Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Конфискация российских активов станет подарком Пекину

RS: конфискация российских активов ускорит процесс дедолларизации и укрепит юань

© РИА Новости Владимир Федоренко / Перейти в фотобанкДенежные купюры китайских юаней и долларов США
Денежные купюры китайских юаней и долларов США - ИноСМИ, 1920, 27.03.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Кампания по перераспределению замороженных российских средств поможет изменить мировой рынок финансов, считает автор статьи в RS. “Милитаризация” западных валют подстегнет Китай к укреплению юаня и станет стимулом для создания резервной валюты БРИКС.
Райан Мартинес Митчелл (Ryan Martinez Mitchell)
Если в продолжающемся российско-украинском конфликте и есть пресловутое “чеховское ружье”, которое должно выстрелить, так это активы Центрального банка [России] на сумму около 380 миллиардов долларов в казне США и (главным образом) их близких союзников.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Замороженные в самом начале российской спецоперации, эти средства стали одновременно мишенью для жесточайших в истории санкций на государственном уровне (не считая санкций ООН) и возможным инструментом радикальной эскалации.
На данном этапе главный вопрос заключается в том, решатся ли страны “Семерки” на решающий переход от “заморозки” к “захвату”: конфисковать эти средства и перераспределить их в помощь Украине. Этот вопрос обострился на фоне ослабления поддержки в США и Европы и новых угроз обороне Украины.
Флаг США - ИноСМИ, 1920, 25.03.2024
Революция в американской внешней политикеСоединенным Штатам срочно нужна революция — во внешней политике, пишет американский политик Берни Сандерс в статье для Foreign Affairs. "Старейшая и наиболее могущественная демократия" погрязла в жадности и милитаризме, что подрывает ее авторитет в мире и среди собственных граждан, страдающих от неверных решений правительства.
В США двухпартийный закон REPO, одобренный сенатским комитетом по международным отношениям, предоставит президенту право “конфисковать российские суверенные активы” и передать их в “Фонд поддержки Украины” на восстановление страны. Однако с точки зрения закона использование конфискованных суверенных активов беспрецедентно и потому проблематично.
С экономической же точки зрения это еще менее целесообразно — причем по нескольким причинам. Это и значительный риск отчуждения союзников, и дальнейшая дискредитация “долларовой власти” США, и повышение престижа Китая с его “юанизацией”, и угроза американским активам за рубежом.
Брешь в суверенитете
Подытожить юридические возражения нетрудно. Норма суверенного иммунитета — пожалуй, одна из самых устоявшихся в международном праве. По мнению многих экспертов, именно незыблемость этого основополагающего принципа обеспечивает надежность исключений — в частности, судебных разбирательств по коммерческим спорам с участием государств.
Это правило закреплено в законодательстве стран по всему миру, включая Закон США о верховном иммунитете иностранных государств. Примечательно, что Китай ввел в действие закон об иммунитете лишь в этом году. Он не только четко отделяет торговлю от государственных дел, но наделяет иностранный бизнес и инвесторов равными правами как участников судебного разбирательства, — это следует рассматривать как победу рыночных интересов США.
Несмотря на бесспорный иммунитет центральных банков, сторонники конфискации активов приводят в оправдание практику “контрмер”. Обычно предпринимать такие действия может лишь непосредственно пострадавшая сторона (в данном случае, Украина), но аргументы в пользу “коллективных контрмер” позволят любой стране мирового сообщества претендовать на возмездие.
Эксперты, раскритиковавшие конфискацию активов, отмечают отсутствие поддержки на уровне доктрины. Как справедливо подытожила Ингрид (Вюрт) Бранк из юридической школы Вандербильта: “Практика государственных контрмер по возмещению ущерба мала или отсутствует вовсе. Практика контрмер со стороны третьих сторон также мала. Практика контрмер по лишению иммунитета мала или отсутствует вовсе, как и прецеденты в поддержку лишения иммунитета центрального банка в качестве таковых”.
Между тем, учитывая, что основная часть средств в настоящее время находится на специальных счетах в клиринговой компании Euroclear, последствия лягут на плечи не Вашингтона, а его европейских союзников. Этим и объясняется значительное сопротивление этой инициативе среди европейских политиков — вопреки той готовности, с которой они поддержали прошлые пакеты санкций. В конце концов, лидерам Европы, по сути, делегируют финансовую войну, чьи издержки придется нести им самим.
Прежде всего, прецедент геополитически мотивированной конфискации грозит поставить под угрозу большим трудом завоеванный статус евро как второй резервной валюты в мире. В привлекательности евро есть несколько компонентов — в том числе, очевидно, экономическая продуктивность, стабильность и потенциал роста Европы. Однако важна и кажущаяся безопасность валюты для держателей активов по сравнению с тяжеловооруженной финансовой системой США. И, конечно, европейские государства гораздо уязвимее Вашингтона в случае любой эскалации более широкого конфликта между НАТО и Россией.
Поэтому вполне понятно, почему ЕС до сих пор не согласился на план прямой конфискации российских средств. Вместо этого он избрал гораздо более умеренный подход, перенаправляя в Киев лишь значительные проценты по замороженным активам. Однако конфискацию “Семерке” еще лишь предстоит обсудить на следующем заседании. И администрация Байдена, наряду с Канадой и Японией, по-прежнему решительно поддерживает эту идею.
Финансовая “коалиция желающих”?
Спор накаляется. Например, когда в этом месяце швейцарские законодатели обсуждали вопрос о возмещении ущерба, Сенат принял предложение 21 голосами против 19 при трех воздержавшихся. Некоторые сенаторы обеспокоены “ослаблением” предусмотренной международным правом защиты малых государств. Разумеется, эти опасения шире распространены за пределами Европы, поскольку значительная часть Глобального Юга остро сознает свою уязвимость для западных санкций. Сомнительная практика конфискации активов лишь усугубит неприязнь к власти доллара, которая и так вызывает массу нареканий.
Если финансовая атака “Семерки” вызовет такое отторжение, то какую выгоду из этого сможет извлечь Китай? Разумеется, Пекин получит дипломатические дивиденды от всеобщего впечатления, что финансовая война Запада стала чересчур беспощадной. Партийный центр Си Цзиньпина делает ставку на образ Китая как законопослушной мировой державы, особенно за счет сотрудничества с институтами ООН (где Пекин, разумеется, оказывает большое влияние при относительно небольших затратах). Разительный контраст с “Семеркой”, на каждом шагу действующей в обход ООН, производит неизгладимое впечатление на Глобальном Юге.
Отдельный вопрос заключается в том, сможет ли извлечь выгоду от затеянной Западом конфискации китайский проект “дедолларизованного” мира. Разумеется, Пекин уже давно стремится нарастить долю юаня в мировых валютных резервах и трансграничных сделках и в последнее время немало в этом преуспел. Юань действительно станет привлекательнее, поскольку над счетами в долларах и евро нависнет угроза конфискации.
Но путь предстоит неблизкий. На сегодняшний день юань — лишь пятая резервная валюта в мире и по-прежнему уступает иене и фунту. Его использование ограничено внутренними экономическими проблемами — и особенно строгим контролем капитала, и жестким обменным курсом. Как отмечается в недавней статье для исследовательского проекта Министерства образования КНР, учитывая все нынешние препятствия международному использованию юаня, даже для России, “дедолларизация не может проходить всецело за счет юанизации”.
Тем не менее, “милитаризация” западных валют действительно может подстегнуть Китай к укреплению юаня и, что еще важнее, станет серьезным стимулом для планов по созданию резервной валюты БРИКС. Одновременно этот шаг улучшит репутацию Пекина как заведомо более ответственного игрока в отношении иностранных активов, а также подтолкнет его к дальнейшим экспериментам с собственным, еще только зарождающимся режимом односторонних санкций.
Управляемый процесс дедолларизации с межблоковым участием — по-своему и неплох, но хаотичный переход, спровоцированный высокомерием Запада, который к тому же повлечет за собой аналогичные меры со стороны великодержавных конкурентов, — едва ли. Подобно исторической “коалиции желающих”, которая поддержала незаконную войну в Ираке в 2003 году и, возможно, нормализовала этим поведение сегодняшней России, формирующийся в обострившейся финансовой войне альянс грозит ослабить защиту международного права для всех, а не только для предполагаемых врагов и намеченных жертв. Поэтому пора заморозить все поползновения к конфискации.
Райан Мартинес Митчелл — приглашенный научный сотрудник Института имени Квинси и доцент юридического факультета Китайского университета Гонконга