Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Железный крест возвращается на Восток

© AP Photo / Mindaugas KulbisСолдаты немецкого бундесвера на военной базе Рукла в Литве
Солдаты немецкого бундесвера на военной базе Рукла в Литве - ИноСМИ, 1920, 04.07.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Было бы хорошо, если бы Германия вернулась к своей исторической роли противовеса России в Европе, позволив США остаться в стороне от европейских конфликтов, пишет TAC. И в Берлине уже пообещали разместить в Литве мощную бригаду на постоянной основе. Но автор статьи не верит немцам.
Сумантра Майтра (Sumantra Maitra)
"Германия готова разместить в Литве мощную бригаду на постоянной основе", — заявил министр обороны Германии Борис Писториус в ходе визита в Вильнюс. По-видимому, Германия планирует отправить на базу в Прибалтике до 4 000 военнослужащих.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
"Мы, Федеративная Республика Германия, прямо признаем нашу ответственность и наше обязательство как члена НАТО и крупнейшей экономики в Европе встать на защиту восточного фланга", — добавил Писториус, намекнув на историческое положение Германии и ее более скромную роль с момента окончания холодной войны. В 1989 году Западная Германия была рубежным государством, и у нее было почти двенадцать дивизий, готовых подняться по тревоге, если 3-я ударная армия Советского Союза с лязгом покатится по Балтийскому фронту.
Похоже, Железный крест (германский военный орден, учрежденный в 1813 году, – Прим. ИноСМИ) готов вернуться на восток.
Пытливый читатель сообщений НАТО и всякой сопутствующей эзотерики наверняка сочтет это предложение знакомым: ваш покорный слуга некоторое время назад предлагал то же самое:
"Уже имеются польско-британские договоренности о безопасности, и ведутся переговоры о постоянной дислокации немецкой армии в Литве. Пусть говорить об этом и преждевременно, это позволит США частично сократить расходы.
После деградации обычных вооруженных сил России США избавлены от необходимости размещать в Восточной Европе какую-либо бронетанковую пехоту или иные подразделения боевой поддержки. Все пехотные бригады и тыловое обеспечение, дислоцированные в Восточной Европе на постоянной основе, должны быть сугубо европейскими как по личному составу, так и по командованию. Польша на пути к тому, чтобы стать крупнейшей европейской силой НАТО после Турции. В то же время Финляндия имеет большие пехотные резервы, а Германия может вернуться к своей роли времен холодной войны и вновь стать бронетанковым хребтом НАТО".
И каковы же, спросите вы, мои ощущения?
Во-первых, поумерьте пыл и поменьше ликования. Если эксперты по внешней политике что и знают наверняка, так это только то, что доверять Германии нельзя. Французы поняли это в 1860-х годах, а Сталин — в 1941 году. А совсем недавно широко разрекламированная "новая эра" военного планирования Берлина обернулась пшиком. Таким образом следует, как минимум, дождаться, пока в Литве не будет размещен постоянный гарнизон бундесвера, который к тому же обрастет сопутствующей инфраструктурой — немецкими кофейнями, супермаркетами, многоквартирными домами и школами для немецких детей.
За последние 30 лет Германия хорошо устроилась: ханжески разглагольствует о великом либеральном миропорядке, но при этом пользуется услугами англо-американцев на халяву, снимая с себя бремя безопасности и призывая сдвигать границы все дальше и дальше на восток. Как писал Стивен Уолт, вопреки заблуждению, будто в вопросах обороны Германия отстает, реальность такова, что в последние годы Берлин ведет самую разумную внешнюю политику изо всех крупных держав. Поэтому будет любопытно, чтó они предпримут, чтобы изменить сложившийся статус-кво. Компромиссы неизбежно сопряжены с затратами. А немцы, по крайней мере доселе, успешно увиливали от любых издержек ради безопасности и мира.
На протяжении веков оккупированные тевтонскими рыцарями прибалтийские земли были пограничьем между двумя великими цивилизациями: немецкими поселенцами с Запада, которые в итоге осели, переженились и начали торговать и ремесленничать, и славянским Востоком. Многие прибалты имеют немецкие корни — так, немцы когда-то составляли этническое большинство в современном Гданьске или Калининграде, откуда их вытеснила суровая история.
Большевики уступили власть над Прибалтикой после поражения Российской империи в войне и революции, однако ситуация изменилась из-за нелепого мирного плана союзников, который вынудил кайзеровскую Германию расстаться с восточными владениями.
Историю всегда пишут победители, а в этой части Европы — те, кто владычествует над Прибалтикой. Исторически немцы всегда нажимали на свои кровные связи с прибалтами. Однако риторика изменилась, когда прибалтийские коммунисты встретили хлебом-солью Красную Армию. После Второй мировой войны Сталин насильственно оккупировал Прибалтику, чтобы окончательно защититься от малейших угроз со стороны Германии. Прибалтийские коммунисты были в числе самых ярых сторонников СССР — из них получались эффективнейшие солдаты и управленцы.
Ситуация снова изменилась в 1980-х, когда СССР ослаб и растерял свою мощь. Изменилась и риторика: теперь упор был на то, что русские исторически были жестокими оккупантами. На сегодняшний день прибалтийские государства — пожалуй, самые ярые атлантисты и сторонники дальнейшего расширения НАТО. Но история региона — это не только история "фрайкоров" или добровольческих корпусов, приглашенных для борьбы с коммунистами, или, наоборот, "латышских стрелков", сформированных при русских. Это и то, и другое. Правда, как это всегда бывает, гораздо сложнее всяких рассуждений.
Но именно с исторической перспективы в риторике нынешней Прибалтики слышится ирония. "У нас в Литве есть мощная политическая готовность изыскать финансовые ресурсы для финансирования инфраструктурных потребностей", — заявил президент Литвы Гитанас Науседа генеральному секретарю НАТО Йенсу Столтенбергу. Символическую боевую группу НАТО в Прибалтике уже возглавила Германия. Немецкой армии вновь предлагается послужить противовесом русским на исторических рубежах цивилизаций — на землях, которые постоянно переходили от русских к немцам.
Как некогда заметил Питер Хитченс, поистине пророк нашего времени, мы склонны видеть в великих войнах прошлого эпическую борьбу между англо-американской свободой против континентального деспотизма во всех видах, тогда как в действительности это были более прямолинейные конфликты. Они подпитывались неоднократными германскими экспансиями на восток, на которые приходилось отвечать России, тогда как более мелкие государства, как им и полагается, интриговали друг с другом, в итоге втягивая в войну великие морские державы.
Из этого вытекает довод, что нам следует оставаться в стороне от европейских конфликтов. Это, безусловно, справедливо и поныне. Поэтому мы должны лишь приветствовать этот актуальный и интересный поворот событий, если Германия вновь всерьез возьмет на себя историческую роль противовеса России. Если.
Доктор Сумантра Майтра — старший редактор The American Conservative и член-корреспондент Королевского исторического общества