Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Выдавливает ли казахский язык русский из системы образования?

© РИА Новости РИА Новости / Перейти в фотобанкУченик на уроке русского языка
Ученик на уроке русского языка - ИноСМИ, 1920, 29.08.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Русский язык в системе образования Казахстана упрочил свои позиции, несмотря на рост числа учащихся –представителей "титульного" населения, пишет QMonitor. Этому не смогли помешать и местные национал-популисты, которые призывают отказаться от его использования в учебных заведениях.
Недавно, в конце июля, на одном из самых популярных в Казахстане информационных порталов была опубликована статья со ссылкой на данные, предоставленные по запросу его редакции министерством просвещения и министерством науки и высшего образования.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Из неё можно сделать вывод, что процент школьников и студентов, обучающихся на государственном языке, в нашей стране неуклонно растёт, тогда как доля детей и молодёжи, получающих знания на русском, столь же неуклонно сокращается.
Безусловно, официальная статистика больше, чем любая иная, заслуживает доверия. Но в данном случае важно то, каких периодов она касается. Если брать первые 25 лет независимости или если даже сравнить нынешнее положение дел с тем, что было десятилетие назад, то вывод, о котором говорилось выше, выглядит обоснованным и бесспорным.
Однако, начиная где-то с 2015-го, не только динамика, но и тенденции стали меняться, о чём можно судить по цифрам, содержащимся в национальном сборнике "Статистика системы образования Республики Казахстан". Он был издан в прошлом году "Информационно-аналитическим центром" (образован в 2011-м при тогдашнем МОН РК согласно постановлению правительства).
Начнём с детских дошкольных учреждений. В них в 2021-м (последний год, за который есть данные, касающиеся "языкового среза") воспитывались и обучались 922,4 тысячи малышей. Около 56 процентов от этого количества ходили в казахские детсады и мини-центры, чуть больше 36 процентов – в "смешанные", остальные 8 процентов – в русскоязычные. К сожалению, в докладе не говорится о том, какая часть из 334,4 тысячи детей, посещающих "смешанные" заведения, занималась в казахских группах, а какая в русских. Поэтому полной картины не вырисовывается. Тем не менее, если учесть, что доля детсадовцев из казахских семей составляет 80,7 процента от общего числа, а из русских – 9,7 процента, то можно предположить: немалая часть представителей "титульного" этноса продолжает отдавать предпочтение дошкольному образованию на "великом и могучем".
Правда, совсем недавно министр просвещения Гани Бейсембаев выступил с несколько двусмысленным заявлением. Мол, возглавляемое им ведомство рассматривает возможность обучения и воспитания детей во всех государственных дошкольных учреждениях на казахском языке, поскольку спрос на последние растёт. Но затем министр добавил, что русскоязычные детсады никто закрывать не собирается.
Означает ли это, что все такие заведения, находящиеся в госсобственности (а они составляют более половины общего количества, на них приходится 54 процента всех детей, охваченных дошкольным образованием), станут исключительно казахоговорящими, и только в частных обучение и воспитание могут осуществляться на русском? Или имеется в виду что-то иное? Думается, главе ведомства, отвечающего за эту сферу, следовало более чётко и внятно объяснить свои намерения.
Если посещение или непосещение детского сада ребёнком отдано на усмотрение его родителей, то ходить в школу должны все дети, достигшие соответствующего возраста, – в конституции чёрным по белому написано, что "среднее образование является обязательным". И именно на этом уровне языковые предпочтения казахстанцев просматриваются особенно явственно.
Если до 2014–2015 учебного года доля тех, кто обучается в школах нашей республики на русском языке, постоянно и ощутимо снижалась, то потом она не только стабилизировалась, но и даже немного выросла – с 30,6 до 31,0 процента за период с 2015-го по 2021-й. Хотя за эти же шесть лет удельный "вес" детей школьного возраста, чьи родители принадлежат к славянским этносам, снизился с 14,9 до 11,6 процента. В абсолютном выражении их количество увеличилось всего на десять тысяч (с 390 до 400 тысяч), тогда как число учащихся, получающих среднее образование на русском языке, возросло сразу на 262 тысячи – с 800 до 1062-х тысяч.
Основной вклад в эту прибавку внесли "титульные". Если в 2015-м в русских классах обучались 241,5 тысячи школьников из казахских семей, то в 2021-м – уже 416,2 тысячи. Но особенно впечатляет рост доли таких детей: за рассматриваемый период она увеличилась с 12,6 до 15,8 процента. Иными словами, в 2021-м среднее образование на языке Пушкина получал почти каждый шестой ребёнок-казах, тогда как шестью годами ранее – лишь каждый восьмой. То есть, освоение знаний на русском стало даже более востребованным (в процентном отношении), чем в середине прошлого десятилетия. Соответственно доля казахских детей-школьников, обучающихся на родном языке, снизилась за шесть лет с 87,4 до 84,2 процента. Хотя в абсолютных цифрах их, конечно, стало больше.
В средних специальных учебных заведениях Казахстана доля получающих знания и навыки на русском языке неуклонно сокращалась вплоть до 2017 года, когда достигла 40,4 процента. Но потом она тоже стабилизировалась, а впоследствии чуть выросла – до 40,9 процента в 2021-м. Возможно, причина кроется в том, что большинство колледжей ориентировано на подготовку специалистов технического профиля, обучать которых на русском языке, видимо, проще – если учитывать кадровый состав преподавателей и мастеров, а также наличие учебной литературы. Кстати, в системе ТиПО процент обучающихся на "великом и могучем" существенно выше, чем в школьной и вузовской.
Соотношение выпускников школ, сдающих единое национальное тестирование на казахском и русском для поступления в вузы, на протяжении многих лет тоже менялось в пользу государственного языка. Например, если в 2010-м оно составило 62,9 и 37,1 процента, то через четыре года – 69,6 и 30,4, а в 2019-м – уже 76,1 и 23,9 (тут следует отметить, что часть, хотя и небольшая, юношей и девушек, получивших среднее образование в русских классах, не сдавала тесты, поскольку уезжала поступать в Россию). Но потом и здесь произошёл небольшой откат назад: в 2020-м – 75,1 и 24,8 (видимо, в определённой степени сказались карантинные ограничения, снизившие уровень образовательной эмиграции), а в прошлом году, когда влияние пандемии уже закончилось, – 75,8 и 24,1. Относительно основного ЕНТ-2023 точные данные пока не озвучивались, но представители министерства науки и высшего образования говорили о соотношении 75 к 25.
Теперь что касается тех, кто уже обучается в высших учебных заведениях страны. Согласно данным, которые содержатся в национальном докладе, в 2021-м общая численность учащегося контингента всех казахстанских университетов, включая тех, кто прибыл из-за рубежа, составила 575,5 тысячи. Из них 64,5 процента получали образование на казахском языке, 29,0 процента – на русском, 6,5 процента – на иностранных (преимущественно на английском). Если сравнить с тем, что было в предыдущие три года, то выяснится, что соотношение между количеством студентов казахских отделений, с одной стороны, и русских, с другой, практически не менялось, но доля и тех, и других несколько уменьшилась вследствие увеличения числа обучающихся на английском.
В 2021-м в казахстанских университетах подготовку к получению профессии на русском языке проходили 166,9 тысячи юношей и девушек. Из них лишь 36,3 тысячи, или каждый пятый, представляли славянское население. Если учесть, что студентов всех других национальностей, кроме казахской, насчитывалось около 50 тысяч (причём среди них были и граждане иностранных государств), то сам собой напрашивается вывод: больше половины молодёжи, обучавшейся в вузах на русском языке, – "титульные". Кстати, казахи на тот момент составляли почти 85 процентов всего студенческого контингента.
Саммит БРИКС в Йоханнесбурге, ЮАР, 23 августа 2023 г.
Бросили вызов G7? Как прошел саммит БРИКС и что там говорили об УкраинеРасширение БРИКС превратит эту организацию в доминирующую силу в мире, пишет газета "Вести.ua". Нежелание Украины войти в ее состав крайне негативно скажется на экономике страны.
Как видим, в отечественной системе образования государственный язык, на протяжении двух с половиной десятилетий вытеснявший русский, затем, образно говоря, упёрся в потолок, несмотря на продолжающееся увеличение доли "титульного" этноса. А "великий и могучий", вопреки стенаниям некоторых российских политиков, утверждающих, что он активно выдавливается из Казахстана, и заявлениям уже наших доморощенных национал-популистов, уверенных в том, что у него не должно быть будущего в Казахстане, продолжает сохранять довольно прочные позиции…
Автор статьи: Бауыржан Маханов