Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Музей, в котором хранятся останки 12 000 человек, сменил курс под натиском критики

© AP Photo / Dima GavryshСкелеты шимпанзе, современного человека и неандертальца в Зале происхождения человека Американского музея естественной истории, Нью-Йорк, США
Скелеты шимпанзе, современного человека и неандертальца в Зале происхождения человека Американского музея естественной истории, Нью-Йорк, США - ИноСМИ, 1920, 25.10.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Американский музей естественной истории уберет со всеобщего обозрения коллекцию человеческих останков, пишет NYT. Дело в этической стороне вопроса: сегодня такие экспозиции считаются оскорбительными и даже расистскими.
Закари Смолл (Zachary Small)
Американский музей естественной истории планирует пересмотреть методы хранения примерно 12 000 человеческих останков. Это болезненный отголосок устаревшего подхода к коллекционированию, когда музей приобретал извлеченные из могил скелеты коренных американцев [индейцев] и рабов, а также умерших нью-йоркцев вплоть до 1940-х годов.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
В соответствии с новой политикой все человеческие кости будут удалены со всеобщего обозрения, а хранилища останков улучшены. Антропологи также намерены пристально изучить коллекцию, чтобы определить происхождение останков и установить личности умерших, поскольку перед музеем встали вопросы о законности и этичности этих приобретений.
"Поиск ответов на вопросы, чтó мы здесь имеем, и как это описать как можно полнее, — вот путь вперед", — сказал Шон Декейтер, ставший президентом музея в апреле.
Эта инициатива была объявлена сотрудникам музея на этой неделе. Сегодня музеи все чаще критикуют за коллекции человеческих останков, приобретенных в свое время в поддержку ныне опровергнутых научных теорий (в частности, евгеники). Кроме того, многие люди не давали разрешения стать экспонатом после смерти.
"Приобретение человеческих останков стало в принципе возможно из-за крайнего бесправия, — сообщил Декейтер сотрудникам в письме. — Более того, многие исследователи XIX и XX веков использовали эти коллекции в поддержку глубоко ошибочных научных теорий, коренящихся в превосходстве белой расы, а именно для выявления физических различий, якобы доказывающие расовую иерархию".
В коллекции нью-йоркского музея находятся останки 2 200 коренных американцев, которые полагается вернуть потомкам, согласно принятому более 30 лет назад федеральному закону. По этому закону музей уже вернул останки тысячи людей, но его критикуют за то, что расследование племенной принадлежности оставшихся продвигается чересчур медленно. В настоящее время этим занимаются три человека, хотя Декейтер сказал, что недавняя инициатива предполагает передачу расширенных ресурсов.
Во второй набор проблемных останков вошли кости пяти взрослых чернокожих, выкопанные на Манхэттенском кладбище для рабов в 1903 году.
В третий набор, так называемую "медицинскую коллекцию", вошли останки около 400 нью-йоркских бедняков, умерших в 1940-х. Их невостребованные тела поначалу были сданы в анатомические театры. По мнению ученых-юристов, их дальнейшая передача в музей могла быть нелегальной.
Об осквернении кладбища рабов Декейтер рассказал в своем письме сотрудникам. Скорее всего, кладбище восходит еще к колониальным временам и было раскопано при строительстве в Инвуде, районе Верхнего Манхэттена. На фотографии того времени запечатлены извлеченные из земли скелеты. Рабочие выстроили из их черепов пирамиду.
Вопрос об этих находках недавно вновь всплыл на поверхность, когда местные историки начали исследовать территорию вокруг бывшего кладбища, поскольку сейчас там развернулось новое строительство. Они изучили историю захоронений и проследили местоположение останков по архивным записям. "Я убежден, что кости надо вернуть", — сказал историк Коул Томпсон.
Декейтер признался в интервью, что судьба тел его очень беспокоит.
"Разумеется, для афроамериканца вопрос расы представляет особый интерес, — сказал Декейтер. — Горькая история дегуманизации чернокожих посредством порабощения продолжается даже после смерти: я имею в виду то, как с ними обращались и "расчеловечивали" в рамках научного проекта".
В своем письме сотрудникам президент сказал об останках следующее: "Мы обязаны предпринять уважительные меры и восстановить справедливость при участии местных общин".
Никаких юридических правил по возвращению останков чернокожих не существует, хотя в прошлом году Конгресс принял закон, защищающий места их захоронений. Поэтому эксперты вдохновляются федеральными правилами в отношении останков коренных американцев. В этом году Пенсильванский музей в Филадельфии получил разрешение суда на захоронение черепов 20 человек, многие из которых были чернокожими рабами.
В Американском музее естественной истории также хранятся останки более 100 других чернокожих. Примерно 60 из них входят в "медицинскую коллекцию" из 400 жителей Нью-Йорка, чьи тела были переданы музею медицинскими кафедрами в конце 1940-х годов.
Эти люди, преимущественно нью-йоркские бедняки, скончались в одиночестве от лишений и болезней — у себя дома, в больницах и, в некоторых случаях, прямо на улице. Невостребованные родственниками тела были переданы анатомическим театрам в качестве учебных пособий для вскрытия и других целей.
Однако после завершения обучения их останки не были захоронены, как это обычно бывает, а переданы в музей. С тех пор они хранятся в запасниках. Личности покойных установлены, однако их судьба далека от решения.
По данным музея, антрополог и собиратель Гарри Шапиро пытался создать справочную коллекцию, чтобы задокументировать изменения скелета и анатомические различия с течением времени. На тот момент он слыл маститым экспертом по эволюции, хотя сегодня его увлечение евгеникой — с упором на расовые различия — считается спорным и вызывает нарекания.
"Сторонники научной евгеники изучали анатомические и поведенческие различия между определенными группами, — сказала профессор антропологии Университета Южной Каролины Карлина Мария де ла Кова. — Сегодня мы бы сочли такой подход научным расизмом. Но в то время ученые обменивались человеческими останками точно так же, как современные дети — карточками с покемонами".
В анатомические коллекции вроде той, что собрал Шапиро, редко входят недавно умершие, хотя в Смитсоновском институте, Университете Говарда и Кливлендском музее естественной истории хранятся останки людей, умерших всего несколько десятилетий назад.
О "медицинской коллекции" нью-йоркского музея профессор нью-йоркского колледжа Эрин Томпсон узнала лишь пару месяцев назад, исследуя этические и юридические вопросы, связанные с хранением останков. Она крайне удивилась, узнав, что в коллекции оказались нью-йоркцы, умершие всего лишь в 1940-х.
При этом Томпсон, которая также преподает в Колледже уголовного правосудия имени Джона Джея на Манхэттене, сказала, что когда она попыталась изучить этот вопрос поподробнее, музей лишил ее доступа к своему каталогу.
"Меня поразило, что все мои запросы проигнорировали", — сказала Томпсон.
Представитель музея Энн Канти заявила, что каталог человеческих останков не открыт для общего доступа. "Доступ предоставляется по отдельному запросу в связи с квалифицированным научным исследованием", — сказала она.
Сегодня медицинские учебные заведения обеспечивают себя материалами для анатомического театра за счет добровольных пожертвований. Но в 1940-х годах учреждения Нью-Йорка получали массу тел из моргов. При этом некоторые эксперты подчеркнули, что закон штата Нью-Йорк не разрешает дальнейшей передачи трупов в музеи.
"Нет четкого, законного пути, чтобы человеческие останки оказались в музее", — сказала профессор юриспруденции Университета Уэйк Форест Таня Марш, специалист по законодательству о человеческих останках.
Эта точка зрения подтверждается перепиской из архивов медицинского факультета Колумбийского университета — одного из четырех, передавших останки в музей в 1940-х годах. Несколькими годами ранее, в 1930-х, музей естественной истории запросил у Колумбийского университета "человеческий материал для анатомирования", но получил отказ. В письме 1932 года декан медицинского факультета Уиллард Рэппли сообщил профессору анатомии со ссылкой на университетского консультанта, что это "не дозволяется по действующему закону о захоронении тел".
В переписке с юридическим отделом Рэппли пошел еще дальше: "С нашей стороны идти на это было бы неразумно, даже на совершенно законных основаниях".
Учитывая такие опасения, неясно, почему четыре медицинских факультета (в том числе в Колумбийского, Нью-Йоркского и Корнеллского университетов) все же пошли на этот шаг в 1940-х годах. Колумбийский и Нью-Йоркский университеты от комментариев отказались, представитель Корнеллского заявил, что вопрос изучается.
В музее сообщили, что его адвокаты ознакомились с юридической стороной дела. "Мы не считаем, что какие-либо останки из этой коллекции попали в музей по незаконным каналам", — заявила в электронном письме пресс-секретарь Кэнти.
Декейтер заявил, что считает работу Шапиро на ниве евгеники "дрянной наукой".
"Считаю ли я его хорошим ученым? — сказал Декейтер. — Нет, не считаю. У него нет респектабельных и достойных научных достижений".
Еще одна проблема для дальнейшего развития музея состоит в том, что, в отличие от тел, приобретенных более века назад, у людей, чьи кости вошли в "медицинскую коллекцию", еще могут быть живые родственники, причем довольно близкие. По словам чиновников, большинство имен значатся в музейных архивах. Однако разглашать их они не стали, сочтя это на данном этапе неуместным.
"Мы хотели бы сами наладить контакт с их потомками, — сказала председатель отдела антропологии Эшли Хэммонд. — Пока что нам это не удалось".
Хэммонд отметила, что темпы исследований во многом зависят от наличия ресурсов.
"Пришлось быстро осваивать новое, это очень крутая кривая обучения, — сказала Хэммонд. — При этом мы ограничены объемом наших архивных записей. Не думаю, что это вина наших библиотекарей или архивариусов. Скорее, несовершенство исторической документации".
Полезность ряда анатомических коллекций доказывают исследования вроде недавнего на останках 81 человека из Кливлендского музее естественной истории, которое позволило лучше понять уровень смертности от гриппа 1918 года ("испанки"). Сравнение с другими людьми, умершими до пандемии, показало, что кости больных были более хрупкими, из-за чего шанс умереть от болезни оказался выше.
Хэммонд считает, что есть смысл сохранить останки "медицинской коллекции". "Мы не знаем, что ждет науку в будущем, — объяснила она. — Поэтому мы пытаемся разработать этические рамки для дальнейших исследований".
Но некоторые исследователи с этим не согласны. "Эти останки свое уже отслужили", — сказал историк антропологии Массачусетского университета в Амхерсте Сэмюэл Редман.
"Часто бывает так, что останки сдают в музеи с далеко идущими планами, — объяснил он, — однако научные исследования очень редко достигают этих целей".
По словам чиновников, человеческие останки, на сегодняшний день выставленные в Американском музее естественной истории, занимают 12 стендов. Туда попало все от скелетов до инструментов и бус из человеческих костей. Так, среди экспонатов имеется полный скелет, собранный при реконструкции захоронения монгольского воина порядка 1000 года н.э., и тибетский фартук XIXвека из человеческих костей.
"Ни один из экспонатов, — написал Декейтер в своем письме, — не может считаться настолько важным для целей и задач выставки, чтобы перевешивать этические дилеммы, проистекающие из того, что человеческие останки выставляются наряду с предметами".
"Это чьи-то предки, а в некоторых случаях жертвы жестоких трагедий или представители групп, подвергшихся насилию и эксплуатации, и публичная демонстрация лишь продолжает ее", — заключил он.
Закари Смолл — репортер, освещающий динамику власти и привилегий в мире искусства. Публикуется в The New York Times с 2019 года.