https://inosmi.ru/20231027/turbulentnost-266287073.html
Пристегните ремни: турбулентность усиливается
Пристегните ремни: турбулентность усиливается
Пристегните ремни: турбулентность усиливается
В последнее время пассажиры стали замечать, что турбулентность при авиаперелетах стала усиливаться. Пилот гражданской авиации Андреа Темели и метеоролог Пол... | 27.10.2023, ИноСМИ
2023-10-27T16:22
2023-10-27T16:22
2023-10-27T16:55
wired magazine
гражданская авиация
мультимедиа
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e7/0a/1b/266347354_0:0:1131:637_1920x0_80_0_0_89ef5f13edf096b63325c0eba122b4ba.jpg
— Внимание, пассажиры, просьба всех занять свои места и пристегнуть ремни.Вы, вероятно, знаете, что означает это слово "турбулентность". И если вам довелось летать на самолете в последнее время, то вы могли заметить, что ситуация сильно ухудшилась. Что это значит для будущего туриндустрии?Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram— Через несколько десятилетий в небе станет неспокойно, и турбулентность возрастет на сотни процентов.А как к "болтанке" относятся пилоты?— Мы немного замедляемся для достижения скорости маневрирования, чтобы самолет не бросало сильно из стороны в сторону.Почему усиливается турбулентность?Сначала нам нужно четко определить, что же такое турбулентность.— Турбулентность — это случайное хаотичное движение в любой жидкой среде. Ее можно наблюдать в ванне, чашке кофе и, конечно же, в атмосфере.Существует множество различных типов турбулентности, но мы поговорим о той, что имеет место при ясном небе. С ней ситуация ухудшается по мере изменения климата. А поскольку связана она с реактивными потоками при полном отсутствии облаков, то бортовые радары не могут засечь ее заранее.— Турбулентность в безоблачной атмосфере возникает из-за сдвига ветра в реактивном потоке. Любой, кто хоть раз поднимался на высотное здание, например, Эйфелеву башню, замечал, что внизу ветра нет, но чем выше поднимаешься, тем сильнее ветер. Увеличение скорости ветра с высотой называется ветровым сдвигом. Когда он чересчур силен, атмосфера попросту не может его сдерживать, и тогда он распадается на части, вызывая турбулентность.Существуют различные уровни турбулентности: легкая, умеренная, сильная и чрезвычайно сильная.— При сильной турбулентности движение самолета вверх-вниз получает вертикальное ускорение, превышающее один G ("джи"). В США с серьезной турбулентностью ежегодно сталкиваются около 5 тысяч самолетов, в результате чего пассажиры и бортпроводники получают сотни травм.Четверо пострадавших в результате сильной турбулентности по пути во Флориду. В авиакомпании заявили, что на рейсе Allegiant Air из Северной Каролины во Флориду травмы получили два пассажира и два бортпроводникаСамолет компании Lufthansa был вынужден сесть в Виргинии из-за серьезной турбулентности, семеро доставлены в больницуРейс HawaiianAirlinesв Австралию попал в турбулентность, травмы получили 7 человек— Такого рода травматичные эпизоды из-за турбулентности случаются редко, но умножьте их на количество самолетов, находящихся в небе ежесекундно. Один так точно попадет в зону сильной турбулентности.Для пилотов важен комфорт пассажиров, поэтому они всегда пытаются выяснить потенциальные места возникновения воздушных ям, чтобы иметь возможность их облететь.— На самолет воздействуют следующие силы: тяга, лобовое сопротивление, подъемная сила и вес. Если воздух — это жидкость, которая удерживает его на весу, то турбулентность представляет собой его незначительное возмущение.Как глобальное потепление воздействует на турбулентность?— Спутники помогают увидеть трехмерную форму и структуру реактивных течений. По оценкам, потепление в тропических районах планеты наблюдается в течение как минимум 40 лет, и этот эффект увеличивает разницу температур в струйном потоке, вызывая более сильный ветровой сдвиг и порождая более выраженную турбулентность. Такова связь между температурой, сдвигом ветра и турбулентностью.Вот как выглядела турбулентность в 1979 году, а вот так она выглядит в последние годы.— Мы видим ту же картину, за исключением того, что очаги стали более яркими — здесь существует наиболее высокая вероятность попасть в турбулентность при ясном небе. В некоторых районах шанс составляет до 50-60%.А вот так зоны турбулентности будут выглядеть в случае дальнейшего глобального потепления.— Здесь мы наблюдаем суперкомпьютерную симуляцию атмосферы: слева — обычная, а справа — с увеличением уровня углекислого газа, чтобы понять, как в будущем может выглядеть реальный мир при условии роста турбулентности воздушных потоков. Мы видим удвоение, а то и утроение зон сильной турбулентности в безоблачной атмосфере. Через несколько десятилетий в небе станет неспокойно, и турбулентность возрастет на сотни процентов.А где конкретно будут находиться эти очаги?— Над Северной Атлантикой процент случаев сильной турбулентности возрастет до 55% по сравнению с 1970-ми, в США — на 41% и примерно так же в остальных частях света. Это убедительно доказывает, что турбулентность в безоблачной атмосфере уже начинает усиливаться.Как будут проходить авиаперелеты, в частности над Северной Америкой и Северной Атлантикой?— Мы хоть и прогнозируем удвоение или утроение уровня турбулентности через несколько десятилетий, но это будет означать всего лишь увеличение объема атмосферы с воздушными ямами — с 0,1% до 0,2-0,3%. Конечно, из-за этого нам не придется хотя бы частично закрывать воздушное пространство — вряд ли такое вообще возможно. В реальности турбулентность станет более частым явлением, и пилотам придется еще внимательнее следить за соответствующими районами и стараться максимально их избегать.Как пилоты ведут себя во время турбулентности?Пилоты в таких случаях при планировании маршрутов полагаются на программы вроде WSI Pilotbrief и Sky Path.— Вы смотрите на маршрут полета с точки зрения "бога". Большие зеленые круги и красные прямоугольники — это разного рода опасности на пути. Внизу экрана вы видите индикатор профиля в вертикальной плоскости, который показывает, что, если бы пилот остался на высоте 10 тысяч метров, то ближе к концу пути попал бы в отмеченный желто-оранжевым большой участок турбулентности. Поэтому в данном случае, чтобы его избежать, самолет было решено поднять до без малого 12 тысячи метров.Пилоты также используют программу Sky Path, которая собирает данные о турбулентности во время других рейсов.Внимание! Обнаружена зона турбулентности!— Желтым обозначены районы несильной турбулентности, и если навести курсор на любую из точек, например, вот эту оранжевую, то можно увидеть предупреждение об умеренной турбулентности на высоте 12 200 метров.С учетом данной информации. Пилоты могут принять решение облететь район, например, с помощью корректировки высоты.— Турбулентность при ясном небе, вызываемая реактивными потоками, возникает, как правило, из-за очень узкой и быстродвижущейся полосы воздуха. Она может иметь всего 600-900 метров в ширину, и ее легко покинуть, если поднять или опустить самолет на несколько сотен метров. Поэтому при попадании в воздушную яму при ясном небе мы первым делом включаем предупреждение о необходимости пристегнуть ремни и связываемся с бортпроводниками. Если трясет сильно, им следует сесть и пристегнуться, а если нет — пройти по салону и убедиться, что все пассажиры находятся на местах. Также мы незамедлительно связываемся с ЦУПом и выясняем, что видят и чувствуют в самолетах впереди нас на разных высотах, а затем принимаем решение о наборе высоты или снижении.Пилотам также важно миновать неспокойную зону как можно быстрее и безопаснее.— Бо́льшую часть времени полета в таких условиях мы держим все автоматические системы воздушного судна включенными. Часто автомат тяги рекомендуется выключать, потому что в противном случае дроссельные заслонки станут болтаться из-за скорости набегающего потока воздуха, а это вредно для двигателей. Лучше просто зафиксировать и оставить их в одном положении.В условиях турбулентности пилоты обычно стараются придерживаться скорости маневрирования.— Это максимальная скорость воздушного судна при ручном управлении, которая не повреждает конструкцию самолета. Для ее достижения нужно немного замедлиться и максимально быстро пройти участок, чтобы пассажиров как можно меньше бросало из стороны в сторону. Авиакомпании постоянно работают над тем, чтобы адаптироваться к динамичной и изменчивой среде в области авиаперевозок, и если из-за климата турбулентность станет усиливаться, то и мы будем развиваться и принимать новые меры борьбы с этим явлением. Во всем многообразии процедур первостепенными станут направленные на то, чтобы этого явления избежать.— Я специализируюсь на изучении турбулентности, и ежедневно занимаюсь этим вопросом вот уже 20 лет. Но даже у меня в зоне воздушных ям возникает неприятное ощущение в животе, а сердце начинает бешено колотиться. Сигнал ему подает весьма примитивная часть нашего мозга, на которую логика не действует. Я говорю себе: "Ты же знаешь, что все в порядке, опасности нет", но это не помогает. Недавно я услышал такой совет: закажи напиток, поставь перед собой и наблюдай за неподвижностью жидкости при турбулентности. Ведь на самом деле все не настолько серьезно, как кажется.
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2023
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e7/0a/1b/266347354_189:0:1038:637_1920x0_80_0_0_4fd55525c83579ef5daca695c3c5e4fd.jpgИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
wired magazine, гражданская авиация, мультимедиа, видео