Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Столтенберг поддержал расширение НАТО, но будущее альянса туманно

© AP Photo / Mindaugas KulbisГенеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг выступает на пресс-конференции перед саммитом НАТО в Вильнюсе, Литва
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг выступает на пресс-конференции перед саммитом НАТО в Вильнюсе, Литва - ИноСМИ, 1920, 12.07.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Безрадостные вести с Украины, рецессия в Европе и социальные проблемы омрачают перспективы НАТО, пишет AT. Если ЕС ослабнет изнутри, а альянс перенапряжется в противостоянии с Россией и Китаем, то будущее организации видится как никогда туманным.
Стивен Брайен (Stephen Bryen)
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что интересы безопасности западного военного альянса и Японии "тесно взаимосвязаны". Соответственно, Японию заодно с Южной Кореей и Австралией впервые пригласили на саммит НАТО в Вильнюсе.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Тайвань, разумеется, не был приглашен даже в качестве наблюдателя. Этот шаг мог оскорбить прокитайских игроков в Европе, да и многих представителей администрации Байдена тоже. Но как возможно предлагать прикрытие НАТО в том или ином виде Японии и Корее, но не Тайваню?
Тайвань — ключевая часть проблемы на Дальнем Востоке, хотя все серьезные игроки относятся к островному государству как к изгою. И это при том, что Тайвань — потрясающе живая демократия и мощный технологический центр.
Между тем в Китае побывал госсекретарь США — но не снискал ничего кроме унижения. А министр финансов Джанет Йеллен и вовсе умудрилась отвесить китайским чиновникам подобострастный поклон — после чего наверняка сдалась безо всякого торга.
Китайцы, однако, продолжают свои военные издевательства над Тайванем каждый день — просто потому, что никто в Вашингтоне их не окоротит. Иными словами, какими бы рычагами воздействия Вашингтон ни располагал, руководство США уже утратили их.
И вот мы имеем расширение НАТО на север и восток. На севере зеленый свет получила Швеция — она присоединится, как только сделку Эрдогана, Байдена и Столтенберга одобрит турецкий парламент. Ранее Турция предлагала "обменять" членство Швеции на приглашение Турции в Европейский союз, но телеканал Al Jazeera сообщил, что в текущую сделку вошли другие пункты из списка пожеланий Анкары — "от закупки американских F-16 до безвизового въезда в Шенгенскую зону".
Договоренности же о приглашении в альянс Украины в Вильнюсе пока не достигнуто. Столтенберг предложил ускоренный путь, однако Вашингтон, Берлин и другие воспротивились, пока идут боевые действия. Поздно во вторник все было сказано открытым текстом: НАТО пригласит Украину, когда "будут выполнены все условия", Зеленский назвал отсутствие конкретных сроков "абсурдом", гласит заголовок The Washington Post.
И по-хорошему главное "условие" формулируется так: "Мы на это не пойдем, потому что это будет означать войну в Европе".
Тем временем Турция освободила из-под стражи высокопоставленных командиров "Азова" — пресловутой фашистской, и, по некоторым данным, антисемитской боевой группы Украины, хотя обещала их не выпускать до конца конфликта.
Турция также объявила, что если Россия не согласится возобновить зерновую сделку с Украиной (которая то и дело нарушается, поскольку украинское зерно отправляется в Европу вместо голодающих африканцев и индийцев), то Турция предоставит военный эскорт для украинских зерновозов.
Неужели Турции невдомек, что в Черном море базируются российские подлодки?
У Швеции небольшая армия, но хорошая авиация. Долгие годы руководители шведских ВВС основным своим врагом видели Россию. В частности, Швеция держит крупную авиабазу на острове Готланд близ российских берегов. А еще Швеция в курсе, что русские проводят подводную разведку и активные операции у ее побережья.
Но теперь у Швеции появилась проблема с безопасностью. Если начнутся боевые действия, ей как члену НАТО грозит российский удар. В нейтральном же статусе этого бы не произошло.
Слабость НАТО
НАТО значительно ослаблена — и не только потому, что не пожелала пригласить в Вильнюс Тайвань даже в качестве наблюдателя. Члены НАТО не только не наладили поставки ключевой техники, то и опустошили собственные арсеналы, снабжая Украину.
Столтенберг обещает, что в Вильнюсе члены НАТО договорятся о том, что 2% ВВП на оборону станет необходимым "минимумом". Но и этот уровень зависит от потребностей, а те обусловлены дальнейшей нуждами Украины и рецессией в Европе — которая уже грозит сменой власти в ряде ключевых стран.
В верхней части списка оказались Франция, Германия и Великобритания. При этом оппозиция украинскому конфликту нарастает как слева (например, со стороны лейбористов в Великобритании), так и справа (например, со стороны "Альтернативы для Германии" и "Национального объединения" во Франции).
Эти факторы, а также общественные потрясения вследствие иммиграции из Африки и Ближнего Востока — словно осиное гнездо, и если его хорошенько расшевелить (как, например, во время недавних беспорядков во Франции), то стабильное управление окажется под угрозой. Не исключено, что НАТО придется спасать союзников уже от внутренней угрозы, а не российской.
Однако ничто из этого не поумерило пыла европейских элит: они по-прежнему полны желания изображать из себя волевых лидеров, способных дать отпор России. Но если к этому прибавить еще и перспективу противостояния с Китаем, то в виде НАТО мы наблюдаем своего рода театр абсурда.
Дело отнюдь не в том, что забота о безопасности Европы опрометчива. НАТО в принципе создавалась как оборонительный союз. Однако присоединение восточноевропейских государств превратило его из чисто оборонительного в экспансионистский.
Именно это и злило русских — особенно когда передовое западное оружие появилось в странах вроде Польши и Румынии, не говоря уже о Прибалтике.
Не меньше проблем вызвали и обещания не расширять НАТО: ими кормили русских западные лидеры, начиная с Билла Клинтона, однако впоследствии они были нарушены.
Преимущество НАТО в ее амбициозной экспансии заключалось в слабости России. В течение более чем десяти лет после распада Советского Союза (а, может, и целых двадцати), в российской экономике царил бардак.
Еще Горбачев в 1985 году в беседе с президентом Франции Франсуа Миттераном назвал Россию отсталой страной третьего мира с ядерным оружием. Российская промышленность остановилась. Российская техника не обновлялась и медленно выходила из строя. Москва сосредоточилась на стратегической обороне, а не наступательной мощи.
Конфликт на Украине, как ни парадоксально, помог России вложиться в развитие вооруженных сил и привел к созданию новой, лучшей техники. Мы уже видим, что на поле боя российские военные не только выдержали массированное контрнаступление Украины и НАТО по всей линии соприкосновения, но и перешли в наступление.
Это дорого обошлось обеим сторонам, но Украина пострадала гораздо больше, поскольку ее наступление начинает походить на разгром, а военные заговорили о возвращении на оборонительные позиции. Если украинцы спалят еще больше танков, бронемашин, артиллерийских частей и личного состава, у них будут большие проблемы.
США уже не хватает ключевых для ВСУ 155-мм артиллерийских снарядов, и они уже перешли на отправку старых кассетных бомб. Многие европейцы решением Байдена ошеломлены: одни члены НАТО, такие как Германия, в принципе запретили кассетные бомбы, а других страшит перспектива гибели мирных жителей из-за неразорвавшихся кассетных боеприпасов.
Жалуются даже некоторые американцы, вспоминая мрачную историю этого оружия.
Трудно говорить о расширении НАТО, когда его главная зарубежная авантюра на Украине грозит рухнуть в любой момент.
Между тем полномочия Столтенбергу продлили на год, потому что Байден наложил вето на кандидатуру министра обороны Великобритании Бена Уоллеса. Это болезненный удар по британскому престижу, хотя Лондон безоговорочно поддержал политику США по Украине. Таким образом Столтенберг просидит в своем кресле как минимум еще год. Если Европа ослабнет изнутри, а НАТО перенапряжется, то будущее организации представляется как никогда туманным.
Стивен Брайен — старший научный сотрудник Центра политики безопасности и Йорктаунского института