Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как страны БРИКС формируют поистине новый мировой порядок

© Пресс-служба МИД РФ / Перейти в фотобанкГлава МИД РФ С. Лавров принял участие в совещании министров иностранных дел стран БРИКС в Кейптауне
Глава МИД РФ С. Лавров принял участие в совещании министров иностранных дел стран БРИКС в Кейптауне
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Предстоящий саммит группы БРИКС продемонстрирует ее крепнущую мощь, считает автор статьи в The Nation. По ее мнению, жизнеспособность этого объединения хорошо демонстрирует, что попытки США задушить Россию экономически и политически в ответ на украинский конфликт провалились.
Хелена Коббан (Helena Cobban)
Международная группа БРИКС, куда входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР, с момента своего основания после финансового кризиса 2008–2009 годов на мировой арене вела себя скромно и особо себя не выпячивала. Но в прошлом году пятеро членов БРИКС впервые в истории превзошли по совокупному объему производства (рассчитанного по паритету покупательной способности) "Семерку" под началом США. А уже в этом году БРИКС готов расширить свою роль в мировых делах: похоже, что на предстоящем саммите, намеченном на конец августа в ЮАР в состав группы могут влиться еще 13 ключевых стран Глобального Юга — в том числе Саудовская Аравия и Иран.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Жизнеспособность БРИКС ярко подчеркивает, что попытки Вашингтона задушить Россию экономически и политически в ответ на конфликт на Украине провалились. В более широком смысле это свидетельствует о том, что господство горстки западных стран в мировой политике после пяти с лишним веков подходит к концу — им на смену приходит совершенно иной мир, уже без владычества белых.
Нынешний рост влияния БРИКС обусловлен тремя ключевыми событиями. Во-первых, страны Глобального Юга разгневались на западные страны за то, что в эпидемию коронавируса те подмяли под себя доступ к медикаментам и монополизировали ключевые патенты. Во-вторых, после выборов в ноябре прошлого года в Бразилии к власти пришел бывший президент Лула да Силва. Его победа положила конец пятилетнему правлению правого лидера Жаира Болсонару: при Луле Бразилия подтвердила свою преданность политике с прицелом на развитие и ориентированной на Юг, которая всегда лежала в основе проекта БРИКС.
Третий же источник жизнеспособности — мощный глобальный отпор экономическим санкциям, введенным президентом Байденом против России в прошлом году. За последние десятилетия экономические санкции стали одним из дежурных ответов США на любые внешнеполитические вызовы. В подавляющем большинстве случаев — от санкций против Кубы в 1959 году и против Ирака в 1990-х до действующих и поныне против Ирана, Венесуэлы, Сирии или Афганистана — американские меры больно ударили по обычным гражданам и лишь упрочили власть правительств, которые Вашингтон якобы хочет образумить или свергнуть. (Вот и думай после этого).
В нынешнем столетии список "подсанкционных" стран, против чьих лидеров и национальных институтов действуют разного рода ограничения, пополнился. В 2018 году президент Трамп ввел торговые пошлины против Китая — таким образом к "подсанкционным" прибавились еще и "тарифицированные". Президент Байден не только сохранил эти антикитайские пошлины в силе, но и добавил санкций против ряда китайских государственных организаций.
Затем, в начале 2022 года, Вашингтон неожиданно вписал в "подсанкционную" команду Россию — страну с крупной и прочной экономической базой. Этот шаг парадоксальным образом подтолкнул все пострадавшие страны к поиску альтернатив всем тем инструментам, которыми Вашингтон навязывает свои санкции. С февраля 2022 года доля доллара в расчетах по нефти и другим товарам падает, а других валют, напротив, – растет. (Добро пожаловать в эпоху нефтеюаня!). "Подсанкционная" и "тарифицированная" команды также немало преуспели в разработке альтернатив платежному механизму Swift — еще одному инструменту Вашингтона.
Начиная с 2009 года основополагающим импульсом к объединению БРИКС всегда было отлаживание экономической координации между его членами. С масштабным расширением американских санкций против России в 2022 году этот импульс проявился сполна. При этом Китай уже несколько лет активно убеждает партнеров по БРИКС поддержать его политическую дипломатию в разных частях света — заметим, все более успешную. Еще в марте Китай добился огромного дипломатического прорыва, сообщив о сближении между давним союзником США Саудовской Аравией и ее противником Ираном, чему Пекин тайно способствовал в течение многих месяцев. Этот прорыв уже привел к ряду важных шагов в деэскалации в Передней Азии (Ближний Восток). Кроме того, эти две страны плюс Объединенные Арабские Эмираты (ключевой союзник Саудовской Аравии) приблизились к неамериканской торговой системе под эгидой БРИКС.
Этим и объясняется присутствие министров иностранных дел этих трех стран на саммите БРИКС в Кейптауне в начале июня. Поэтому есть шанс, что в августе этого года именно эти три страны станут полноправными членами группы.
Чиновники нынешних членов БРИКС предпочитают отмалчиваться о том, какие страны вольются по мере дальнейшего расширения блока и когда. Журнал US News & World Report называет десять стран-кандидатов — помимо трех вышеупомянутых. Все они были представлены на встрече в Кейптауне, будь то лично или виртуально, и тоже вполне могут войти в состав БРИКС уже в августе.
Заявление министров иностранных дел стран БРИКС по итогам саммита в Кейптауне стоит прочесть целиком. Оно дает хорошее представление о ценностях блока и его ключевых вопросах. Так, в нем подчеркивается, что его работа зиждется на трех столпах: политике и безопасности, экономике и финансах, а также культурных и гуманитарных связях. Кроме того, в заявлении разоблачаются "односторонние экономические меры" (в ООН это общепринятый эвфемизм для санкций США).
Министры явственно дали понять, что у них нет единой позиции по украинскому кризису. Но "с удовлетворением отметили соответствующие предложения о посредничестве и добрых услугах в интересах мирного урегулирования конфликта посредством диалога и дипломатии", призвав при этом воплотить Черноморскую зерновую инициативу во всей ее полноте.
БРИКС — молодая и самобытная разновидность союза в мировой политике.Все его члены (кроме России) хранят глубокие и яркие воспоминания о тяготах и страданиях, причиненных их народам в эпоху западного господства и белого владычества. В этом они перекликаются с Движением неприсоединения 1960-х. Но лидеры БРИКС отличаются от него тем, что не определяют себя отношением к крупным мировым военным блокам. Вместо этого они очерчивают свои интересы и цели в первую очередь экономически, обходя, насколько это возможно, вопросы членства в военных союзах или неприсоединения. (Это они продемонстрировали в Кейптауне своим нежеланием занять четкую позицию по украинскому конфликту). Хотя Вашингтон и склонен считать члена БРИКС Индию и ряд кандидатов своими союзниками, большинство стран группы и соискателей не видят проблем в том, что Россия остается одним из ее ключевых игроков.
Только на нынешних членов БРИКС приходится свыше 40% всего человечества. И в ближайшие месяцы доля организации может увеличится — возможно, даже стремительно. (Для сравнения, на страны с белым большинством сегодня приходится лишь менее 12% от общей численности мирового населения). За последний год члены БРИКС, как и многие другие страны Глобального Юга, продемонстрировали неожиданную стойкость, сопротивляясь давлению Вашингтона и отказавшись поддержать его антироссийскую программу.
Хелена Коббан — глобальный аналитик и бывший обозреватель The Christian Science Monitor