде всего принадлежит евразийскому континенту и должна, как говорится в японской поговорке, "целиком прислушиваться к его капризному голосу". Одним из ключевых игроков в Евразии является Россия. В этих условиях Нью-Дели нельзя отпускать своего старого партнера Москву ни на шаг.
В последние годы наблюдается заметный разрыв между Индией и Западом в вопросе таких традиционных западных ценностей, как свобода, права человека и демократия. После инаугурации второй администрации Моди в 2019 году в Индии укрепилось возглавляемое им антидемократическое движение, которое направлено на притеснение и даже ликвидацию меньшинств и построение индуистского государства. Среди применяемых методов, например, отмена автономии Кашмира и принудительный пересмотр Закона о гражданстве. В стране притесняют и запрещают оппозиционные партии, общественные группы и СМИ.
Американская правозащитная организация Freedom House с 2021 года понизила статус Индии со "свободной" до "частично свободной". С точки зрения шведского института V-Dem, если оценивать уровень развития либеральной демократии, страна находится где-то между либеральными демократиями, такими как Япония и США, и авторитарными странами, такими как Китай и Россия. Согласно Индексу свободы прессы, в 2022 году Индия опустилась на 150-е место из 180 и лишь немногим опередила Россию, находящуюся на 155-м месте. По мнению Соединенных Штатов и Европы, Индия больше не является либеральной демократией, и это их беспокоит.
Тем не менее, учитывая подъем Китая и укрепление китайско-российских отношений в контексте украинского конфликта, у Запада, включая Японию, нет возможности "держать дистанцию" от Индии. Это связано с тем, что Нью-Дели исторически является ключевым игроком на мировой арене и останется им в ближайшем будущем, особенно в Индо-Тихоокеанском регионе.
Китайская экономика демонстрирует признаки замедления из-за затянувшейся политики "нулевого коронавируса" и явного отделения от экономики США. Тем не менее, в 2030-е годы Китай обойдет Соединенные Штаты по объему валового внутреннего продукта (ВВП). В итоге Вашингтон и Пекин окажутся на одном уровне мирового владычества.
Кроме того, продолжится конкуренция между автократическим лагерем, в который входят Китай, Россия, Иран, Турция, Саудовская Аравия и другие крупные державы, и лагерем либерально-демократическим, в который входят США, Западная Европа, Япония и Австралия и т.д. Судя по прогнозам, ни один из них не будет обладать абсолютным преимуществом. Так что огромное значение будет иметь то, какую группировку выберет Индия, самая населенная страна планеты, которая в обозримой перспективе обойдет Германию и Японию и станет третьей по величине экономикой мира.
Вес Нью-Дели на международной арене продолжит расти. По данным PwC, крупного мирового консалтингового агентства, высокие темпы роста Индии, в которой проживает большое количество молодежи, сохранятся до 2040-х годов. ВВП Японии к тому времени будет составлять менее четверти ВВП Индии.
Если на основе этого прогноза ВВП рассчитать военные расходы на последующие 50 лет, цифры получатся шокирующие. Похоже, Соединенным Штатам придется приложить огромные усилия, чтобы сохранить за собой первое место по тратам на оборону. Разрыв между Китаем и США сократится вдвое: с 2,8 раза в 2021 году до 1,4 раза. Однако ещё более примечателен прогноз роста оборонных расходов Индии. Сегодня военный бюджет страны составляет менее 10% расходов США и менее 30% расходов Китая. Даже если Япония увеличит свой оборонный бюджет до 2% ВВП, она все равно будет сильно отставать от США, Китая и Индии.
Учитывая соперничество между Соединенными Штатами и Китаем, подъем Пекина и относительное снижение могущества либеральных демократий, включая Японию и Австралию, будущий экономический порядок и безопасность в Индо-Тихоокеанском регионе будут зависеть от действий Нью-Дели. Не будет преувеличением сказать, что для поддержания основанного на праве либерального международного порядка и сохранения "свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона" Западу придется всеми силами привлекать на свою сторону Индию.
Премьер-министр Японии Фумио Кисида, слева, и премьер-министр Индии Нарендра Моди перед встречей их делегаций в Нью-Дели 20 марта 2023 год - ИноСМИ, 1920, 21.03.2023
Япония выделит 75 миллиардов долларов на развитие Индо-Тихоокеанского региона, но над ним маячит тень УкраиныВ ходе встречи с премьером Индии Моди в Нью-Дели премьер Японии Кисида сделал заявление по Индо-Тихоокеанскому региону, пишет TOI. При этом он вообще не коснулся Китая, однако семь раз упомянул конфликт на Украине. Его антироссийские выпады не нашли поддержки у индийской стороны.
Премьер-министр Фумио Кисида посетил Индию сразу после того, как Нью-Дели выразил открытое недовольство отсутствием японского представителя на встрече министров иностранных дел G20 в марте. Похоже, он осознавал все перечисленные выше моменты. В своем выступлении в Индийском совете по международным делам Кисида подчеркнул важность свободы и верховенства закона в международном сообществе, принимая во внимание действия России и Китая, и назвал Индию "важнейшим партнером". С другой стороны, он осторожно отметил, что в мире существуют разные ценности и что нельзя навязывать "свои" ценности другим странам.
Об этом он говорил и в США в январе. Таким образом Япония, в отличие от США и Европы, хотя бы на словах демонстрирует позицию невмешательства во внутренние дела Индии. Другое дело Америка. Например, на переговорах в формате "2+2" министров иностранных дел и обороны Индии и США в 2022 году госсекретарь США Блинкен открыто заявил, что он "встревожен" ростом нарушений прав человека в Индии. Тогда министр иностранных дел Индии Джайшанкар решительно возразил. Он напористо утверждал, что в самих Соединенных Штатах также происходят нарушения прав человека.
Если учитывать необходимость привлечь Нью-Дели в западный лагерь, выступления премьер-министра Кисиды можно оценить как довольно мудрые. Рост авторитаризма и ограничение внутренних свобод и прав человека в Индии отрицательно скажутся на дипломатии, безопасности и экономике страны. Индия начнет больше сближаться с Китаем и Россией, а западный бизнес начнет колебаться при входе в страну из-за ESG-принципов (экологическое, социальное и корпоративное управление).
Премьер-министр Кисида в своем выступлении во время последнего визита в Индию тонко похвалил ее, сказав, что эта страна до сих пор была крупнейшей демократией в мире, и должна и в дальнейшем оставаться таковой.
Как демократическая страна в Азии, мы не должны забывать работать над тем, чтобы вернуть Индию к либерально-демократической идеологии. При этом у Японии есть даже преимущество перед США и Западом, поскольку мы можем общаться с Индией как с такой же "азиатской демократией", а не с позиции "сверху вниз", как это делают Вашингтон и многие европейские столицы.
Автор: Тору Ито (Toru Ito) — политолог, профессор Академии сил самообороны Японии
* террористическая организация, запрещенная в РФ