Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Десять главных рисков 2024 года

Time: в 2024 году Украина потеряет еще больше территорий

© РИА Новости Евгений Биятов / Перейти в фотобанкФлажок Украины на одной из улиц в центре Артемовска
Флажок Украины на одной из улиц в центре Артемовска - ИноСМИ, 1920, 09.01.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В этом году Украина будет де-факто разделена, пишет директор Eurasia Group Ян Бреммер в статье для Time. Территориальные потери Киева станут необратимыми и даже увеличатся. При этом основной глобальный риск для мира представляет раскол в США, отмечает эксперт.
Главные события 2023 году сосредоточились на двух театрах военных действий: в Европе (Россия против Украины) и на Ближнем Востоке (Израиль против ХАМАС). В 2024 году эти конфликты усугубятся, но величайший глобальный риск представляет третий, необъявленный — США против самих себя. И, как всегда, появляются новые события, которые заслуживают внимания большего, чем им уделяется.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
1) США против самих себя
Хотя американская армия и экономика по-прежнему исключительно сильны, политическая система США гораздо менее эффективна, чем у других промышленно развитых демократий. В 2024 году проблема станет еще острее. Президентские выборы усугубят политический раскол в стране, став для американской демократии испытанием, невиданным за 150 лет, и подорвут авторитет США на международном уровне.Учитывая, что исход голосования на данном этапе в высшей степени неясен, единственное, что можно сказать наверняка, — это что выборы в любом случае нанесут ущерб социальной структуре Америки, ее политическим институтам и международному положению. Перспектива победы Трампа ослабит позиции Америки на мировой арене, поскольку во внешней политике его поддержат законодатели-республиканцы, а союзники и противники США начнут перестраховываться от его вероятной политики.
2) Ближний Восток на грани
В 2024 году боевые действия в секторе Газа расширятся и при некоторых сценариях смогут даже перерасти в обширную региональную войну. При некоторых раскладах в конфликт напрямую вовлекутся США и Иран. Конфликт создаст риски для мировой экономики, усилит геополитические и политические разногласия и разожжет глобальный экстремизм. Самым прямым путем к эскалации было бы решение Израиля или “Хезболлы” атаковать друг друга. Высшие лидеры Израиля уже пообещали “устранить” угрозу со стороны “Хезболлы”. Если Израиль нанесет упреждающий удар, американские военные окажут ему поддержку, а Иран поможет “Хезболле” — своей главной региональной марионетке.
Повстанцы-хуситы также идут по пути эскалации, а шиитские ополченцы, хозяйничающие в Ираке и Сирии, с благословения Тегерана расширили атаки по базам США. Никто из участников противостояния в Газе не желает доводить дело до конфликта регионального масштаба. Но порох уже высох, а спички имеются у достаточного количества игроков — отсюда и риск эскалации.
3) Разделение Украины
Российская спецоперация на Украине остается историческим провалом. НАТО усилилась новыми членами — Финляндией и Швецией. ЕС открыл Киеву путь к членству. На Россию уже обрушилось 11 пакетов санкций, и на подходе новые, а половина ее суверенных активов заморожена — причем средства, скорее всего, пойдут на восстановление Украины. Наконец, Европа перестала покупать российскую энергию.
Но в этом году Украина будет де-факто разделена, а Россия завладела инициативой на поле боя и получила материальный перевес. 2024 год — это переломный момент в конфликте: если Украина не решит проблем с личным составом, не нарастит производство оружия и не разработает реалистичную военную стратегию в самое ближайшее время, ее территориальные потери рискуют оказаться необратимыми и вполне могут увеличиться. Киев уже серьезно пострадал от сокращения политической и материальной поддержки США, а перспективы европейской помощи лишь немногим лучше. В рядах ВСУ царит отчаянный кадровый голод. По всем этим причинам Киев в этом году пойдет на больший военный риск, вплоть до ударов по расширенному спектру целей внутри России. Это, в свою очередь, повлечет беспрецедентную реакцию России и рискует втянуть в конфликт НАТО.
4) Неуправляемый искусственный интеллект
Технологии ИИ в 2024 году выйдут из-под контроля, поскольку законодательные усилия ослабнут, технологические компании по-прежнему практически ничем не ограничены, а инструменты ИИ становятся все мощнее и постепенно выходят из-под власти правительств.
5) Ось изгоев (и опасных друзей Америки)
В 2024 году Россия, Северная Корея и Иран будут взаимно усиливать свой потенциал и действовать на глобальной арене все более скоординировано и разрушительно. Между тем даже друзья Вашингтона — лидеры Украины, Израиля и (потенциально) Тайваня — будут втягивать США в конфронтацию, которой те предпочли бы избежать.
6) Никакого восстановления для Китая
Если только не произойдет ослабления власти президента Си Цзиньпина (что маловероятно) или радикального разворота к масштабному потребительскому стимулированию и структурным реформам, экономика Китая останется слабой в течение всего 2024 года. Кризис общественного доверия обнажит пробелы в лидерских качествах коммунистической партии страны и усугубит риск социальной нестабильности.
7) Борьба за ключевые ископаемые
Важнейшие полезные ископаемые станут ключевым звеном практически во всех секторах, которые будет стимулировать рост, инновации и национальную безопасность в XXIвеке: от чистой энергетики до передовых вычислений, биотехнологий, транспорта и даже обороны. В 2024 году правительства всего мира активизируют использование промышленной политики и торговых ограничений, которые нарушают потоки важнейших полезных ископаемых.
8) Нет права на ошибку
Глобальный инфляционный шок, начавшийся в 2021 году, продолжит сказываться в экономическом и политическом плане и в 2024 году. Высокие процентные ставки вследствие устойчивой инфляции замедлят экономический рост во всем мире, а у правительств будет мало возможностей стимулировать экономический рост или реагировать на потрясения. Это, в свою очередь, повысит риск финансового стресса, социальных волнений и политической нестабильности.
9) Эль-Ниньо возвращается
После четырехлетнего затишья мощный климатический феномен Эль-Ниньо достигнет пика в первой половине нового года. Сопутствующие экстремальные погодные явления чреваты голодом, нехваткой питьевой воды, трудностями с логистикой и распространением болезней. Кроме того, они будут способствовать миграции и политической нестабильности, особенно в странах, уже ослабленных пандемией и скачком цен на энергоносители и продукты питания вследствие конфликта на Украине.
10) Риски для бизнеса
Клиенты, сотрудники и инвесторы (в основном прогрессивных взглядов) довели развернувшиеся в США культурные войны до офисов корпораций, и теперь суды, законодательные собрания штатов, губернаторы и группы активистов (преимущественно консервативного толка) нанесут ответный удар. Компании, оказавшиеся под перекрестным огнем (как политически, так и юридически), столкнуться с большей неопределенностью и крупными издержками.
Ложные следы
Американо-китайский кризис
Это будет еще один неспокойный год для американо-китайских отношений, особенно из-за Тайваня и технологической конкуренции, однако внутренние проблемы убедили президентов Джо Байдена и Си Цзиньпина, что более эффективное дипломатическое урегулирование пойдет на пользу обеим сторонам.
Популистский захват европейской политики
Европейские популисты продолжат сеять страх среди политической элиты континента, но ограниченные неудачи основных партий на выборах в Европейский парламент, национальных и местных выборах не разрушат европейский политический порядок и не подорвут далеко идущие цели ЕС, возрожденные пандемией коронавируса и конфликтом на Украине.
БРИКС против “Семерки”
Даже после расширения в этом году БРИКС под руководством Китая не станет полноправным конкурентом “Семерки”.
Иан Бреммер — обозреватель международных отношений и колумнист журнала Time. Президент Eurasia Group, консалтинговой компании по вопросам политических рисков, и компании GZERO Media, освещающей международные события. Преподает прикладную геополитику в Школе международных и общественных отношений Колумбийского университета. Автор книг, включая последнюю под названием “Сила кризиса”.