Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Швеция, еще недавно слывшая мирным государством всеобщего благоденствия, превратилась в горячую точку и лидирует в Европе по убийствам с применением огнестрельного оружия, пишет WSJ. Проблема вытекает из плохой интеграции, но усугубилась годами бездействия властей и полиции.
Суне Энгель Расмуссен (Sune Engel Rasmussen)
Стокгольм— Одним майским вечером шведская полиция попросила местную версию передачи "Их разыскивает вся Америка" показать фотографии двух молодых людей, разыскиваемых за стрельбу по соперничающей банде наркоторговцев из Уппсалы, к северу от Стокгольма.
Через три часа в дверь Сердара Сарихана, отца одного из подозреваемых, постучали вооруженные неизвестные. И застрелили его, пока жена и другие дети были наверху.
Убийство — совершенное, по мнению шведских властей, из мести — открыло новую главу жестокости в захлестнувшей страну волне бандитизма. Швеция, еще недавно слывшая мирным государством всеобщего благоденствия, превратилась в горячую точку и лидирует в Европе по убийствам с применением смертоносного оружия.
В стране бушуют бандитские войны за территорию и контроль над торговлей наркотиками. Их подпитывает приток оружия, личная месть и обилие охочей до "приключений" молодежи — в том числе из обездоленных общин мигрантов. В результате шведский уровень убийств с применением огнестрельного оружия примерно в 2,5 раза превышает среднеевропейский показатель, по данным Национального совета по предупреждению преступности.
В прошлом году в стране было застрелено 62 человека (по сравнению с 45 в 2021 году). При этом общий уровень убийств в Швеции составляет примерно одну шестую от американского. Но в европейском контексте Швеция не знает равных. По уровню огнестрельных убийств на душу населения Стокгольм опережает Лондон почти в 30 раз.
Преступники постоянно молодеют, а их методы все жестче — в ход уже пошли ручные гранаты и заложенные взрывные устройства, от которых все чаще страдают случайные прохожие и дети.
Самый нашумевший из главарей этих банд — 36-летний Рава Маджид, более известный как Курдский лис, считает автор двух книг об организованных преступных группировках Швеции Диамант Салиху.
"Рава Маджид — предприимчивый главарь, который мечтает стать скандинавским Пабло Эскобаром", — сказал Салиху. Шведская полиция считает, что Сарихана застрелили как раз люди Маджида.
Сегодня Маджид обосновался в Турции, вне досягаемости шведских прокуроров, откуда и управляет своей бандой и наркотрафиком. В Швецию Маджида привезли новорожденным в 1986 году — его родители бежали из Иракского Курдистана, где его мать боролась с режимом Саддама Хусейна в составе левого курдского ополчения "Пешмерга". Позже он получил шведское гражданство.
В молодости он проводил много времени с двоюродными братьями, вставшими на путь криминала. Свой первый трехмесячный тюремный срок он получил в 2006 году в возрасте 20 лет. Затем последовали еще два приговора, последний из которых в 2015 году, после того как полиция обнаружила у него дома тайник с краденым спиртным, наркотиками и драгоценностями.
Когда Маджид вышел на свободу в 2018, он стал именовать себя Курдским лисом. Дело в том, что его имя, Рава, напоминает шведское слово räv. Двоюродный брат приветствовал его подарком: золотой цепочкой с подвеской в виде лисы.
Адвокат Маджида на просьбу дать комментарий не откликнулся.
Масштабы насилия в этой постоянно ширящейся бандитской войне потрясли многих шведов до глубины души. Жену одного из членов банды застрелили прямо на улице с новорожденным ребенком на руках. А в январе в одном из модных ресторанов в самом центре Стокгольма взорвалась бомба.
Стокгольмцы опасаются, что их детей втянут в организованную преступность.
"У меня есть сын, ему 13. Он может и не устоять перед искушением", — посетовала одна жительница Альбю, южного пригорода столицы. Над двумя близлежащими многоэтажками и полицейским оцеплением кружил вертолет. Часом ранее местные жители получили ножевые ранения. "Я здесь выросла. И мне всегда казалось, что здесь безопасно. А теперь я боюсь выходить на улицу после восьми вечера", — сказала она.
В 2020 году казалось, что шведскую полицию ждет долгожданная передышка: общеевропейское расследование взломало зашифрованную телефонную сеть EncroChat, которой пользовались преступные группировки. Дело кончилось сотнями арестов. Но это также развязало новую войну за территорию из-за того, что образовался вакуум преступной власти.
Маджид воспользовался ситуацией и расширил свою сеть торговли людьми в Швеции и за ее пределами, отчасти через осведомителей в самой полиции, как показали файлы EncroChat. Однако после ареста одного из курьеров он подался в бега.
Сначала он отправился в Иракский Курдистан, на родину родителей, а затем в начале 2022 года всплыл в Турции. Диаманту Салиху он объяснил, что обзавелся турецким гражданством благодаря инвестициям — для это требуется минимум 400 000 долларов.
Уже оттуда, как явствует из полученных шведской прокуратурой зашифрованных сообщений, Маджид обсуждал с оставшимися в Швеции подельниками, как "убрать" члена соперничающей банды. Предлагалось все — от пистолетов и автоматов Калашникова до гранатометов. Самые верноподданные его сторонники даже пугают граждан одним его именем. Популярный молодой рэпер 5iftyy позировал в Instagram,* выложив стодолларовыми купюрами слово "лис" и целясь из пистолета прямо в камеру — при этом лица его свиты были скрыты лисьими смайликами.
По словам Якоба ван Роя, главы оперативной группы стокгольмской полиции, которая уже три года расследует его деятельность, Маджид активно управляет наркобизнесом и вовсю отдает приказы.
При этом запросы Швеции об экстрадиции раз за разом отклоняются.
Турция и Швеция в размолвке с тех пор, как Анкара заблокировала заявку Стокгольма на вступление в НАТО с началом боевых действий на Украине. Анкара винит Швецию в укрывательстве курдских боевиков и отказе высылать турецких граждан.
В ответ Швеция подняла дело Маджида на переговорах с Анкарой, чтобы показать, что Турция сама не готова к экстрадиции определенных лиц, отметил один высокопоставленный шведский чиновник, присутствовавший на переговорах.
Но на данный момент никакие судебные разбирательства Маджиду не грозят, и насилие лишь нарастает, став одной из главных тем общенациональной дискуссии.
Поскольку за большинством перестрелок в Швеции стоят выходцы из иммигрантской среды, это повлекло за собой всплеск правого популизма. На выборах 2022 года более 20% голосов набрали Шведские демократы, став второй по величине политической силой страны. Своими корнями партия уходит в нацистскую идеологию. Сегодня она отвергает нацизм и белый шовинизм, однако в непрекращающемся насилии партия винит чересчур либеральную миграционную политику Швеции.
Новое правоцентристское правительство уже пообещало ее ужесточить, удвоить тюремные сроки за участие в организованной преступности, расширить электронную слежку и высылать провинившихся неграждан из страны.
"По сравнению с другими странами наше уголовное право гораздо мягче. И сейчас мы потеряли контроль над ситуацией", — признался советник министра юстиции Даниэль Бергстрём.
Эксперты, однако, считают, что простого объяснения насилию нет.
Бывший член ОПГ, а ныне криминалист Никой Джане считает, что власти не только не смогли помочь беженцам вжиться в общество, но и сами изолировали их в отдельных кварталах, где царит повальная безработица и нет возможности излечиться от того же посттравматического стрессового расстройства.
"Да, преступники несут ответственность, но они сами — жертвы обстоятельств", — считает Джане.
Доцент криминологии Университета Мальмё и специалистка по организованной преступности Манне Йерелль считает, что проблема вытекает из плохой интеграции, но усугубилась годами бездействия властей, полиции и политиков.
Сегодня от 75% до 80% смертоносных перестрелок остаются нераскрытыми. А низкий риск быть арестованным все чаще толкает молодежь убивать за вознаграждение, назначаемое главарями банд, считает криминалист Салиху.
В марте этого года полиция заявила, что люди Маджида явились домой к Сердару Сарихану после того, как его сын Адем стал членом вражеской банды — его личность была раскрыта в криминальном телешоу. Сарихан был застрелен в дверях, один раз в живот и один раз в спину.
Дедушка Адема, Омер, инженер-строитель. В Швецию он приехал из Турции в 1979 году и много лет проработал таксистом, прежде чем начал работать в сыновней компании по недвижимости в Альбю. Он считает, что его сына убили, чтобы запугать Адема и его банду.
"Мы всю жизнь вкалывали. Моему сыну хорошо здесь жилось, — сказал Сарихан-старший. — То, что сейчас происходит в Швеции, — это не просто бандитские разборки. Это терроризм".
__________________________________________________
* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская — Прим. ИноСМИ