Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Позиции США и Индии по Пакистану и России не совпадают, но в целом довольно близки

© Bay IsmoyoПрезидент США Джо Байден (слева) беседует с премьер-министром Индии Нарендрой Моди во время саммита G20 в Нуса-Дуа, Бали, Индонезия, вторник, 15 ноября 2022 г.
Президент США Джо Байден (слева) беседует с премьер-министром Индии Нарендрой Моди во время саммита G20 в Нуса-Дуа, Бали, Индонезия, вторник, 15 ноября 2022 г.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
США не могут отказаться от выгодного партнерства с Индией, пишет The Print. Однако всеобъемлющим его вряд ли назовешь: вопросы военного и торгового сотрудничества Вашингтон и Нью-Дели проработали на "отлично", но за тему России страны получают "неуд", пишет автор статьи.
Партнерство с Индией выгодно США. Визит Моди призван донести это до американской общественности, СМИ и стратегов
Пока премьер-министр Нарендра Моди готовится к государственному визиту в Соединенные Штаты, возник вопрос: на каком уровне сегодня находятся индийско-американские отношения? Двадцать с лишним лет аналитики обеих стран называли их сложными, а главной чертой считали скорее недоверие, нежели новые возможности. В новостной картине обеих сторон преобладают, как правило, истории о различиях — будь то в отношении Пакистана и Украины, торговли и внутренней политики. Тем не менее, несмотря на ряд существенных разногласий, в рамках этих отношений различные лидеры (с индийской стороны Атал Бихари Ваджпаи, Манмохан Сингх и Нарендра Моди, а с американской — Билл Клинтон, Джордж Буш-младший, Барак Обама, Дональд Трамп и Джо Байден) занимаются расширением взаимных инвестиций. И действительно, с учетом широты проблем и структур, индийско-американские отношения, возможно, переживают лучший период в истории, и даже острые разногласия теперь обсуждаются максимально непредвзято.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Единственное изменение за последние десять лет заключается в том, что, помимо структуры, отношения стран приобрели множество точек соприкосновения. Стратегические диалоги Соединенных Штатов и Индии включают QUAD (вместе с Японией и Австралией), I2U2 (с Израилем и ОАЭ), «Диалог 2+2» с участием министров обороны и иностранных дел, Группу по оборонной политике (DPG) и совместную инициативу по критическим и новым технологиям (iCET). Не стоит также забывать о форуме по торговой политике, коммерческом диалоге, экономическом и финансовом партнерстве, стратегическом торговом диалоге и форуме генеральных директоров. Еще больше повестка расширяется за счет встреч на уровне кабинета министров, включая программу «Стратегическое партнерство в области чистой энергии» и диалог о высшем образовании. Также Индия участвует в трех из четырех основных направлений Индо-Тихоокеанской экономической системы (Indo-Pacific Economic Framework, IPEF). Пришло время подвести итоги того, чего уже удалось и еще предстоит достичь в рамках всех этих обсуждений, а также определить области, в которых сохраняются противоречия.

Оценка «Отлично». Двусторонние отношения меняются в лучшую сторону

QUAD, I2U2, военные обмены, сотрудничество в сфере обеспечения безопасности на море, двусторонняя торговля, энергетические потоки, индийские студенты и индийско-американское сообщество
Возможно, наиболее резкое сближение позиций за последние годы произошло по стратегическим вопросам. Идея тесного сотрудничества Индии и США с третьими странами в других регионах обсуждалась много лет, а теперь стала реальностью. Основным механизмом является QUAD, который работает над отдельными результатами в области критических и новых технологий, оповещений о морской обстановке, инфраструктуры, здравоохранения, кибербезопасности, космоса и чистой энергетики. Члены QUAD, включая Японию и Австралию, не прекращают обмен мнениями о стратегических разработках и совместную разноформатную работу в сфере безопасности. Координация действий их правительств в отношении Китая и Индо-Тихоокеанского региона в настоящее время носит широкий и регулярный характер. Более молодой проект I2U2, в котором участвуют Израиль, ОАЭ, Индия и США, включает в себя конкретные планы и программы в сфере продовольственной безопасности и чистой энергии.
Что касается двусторонней безопасности, взаимодействие между военными — включая переговоры между штабами, обмен мнениями и военные учения — повысило способность армий двух сторон действовать сообща и формировать привычки к сотрудничеству. Подписываются соглашения, призванные облегчить логистику и обеспечить коммуникации, а также некоторые другие базовые протоколы. Особенно многообещающим выглядит сотрудничество в сфере обеспечения безопасности на море, включая новую инициативу Индо-Тихоокеанского партнерства в области оповещений о морской обстановке (IP-MDA), которая предполагает общерегиональный обмен спутниковыми данными о радиочастотах с целью обеспечения безопасности на море.
Кроме того, между Индией и США значительно вырос объем двусторонней торговли товарами и услугами с последующим созданием рабочих мест в обеих странах. Особое значение имеет рост экспорта энергоносителей (нефть и газ) из США в Индию по сравнению с незначительными показателями 20-летней давности. Соединенные Штаты остаются предпочтительным зарубежным направлением для получения высшего образования среди жителей Индии, делая ее второй по величине страной происхождения иностранных студентов в США. Индийско-американское сообщество продолжает успешно служить связующим звеном между двумя странами, повышая интерес Индии к США и улучшая их исследовательские, культурные и деловые контакты.

Оценка «Хорошо». Происходит постепенное улучшение связей

Западная Азия, Африка, ООН и многосторонние организации, совместное производство продукции военного назначения, чистая энергетика, технологии и деловые отношения
Со стратегической точки зрения, Индия и Соединенные Штаты улучшают координацию в ряде географических регионов и учреждений, хоть и с чуть более низкого уровня. Сюда относятся Западная Азия (Ближний Восток) и Африка. Структура голосования в ООН остается четкой и неизменной, и в настоящее время наблюдается более широкий диалог и сотрудничество по вопросам институционального членства и борьбы с терроризмом. Ситуация улучшается в рамках многих многосторонних организаций, включая новые институты и те, в которых та или иная сторона не является членом (например, Парижский клуб). Кредитные учреждения и гуманитарные организации двух стран также сближаются, изучая конкретные проекты в третьих странах. Что касается безопасности, то продажи и поставки оборонных товаров из США в Индию выросли, совместное производство увеличилось, а большинство крупных оборонных компаний в настоящее время закупается у индийских поставщиков.
Одну из многообещающих областей сотрудничества представляют собой чистая энергетика и сопутствующие технологии. Американские компании инвестируют в перспективный сектор возобновляемой энергетики Индии, хотя до желаемых объемов еще далеко. Существует также значительный интерес к индийской программе стимулирования производства зеленого водорода, а американские фирмы уже производят в Индии электролизеры. Ведется совместная работа в области важнейших минералов (особенно лития, графита и кобальта) и предоставления информационных услуг о климате.
Госсекретарь США Энтони Блинкен во время визита в Саудовскую Аравию в четверг, 8 июня 2023 года
Визит Блинкена в Саудовскую Аравию. Сыграет ли ставка Вашингтона?У США "потекли слюнки" от экономической выгоды, которую можно извлечь благодаря сотрудничеству с Саудовской Аравией, пишет NoonPost. Однако Эр-Рияд уже понял: нужно диверсифицировать внешнеполитические связи. И отказываться от заманчивых предложений Москвы и Пекина нет смысла, считает автор статьи.
Помимо чистой энергетики, в позитивном направлении развивается и более широкое технологическое партнерство: телекоммуникации 5G, выявление недостатков в цепочках поставок полупроводников, многообещающие достижения в области космических технологий, развитие сетей между инвесторами и сотрудничество в области цепочек поставок, борьбы с финансированием терроризма и уклонением от уплаты налогов. Разногласия по поводу управления данными удалось во многом устранить путем включения понятия надежных географических регионов в грядущие законодательные и нормативные акты Индии в области разработки цифровых решений. Во многих из этих сфер политические режимы все сильнее стыкуются в расчете на дальнейшее практическое сотрудничество. И наконец, двум странам все еще открываются многие неизведанные возможности, несмотря на и без того прочные деловые связи, отмеченные значительным присутствием индийских и американских корпораций на территориях друг друга.

Оценка «Удовлетворительно». Инертное или не впечатляющее сотрудничество

Афганистан, Мьянма, Иран, военные НИОКР, биотехнологии, визы и американские студенты в Индии
Есть несколько областей, в которых индийско-американские отношения не могут выйти из тупика. В стратегической сфере сюда относится Афганистан, где Индия была исключена из Дохинского процесса, несмотря на общность целей. В настоящее время она имеет прямые каналы связи с движением Талибан*. Что касается Мьянмы, то и Индия, и США призывают ее вернуться к демократии, но из-за географических и стратегических различий используют для этого разные средства и уровни взаимодействия с военным руководством. Определенный диссонанс вызывает также Иран, и он частично осложняется переговорами вокруг Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) касаемо иранской ядерной программы.
Отстают от других аспектов отношений совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в области обороны. Ранее соответствующим механизмом была Инициатива в области оборонной торговли и технологий (Defence Trade and Technology Initiative, DTTI), но она оказалась ограничивающим фактором ввиду недостатка передовых оборонных технологий, в которых Индия и США имели общие потребности и взаимодополняющие возможности. Теперь изучаются новые усилия, в том числе активизируемые в рамках iCET, по укреплению сотрудничества в оборонной промышленности. Одним из них является создание инновационного «моста» INDUS-X, который объединит частный сектор и стартапы.
Технологическое сотрудничество хоть и углубилось в целом, некоторые секторы, такие как биотехнология и фармацевтика, столкнулись с трудностями из-за вопросов интеллектуальной собственности. Проблемы вроде стоимости и доступности говорят о том, что системы здравоохранения Соединенных Штатов и Индии зачастую не синхронизированы. Гуманитарные связи затрудняются архаичным визовым режимом США и проблемами с оформлением документов, а усугубила все пандемия COVID-19. Из-за этого в последние годы снизилось количество поездок индийских туристов, бизнесменов и студентов в Америку, хотя ее правительство прилагает значительные усилия, чтобы исправить ситуацию. Число индийских студентов и их интерес к учебе в Штатах остаются высокими, а вот из США в Индию учиться едут немногие. Это отражается как на высшем образовании, так и на инфраструктуре последней. Следовательно, американцы недостаточно осведомлены о возможностях в Индии — особенно те, кто не связан с правительством и частнопредпринимательским сектором.

«Неуд». Существенные разногласия

Россия, Пакистан, Бангладеш, демократия и многосторонние торговые переговоры
Стратегические разногласия между Вашингтоном и Нью-Дели сохраняются, когда речь заходит о России, Пакистане и Бангладеш, хотя связанные с ними вопросы уже стали открыто обсуждаться на двусторонних форумах. Индия по-прежнему видит необходимость взаимодействия с Россией в таких областях, как неядерная оборона, энергетика, продовольственная безопасность, важнейшие виды техники и технологий вроде атомной энергетики и космоса, а также в рамках более крупных стратегических евразийских приоритетов. Соединенные Штаты, с другой стороны, поддерживают давние отношения с различными заинтересованными сторонами в Пакистане, несмотря на неутихающие там политические и экономические потрясения. Иногда это приводит к попыткам возобновить взаимодействие и помощь Пакистану, хотя уровень доверия к нему и значимости самого вопроса снизился. Что касается Бангладеш, то США и Индия видят там разные наборы проблем, при этом последний делает акцент на укреплении экономических, торговых связей и возможностей взаимодействия с действующим правительством.
Другие различия возникают в контексте демократии: разногласия наблюдаются в концепциях и приоритетах, несмотря на участие Индии в возглавляемом США Глобальном саммите за демократию и сотрудничество двух стран по укреплению демократических институтов в третьих странах и регионах. Эти разногласия наиболее очевидны в регулярных отчетах исполнительной власти США о свободе вероисповедания, но также поднимаются в американском конгрессе — в основном левыми силами, но иногда и среди религиозных правых — и средствах массовой информации. Индийское правительство, тем временем, отвергает подобные заявления как ненужное вмешательство и время от времени указывает на несовершенства американской демократии. Наконец, острые разногласия продолжают проявляться на многосторонних торговых переговорах, которые зачастую отличает более враждебный тон по сравнению с двусторонними коммерческими дискуссиями.

Заключение

В целом, существующие между Индией и США аспекты сотрудничества явно перевешивают области фундаментальных разногласий. Американские чиновники высоко оценивают пользу партнерства с Индией, даже если стратегическое сообщество, СМИ и широкая общественность это мнение не разделяют. По тому же принципу Нью-Дели стал больше инвестировать в отношения с Вашингтоном на фоне обострившихся разногласий с Пекином по вопросам безопасности, региональной политики, экономики и технологий. Действительно, Индия часто обращается к Соединенным Штатам, несмотря на двойственность глобальных настроений в отношении власти и политики США, например, после вторжения в Ирак или избрания президентом Дональда Трампа. Индия продолжит подходить к мировым проблемам с присущей ей независимостью, и мало кто из руководства США питает иллюзии относительно достижения полномасштабного политического сближения с Нью-Дели. Реальный вопрос заключается в том, насколько стороны смогут максимизировать выгоду от многочисленных перекрещивающихся интересов, особенно с учетом неопределенности избирательных циклов и внутриполитических факторов в ближайшем будущем.
Автор: Дхрува Джайшанкар (Dhruva Jaishankar) — исполнительный директор ORF America в Вашингтоне, округ Колумбия.
* Организация находится под санкциями ООН за террористическую деятельность