Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новое цифровое средневековье

© Pixabay Image by Vlad Vulturar from PixabayСмартфон в руках пользователя
Смартфон в руках пользователя - ИноСМИ, 1920, 14.01.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Доверие к интернету крайне сократилось из-за избытка недостоверного контента, пишет Wired. Пока все попытки разработать эффективные инструменты для борьбы с дезинформацией заходят в тупик. Вопрос встает особенно остро в преддверии выборов в США и ЕС, пишет автор статьи.
Доверие к Интернету вот-вот достигнет рекордно низкого уровня из-за избытка недостоверной информации, ИИ-контента и социальных платформ, наводящих информационные разводные мосты.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
С точки зрения исследователей, соцсети всегда предоставляли более широкий доступ к данным, более демократичное участие в производстве знаний и бо́льшую прозрачность социального поведения. Получить представление о происходящем в мире — особенно на фоне политических кризисов, крупных инфоповодов и стихийных бедствий — было не сложнее, чем пролистать ленту "Твиттера" или "Фейсбука"*. Однако в 2024 году это перестанет быть возможным.
В 2024 году мы столкнемся с цифровым средневековьем: платформы соцсетей переходят от методики Web 2.0 к диктуемой ИИ-контентом. Компании поспешили внедрить в онлайн-сервисы большие языковые модели (LLMs), а вместе с ними иллюзии (неточные, неоправданные отклики) с ошибками, которые еще сильнее подрывают доверие к онлайн-информации.
Другой аспект нового цифрового средневековья связан с невозможностью видеть, что делают другие. Когда-то Твиттер пестрел общедоступными настроениями пользователей. Социальные исследователи любили данные этой платформы и полагались на них как на готовое, разумное отражение поведения большинства интернет-пользователей. Однако теперь Илон Маск лишил всех бесплатного доступа к прикладному программному интерфейсу платформы. Это решение затруднило, а то и вовсе сделало невозможным получение данных, необходимых для исследований по таким темам, как общественное здравоохранение, противодействие развитию катастроф, политическая пропаганда и экономическая активность. Оно стало суровым напоминанием того, что современный Интернет никогда не был ни свободным, ни демократическим, но всячески ограждался и контролировался.
Более тесное сотрудничество с компаниями-платформами — это не выход. “X” (бывший "Твиттер"), например, подала иск против независимых исследователей, которых возмутил рост количества ксенофобских высказываний на платформе. Также недавно стало известно, что исследователи, использовавшие данные "Фейсбука"* и "Инстаграма"* для изучения роли соцсетей в ходе американских выборов 2020 года, получали “независимость с разрешения” компании-владельца Meta*. То есть она сама выбирает, с какими проектами делиться данными, какие вопросы разрешать и кому, несмотря на якобы независимый характер исследований.
В связи с предстоящими в 2024 году выборами в США, Индии, Мексике, Индонезии, Великобритании и ЕС ставки весьма высоки. До сих пор онлайн-“обсерватории” самостоятельно отслеживали платформы соцсетей на предмет манипуляций, продвижения дезинформации и публикации вредоносного контента. Однако изменения в доступе к данным вкупе с бумом дезинформации милостью нейросетей говорят о том, что инструменты, разработанные исследователями и журналистами на предыдущих национальных выборах для мониторинга онлайн-активности, работать уже не будут. Один из моих собственных проектов — AI4TRUST — занимается разработкой новых инструментов для борьбы с дезинформацией, но из-за всех этих изменений наши усилия зашли в тупик.
Пора навести порядок на наших онлайн-платформах. Центр противодействия цифровой ненависти (Center for Countering Digital Hate, CCDH) — исследовательская, пропагандистская и политическая организация, работающая над прекращением распространения ненависти и дезинформации в Интернете, — призвала к принятию концепции STAR (акроним Safety by Design, Transparency, Accountability, and Responsibility: безопасность на стадии проектирования, транспарентность, подотчетность и ответственность). Это обеспечит безопасность цифровых продуктов и услуг до их запуска; повысит прозрачность алгоритмов, соблюдения правил и рекламы; а также содействует возложению на компании ответственности как перед демократическими и независимыми органами, так и за упущения и действия, влекущие причинение вреда. Закон ЕС о цифровых услугах — шаг в правильном направлении регулирования, включая положения, гарантирующие независимым исследователям доступ к платформам соцсетей. Однако, чтобы эти положения стали осуществимыми, потребуются годы. Может помочь и британский законопроект о безопасности в Интернете, который очень медленно пробивается сквозь дебри политического процесса, но, опять же, реализация его положений требует определенного времени. А до тех пор переход от соцсетей к информации, сгенерированной искусственным интеллектом, почти неизбежно влечет наступление в 2024 году цифрового средневековья.
* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) признана в России экстремистской