Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Чувство униженности – мощный раздражитель в отношениях арабо-исламского мира и западных демократий

© AFP 2019 / HATIM KAGHAT / BELGAАкция против ненависти и исламофобии в Брюсселе
Акция против ненависти и исламофобии в Брюсселе - ИноСМИ, 1920, 29.10.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Волна митингов солидарности с Газой, которая прокатилась по Европе, вполне объяснима, пишет Atlantico. Однако и среди мусульман раздаются призывы не допустить радикализации протеста. Дело в том, что чувство униженности, лежащее в основе этих движений, легко использовать манипуляторам.
С самого начала событий в Израиле и секторе Газа, то есть с 7 октября этого года, на сайте Atlantico стали появляться пугающие заголовки. Например, такой: "Призрак гражданской войны: а если палестино-израильский конфликт перекинулся, как пожар, на Францию: сможем ли мы бороться с этой угрозой нашей безопасности?"
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Источник опасности понятен: эмоциональная реакция более чем 5-миллионной мусульманской общины во Франции (крупнейшей в Европе), большинство которой, кстати, составляют арабы , по естественным причинам сочувствующие палестинцам. Но почему эмоции "исламской уммы" Франции звучат так обиженно не только в адрес Израиля, но и в адрес других западных стран?
Многие историки-арабисты и другие ученые, в том числе Амин Маалуф, Буалем Сансаль, Мириам Бенраад и Доминик Моиси — все они подчеркивали, что главной движущей силой протестов является чувство униженности. И дело тут не в Европе. Это ощущение пронизывает арабо-мусульманскую культуру с самой ранней истории ислама. То есть со времен крестовых походов. Не говоря уже о самом болезненном периоде арабской истории — эпохе колонизации.
Об этом — наш разговор с Мириам Бенраад, известной ученой, старшей научной сотрудницей в Международном университете Шиллера в Париже.
Atlantico: Как случилось, что чувство унижения сегодня пронизывает культуру арабо-мусульманского мира?
Мириам Бенраад: Это унижение ощущают многие мусульманские народы. Это коллективная эмоция, которую трудно, если вообще возможно, отрицать. Она структурирует всю региональную геополитику, характеризуемую чередой событий, особенно последних, среди которых доминируют кризисы и конфликты. Создание государства Израиль и палестинская Накба (исход палестинского арабского населения со своих территорий в 1948 году) относятся к этим событиям и продолжают создавать проблемы на Ближнем Востоке, о чем свидетельствует нынешняя очередная конфронтация.
Мы также должны помнить и о других конфликтах, охвативших многие мусульманские страны: Афганистан, Ливию, Ирак, Сирию, Йемен. Мусульманский мир испытывает ощущение крушение, краха под внешним давлением, и такое развитие событий подогревает чувство унижения. У многих арабов сложилось впечатление, что весь мир как будто сговорился вредить мусульманам: против них работают эгоистические интересы великих держав и других государств; перестановки сил на международной арене, в которых мусульмане считают себя проигравшей стороной...
Быстрый процесс выхода стран Азии и Африки, начавшийся в 1960-е годы, стали называть деколонизацией. Казалось бы, освобождение должно было придать арабам и мусульманам в целом больше уверенности в своем успехе.
Но нет, после окончания деколонизации это ощущение незаслуженного унижения стало особенно сильным. Унижение на самом деле — общее чувство жителей многих стран, которые после ухода колониальных держав ощутили себя бедными и отстающими. Однако не стоит забывать, что культурное унижение в сути, возникает из-за анахроничного прочтения истории теми, кто старается разжигать страсти у людей.
В чем же состоит анахронизм такого понимания истории частью мусульманского мира?
Дело в том, что просвещенный человек, размышляя об истории, способен "увидеть дистанцию", отделить действия людей прошлого с их совсем другими моральными нормами от современности. Анахронизм начинается, когда вы к событиям далекого прошлого подходите с сегодняшними моральными оценками. А потом начинаете воспринимать предъявляемые друг другу разными странами исторические счеты как личные или семейные. По сути, как вендетту.
Крестовые походы, например, широко использовались исламистскими и джихадистскими течениями для своих целей. Сложная и противоречивая история крестовых походов упрощалась ими до простого образа конфронтации между миром Запада и миром Ислама. Однако эти крестовые походы (отсылаю вас к моей книге "Государство ислама: слова для осмысления") не могут быть поняты через эту бинарную схему: Запад против мусульманского мира. Она отсылает нас к современности, но к очень упрощенному, карикатурному образу современности. Остерегайтесь урезанных прочтений и интерпретаций некоторых исторических эпизодов, которые якобы подтверждают вечную логику унижения мусульманского мира. Это интеллектуальный вызов.
— А с богословской или религиозной точки зрения, откуда возникло это чувство? Есть ли какой-то поворотный момент в истории ислама?
Религиозное измерение этого унижения, по моему мнению, также в значительной степени сконструировано и придумано радикальными идеологами, которые монополизируют право толкования священных текстов. Они берут определенные высказывания из Корана и путем манипуляций возводят их в ранг божественных, а значит непререкаемых доказательств унижения мусульман. И здесь нам вновь приходится говорить об идеологах, которые политизируют религиозное послание. Выводы этих современных идеологов имеют мало общего с реальным исламом. И уж совсем мало общего они имеют с реальными обстоятельствами, в которых ислам зародился.
— Мы видим, что это стало мощным геополитическим и политическим двигателем. Двигателем радикализации. Кто его использует?
Сегодня мы видим очень ясно, как ближневосточные вопросы переносятся на французское общество и, в частности, на мусульманскую молодежь. Сейчас эта молодежь находится в поисках так называемых ориентиров идентичности. (Кто я? Откуда я?) Не все в этой молодежи понимают, что Франция не виновата во многих геополитических проблемах исламского мира, что эти проблемы чужды Франции. По причинам, связанным с постколониальной напряженностью, которая пронизывает все французское общество, молодому человеку из иммигрантской среды очень легко привить эту идею вечного унижения его народа и его религии. Вот люди и начинают поддерживать устаревшие аргументы, выдвинутые радикальными исламистскими движениями, в том числе джихадистами.
Вот почему джихадистская идеология на протяжении многих лет продолжала прогрессировать и вдохновлять на насильственные действия, чему еще больше способствовала пропаганда, распространяемая в цифровом пространстве и социальных сетях. Интернет во многом способствовал распространению по сути смертоносной идеологии, в которой предполагаемое унижение оправдывает насилие.
Радикальный дискурс стал очень распространенным, почти общепринятым, хотя на самом деле он далек от реальности и не соответствует истории. Чувство униженности и порождаемое им и жажда мести как его следствие, являются одной из главных движущих сил конфликтной ситуации, сотрясающей весь Ближний Восток. Схожие процессы мы наблюдаем в Африке, Азии, а также на периферии наших обществ.
Чувство предполагаемой униженности становится универсальной движущей силой конфликтов в мире. Мы так часто слышим о предполагаемом унижении мусульман, что сами, возможно, уже имеем предвзятое представление об этом чувстве и о его роли в конфликтах, охватывающих Ближний Восток.
Автор статьи: Мириам Бенрад (Myriam Benraad)
 
Популярные комментарии
Анархист
32
Гражданской войне в ЕС быть. Надеюсь, вы в полной мере ощутите все прелести войны на своих улицах.
M
Mich2
29
…Франция не виновата во многих геополитических проблемах исламского мира, что эти проблемы чужды Франции… —————————————————————————————————————————————— Ага, не виноватая я, он сам ко мне пришёл(с). И, кстати, где принимают ставки на пожар Парижа?