Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Старое средство против финансовых и климатических кризисов. Мировая "корзиночная валюта" взамен доллара?

© коллаж ИноСМИМВФ
МВФ - ИноСМИ, 1920, 18.10.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Опасаясь финансового кризиса, экономисты всего мира пытаются придумать, откуда взять деньги, не разгоняя инфляцию, пишет Monde diplomatique. Некоторые специалисты предлагают прибегнуть к правам заимствования. Но чтобы запустить этот инструмент через МВФ, нужно добиться согласия богатых стран, а это непросто.
Большая часть стран Юга сталкивается с двумя проблемами: во-первых, как высвободить (сделать "ликвидными") средства для решения чрезвычайных ситуаций (социальных и климатических) и, во-вторых, как освободиться от гегемонии американского доллара. Вторая задача стала особенно актуальной после начала конфликта на Украине. По мнению некоторых экономистов, эти две проблемы мог бы решить один и тот же инструмент: специальные права заимствования (СПЗ) Международного валютного фонда.

Саммит высветил бедность Юга

Саммит "нового глобального финансового пакта", который состоялся 22 и 23 июня 2023 года в Париже, высветил пропасть, которая отделяет богатые страны от стран Юга. В то время как у последних нуждаются в финансировании для борьбы с климатическим кризисом, с которым они сталкиваются и который не они вызвали, первые довольствуются расплывчатыми обещаниями. В очередной раз страны Юга потребовали реформы международной финансовой системы, в которой доминируют США, и создания новых инструментов, позволяющих им финансировать экологический переход. В частности, использования специальных прав заимствования МВФ (СПЗ).
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
20 января директор департамента макроэкономики ООН по Африке Адам Эльхирайка предложил такое же решение для удовлетворения потребностей африканского континента перед лицом социально-экономических последствий пандемии Covid-19. Он просто повторил предложения нескольких экономистов, таких как Йозеф Стиглиц (лауреат Нобелевской премии по экономике 2021 года и Марк Вейсброт из Центра экономических и политических исследований в Вашингтоне. Что, если, как они предполагают, решение нынешнего экономического кризиса уже имеется в наличии, только руку протяни?
Формально СПЗ представляют собой кредитную линию, предоставляемую странам на основе их доли в капитале МВФ для пополнения официальных валютных резервов центральных банков. Это инструмент, доступный государствам для финансирования их внешних операций. Его создание в 1969 году стало результатом нарушения работы Бреттон-Вудской системы денежных отношений, возникшей в 1944 году. В то время США провозгласили свою валюту доллар "ключевой валютой" Международной валютной системы (МВС), главной опоры "pax Americana", созданной после Второй мировой войны. Британский экономист Джон Мейнард Кейнс безуспешно предложил создать подлинно международную валюту – банкор – в противовес идее долларового стандарта, которую он считал нереальной в долгосрочной перспективе.
Международная валютная система, основанная на долларе, терпела сбои, периоды дефицита ликвидности чередовались с периодами избытка долларов в мировой экономике. Такая дисфункция объясняется "парадоксом Триффина", согласно которому национальная валюта, зависящая от политики страны-эмитента, не может играть роль международной валюты, приспособленной к развитию торговли и финансированию платежных балансов множества стран. Однако одной из функций МВС является именно регулирование ликвидности, чтобы позволить всем странам иметь к ней доступ в соответствии со своими потребностями. Столкнувшись с этой проблемой, МВФ, как гарант денежной стабильности, создал этот инструмент под названием "специальные права заимствования" (СПЗ): новый глобальный резервный актив, способный поддержать расширение торговли и финансовых потоков даже в случае дефицита доллара.

"Лучший механизм в мире"

Стоимость СПЗ, поддерживаемая корзиной валют, количество которых менялось с течением времени, также менялась. С 2016 года учитываются пять валют: доллар, евро, фунт стерлингов, иена и юань. Основное преимущество СПЗ обусловлено их политической нейтральностью как инструмента международной ликвидности. Действительно, предложение СПЗ не зависит от состояния платежного баланса США. Им управляют на многостороннем уровне под эгидой МВФ.
© РИА Новости Табылды Кадырбеков / Перейти в фотобанкМужчина у пункта обмена валюты на одной из улиц Москвы
Мужчина у пункта обмена валюты на одной из улиц Москвы - ИноСМИ, 1920, 18.10.2023
Мужчина у пункта обмена валюты на одной из улиц Москвы
В 2009 году использование СПЗ получает заметную поддержку со стороны главы Народного банка Китая Чжоу Сяочуаня. Тогда МВФ только что выделил крупнейшую сумму в своей истории. Вообще произошел огромный скачок в выдаваемых Фондом займах (182,6 миллиарда долларов в трехлетний период с 2007 по 2009 год по сравнению с 9,3 миллиарда в "трехлетку" с 1970 по 1972 год и 12,1 миллиарда в период с 1978 по 1981 год). Чжоу Сяочуань увидел в учреждении МВФ, хоть оно и имеет головной офис в Вашингтоне, начало создания глобального Центрального банка, способного управлять международной ликвидностью с целью обеспечения глобальной ценовой стабильности. Согласно этой позиции, СПЗ можно рассматривать как источник международной денежной ликвидности, дополняющий или даже альтернативный доллару. Именно в этот исторический период Китай и развивающиеся страны потребовали от МВФ пересмотра принятой в нем системы голосования, чтобы она лучше отражала новую значимость их, как растущих рынков, в мировой экономике.
В том же году в докладе Стиглица для ООН на тему "Реформа международной валютно-финансовой системы после глобального кризиса" СПЗ были представлены как лучший механизм улучшения глобальной ликвидности. В документе поддерживалась идея проводить эмиссии в размере от 150 до 300 миллиардов долларов в год. Их так и назвали – "эмиссии специальных прав заимствования". Стиглиц рекомендовал индексировать их в соответствии с ростом мировой торговли. Цель таких эмиссий – обеспечить странам-членам необходимый ежегодный лимит валютных резервов. Специальные права заимствования (СПЗ) облегчили бы финансирование наименее развитых стран за счет увеличения их кредитных линий в МВФ на льготных условиях. А эмиссии будут сглаживать то, что Маркс называл "негативными циклами капитализма", когда за подъемом неизбежно следует спад. Предполагалось, что СПЗ будут больше, когда глобальный рост будет ниже своего потенциала, а МВФ будет выполнять функцию кредитора последней инстанции для центральных банков. (То есть МВФ даст гарантию, что в конце концов дающие экономике деньги субъекты не разорятся.)

Кризис 2009 года "смывает" прекрасную идею

Но тут наступил "ипотечный кризис" 2008-2009 годов. "Большая двадцатка" в Лондоне в апреле 2009 года приняла решение увеличить ресурсы МВФ на 500 миллиардов долларов, чтобы Бреттон-Вудская система могла увеличить свои займы странам, испытывающим трудности с кризисом ипотечного кредитования, то есть богатым государствам США и ЕС. А предложение Стиглица насчет СПЗ так и осталось на бумаге – выполнять его к кризисном 2009 году не было ни желания, ни денег.
Второе предложение, выдвинутое в 2015 году на Конференции ООН по изменению климата COP21 в Париже, касается "зеленых" СПЗ, то есть направленных на спасение окружающей среды "экологических" заимствований. Они будут использоваться в дополнение к Зеленому климатическому фонду, созданному в рамках ООН, и предназначены для финансирования стран Юга в период адаптации к энергетическому переходу.
© AFP 2018 / Federico ParraБаннеры с изображением валюты Венесуэлы в Каракасе
Баннеры с изображением валюты Венесуэлы в Каракасе - ИноСМИ, 1920, 18.10.2023
Баннеры с изображением валюты Венесуэлы в Каракасе
Было запланировано, что в выдаче "зеленых" СПЗ будет участвовать двадцать одна страна, включая Китай. Все это будут страны, отвечающие за большую часть выбросов парниковых газов. Они переведут часть своих валютных резервов, хранящихся у МВФ, в Зеленый фонд в форме СПЗ. Решение об использовании этих ресурсов будут принимать вкладчики, полностью независимые от МВФ. Таким образом, СПЗ будут использоваться для обеспечения необходимых финансовых трансфертов между Севером и Югом, связанных с энергетическим переходом. Это может помочь погасить часть экологического долга, который накопили индустриально развитые северные страны.
Правда, чтобы это предложение получило поддержку, нужно было выполнение одного этического условия: северные страны должны были признать свою историческую ответственность за изменение климата... То есть, перед тем как взять деньги взаймы на выплату долга, неплохо бы признать, что этот долг все-таки есть…

Лучшее средство?.. Богатые опять в выигрыше

Несмотря на свою выгоду (ведь на них получают проценты) использование специальных прав заимствования СПЗ, тем не менее, имеет свои рамки и ограничения, а потому возникает вопрос: являются ли они лучшим способом реформирования международной валютной системы? Не обязательно. Во-первых, потому, что распределение прав заимствования неравномерно: права распределяются не среди тех, кто в них больше всего нуждается, а на основе их долей в капитале МВФ. Поэтому больше всего СПЗ получают самые богатые страны. К тому же СПЗ не являются настоящей международной платежной валютой. Как заявляет МВФ, "СПЗ не являются валютой". Инструкция говорит о них так: "Авуары в СПЗ должны быть конвертированы в иностранную валюту для использования в качестве платежного средства или инструмента интервенции на валютных рынках"…
В любом случае СПЗ не представляют собой неизменный денежный стандарт. СПЗ формируются на основе так называемой валютной корзины: их стоимость зависит от значимости и курса валют, входящих в корзину. А чтобы играть роль расчетной единицы, деньги должны иметь стабильную стоимость. Так что СПЗ – лишь помощник в деле повышения ликвидности. СПЗ сами по себе не могут приниматься к оплате, но они позволяют "освободить" в бюджете той или иной страны свободно конвертируемую валюту. Но лучше вряд ли что-то можно сделать через Международный валютный фонд: дело в том, что сам МВФ не является центральным банком, обладающим полномочиями по выпуску денежной массы, он может лишь брать или давать в долг.

Демократизировать МВФ

На данный момент роль международных финансовых организаций ограничивается перераспределением финансовых ресурсов, размер которых определяется странами-членами той или иной структуры. Чтобы появились новые функции, нужно реформировать этот институт. Должно быть выполнено как минимум три условия. Необходима демократизация МВФ, в котором доминируют развитые страны и чья легитимность спорна. Выполнение этого условия затруднено: США и Европа выступают против него, потому что нынешнее распределение голосов в МВФ им выгодно. Передача части голосов бедным странам, к которой стремились Китай и развивающиеся страны после кризиса ипотечного кредитования, столкнулась с фактическим вето со стороны Вашингтона. Также стоит вопрос об изменении статуса МВФ, который является не реальным банком, способным создавать валюту в соответствии с потребностями мировой экономики, а фондом, займы которого ограничены решениями стран-членов. Наконец, для придания СПЗ роли международной валюты, независимой и стоящей над национальными валютами, требуется поставить под сомнение доминирующую роль доллара в Международной валютной системе…
«Доллар потеряет свой статус мировой резервной валюты»
 «Доллар потеряет свой статус мировой резервной валюты»
«Доллар потеряет свой статус мировой резервной валюты»
Действительно ли такие условия необходимы с политической точки зрения? Можно подумать, что недавняя эволюция МВС указывает на благоприятный сценарий для СПЗ. Мы перешли к многополярной МВС с усилением влияния евро и юаня, конкурентов доллара. Однако, хотя вес доллара в Международной валютной системе действительно снизился, он продолжает там доминировать. Это по-прежнему наиболее используемая валюта в операциях с валютой (44% мировых трансакций делаются в долларах, лишь 16% рынка остались для евро, 8% - для иены и только 2% для юаня). Международное использование китайского юаня все еще недостаточно распространено, и он значительно отстает от доллара и евро.

Американское сопротивление

Маловероятно, что в этих условиях США откажутся от своего доминирующего положения. Об этом свидетельствует их недавняя политика экстерриториальных санкций против некоторых европейских фирм и России, основанная на международном использовании доллара и направленная на защиту американских коммерческих интересов. Об этом также свидетельствует помощь странам, испытывающим трудности: если в августе 2021 года США согласились на выделение МВФ суммы, эквивалентной 650 миллиардам долларов в СПЗ, на фоне международного экономического кризиса и в целях снабжения мировой экономики ликвидностью и пополнения официальных валютных резервов стран-членов, они предпочитают условную помощь. В частности, так называемые "своповые" соглашения между центральными банками, которые позволяют им получать ликвидность, в том числе в долларах, в обмен на их национальную валюту. Получение такой привилегии подразумевает демонстрацию своей значимости в геополитическом плане.

Электронные валюты и войны между ними

Поскольку сейчас не время для сотрудничества, можно предположить, что МВС продолжает трещать по швам под воздействием сценария отказа от сотрудничества, одним из проявлений которого может быть "валютная война". Появление цифровой экономики и ее инноваций в денежно-кредитной сфере, может сыграть тут важную роль. Китай взял на себя инициативу, внедрив цифровую валюту своего центрального банка — электронный юань, — для зимних Олимпийских игр 2022 года. и которую он намерен использовать в качестве противовеса силе доллара, установив связи с цифровыми валютами других стран-партнеров в Африке и Азии в рамках своего проекта "Один пояс – один путь". Европейский Союз принял решение запустить проект цифрового евро к 2024 году. Это будет способствовать укреплению международной роли евро. Вопрос сосуществования этих цифровых валют может оказаться в центре будущей трансформации Международной валютной системы.
Однако валютная война нанесет вред большому числу стран. Она пагубно скажется на их развитии из-за риска раздела мировой экономики между антагонистическими валютными зонами под влиянием основных валют. Глобальные проблемы планеты, начиная с изменения климата, требуют от нас избежать этого и согласовать глобальные многосторонние рамки. Новая структура могла бы иметь две точки опоры. С одной стороны, система многостороннего контроля за основными финансовыми игроками, в частности крупными системообразующими банками, оказавшимися причинами мирового финансового кризиса 2007-2008 годов. Такая система контроля уже существует, она была создана "Большой двадцаткой" в 2009 году. С другой стороны, нужна международная система финансирования стран, наиболее страдающих от изменения климата.
Несколько инициатив были предложены в недавнее время, в частности, уже упомянутый Зеленый климатический фонд. И в рамках этих новых финансовых механизмов можно было бы принять решение об увеличении предложения СПЗ, созданных ex nihilo (из ничего) МВФ. Это приведет к двойной трансформации мировой валютной системы. С одной стороны, эмиссия СПЗ будет напрямую связана с международными потребностями в ликвидности и больше не будет ограничиваться финансовыми ресурсами Фонда, который, таким образом, станет кредитором последней инстанции в мировой финансовой системе. С другой стороны, нынешняя логика СПЗ, в которой по-прежнему доминирует роль доллара, нуждается в обновлении. Это было бы первым шагом на пути к обновлению Международной валютной системы.
Автор: Доминик Плийон (Dominique Plihon)