Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ядерный арсенал Америки может оказаться в слабейшей точке

Newsweek: ядерный арсенал Америки ослабеет к началу следующего десятилетия

© AP Photo / John TurnerСтарший летчик Джейкоб Дайд, слева, и летчик 1-го класса Джонатан Маррс закрепляют титановый кожух на верхней части межконтинентальной баллистической ракеты Minuteman III
Старший летчик Джейкоб Дайд, слева, и летчик 1-го класса Джонатан Маррс закрепляют титановый кожух на верхней части межконтинентальной баллистической ракеты Minuteman III - ИноСМИ, 1920, 30.03.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В эпоху после холодной войны вопрос модернизации ядерной триады США отошел на второй план. Теперь в большой спешке делается все и сразу, пишет Newsweek. И, судя по всему, к 2030 году Вашингтон может оказаться в слабейшей позиции на ядерной передовой.
Элли Кук (Ellie Cook)
“Основа национальной безопасности США” — именно так Вашингтон давно уже рассматривает свои средства ядерного сдерживания. С наступлением атомного века поддержание мощного и надежного ядерного арсенала, готового к запуску в любой момент, оставалось главнейшим приоритетом в вашингтонских кулуарах.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Но ядерное оружие США устарело. На фоне стремительно развивающегося Китая и агрессивной и непредсказуемой России закрадываются глубокие сомнения в том, что США тратят достаточно ресурсов на своевременную модернизацию своих возможностей — ведь будущее туманно.
“Следующие пять лет — а, может, даже меньше — станут по-настоящему решающими”, — сказала Хезер Уильямс, глава Проекта по ядерным вопросам и старший научный сотрудник аналитического Центра стратегических и международных исследований.
США меняют устаревшие ракеты Minuteman III на Sentinel, завершая масштабную модернизацию наземных средств сдерживания. Параллельно они меняют устаревшие подводные лодки класса “Огайо” на более передовой класс “Колумбия”. На воздушном этапе триады малозаметный бомбардировщик B-21 Raider вскоре вытеснит тяжелые B-2, а истребитель F-35 теперь официально сертифицирован для использования термоядерной гравитационной бомбы B61-12.
Модернизация готовится сразу во всех сферах по мере истечения срока службы имеющихся вооружений. Хотя эксперты и уверяют, что американский потенциал ядерного сдерживания остается непоколебим, все чаще звучат опасения, что, если ключевые решения не будут приняты достаточно быстро — и если с поэтапным вводом в эксплуатацию новых систем возникнут осложнения — то ядерный арсенал США может оказаться в шатком положении уже к началу следующего десятилетия, несмотря на возникшие в мире угрозы.
“Решения надо было принимать еще вчера”
США (как, впрочем, и НАТО) в целом сохраняют ядерное единство, и им ничего не угрожает, сказала Уильямс в интервью Newsweek. Вопросы возникают, если смотреть в будущее на слияние политической воли с процессом модернизации ядерного оружия. “Если мы действительно всерьез намерены создать ядерный арсенал XXI века и на равных конкурировать с нашими противниками, принять действительно важные решения нужно было еще вчера, но мы этого не сделали”, — сказала она.
Одно из таких решений касается обеспечения своевременной готовности новых систем. Другое — политическая преемственность и твердое представление о будущем арсенале США безо всяких колебаний в ядерной политике. Все острее встает вопрос о выработке согласованной стратегии сдерживания России, Китая и Северной Кореи, а также необходимости приободрить союзников, рассчитывающих на “ядерный зонтик” США.
Эксперты сходятся во мнении, что в случае, если все эти моменты так или иначе пойдут наперекосяк, США к 2030 году окажутся в слабейшей позиции на ядерной передовой.
“Просто плюхнулась”
В эпоху после холодной войны вопрос модернизации ядерной триады США отошел на второй план. Теперь в большой спешке делается все и сразу.
По словам Роберта Суфера, занимавшего должность зампомощника министра обороны по политике ядерной и противоракетной обороны при президенте Дональде Трампе с 2017 по январь 2021 года, уже несколько администраций подряд придерживаются того мнения, что “момент, чтобы оживить и модернизировать эти возможности, давно прошел, но мы тянули так долго, что теперь, к сожалению, приходится делать все одновременно”.
В ближайшее десятилетие или около того США проведут капитальный ремонт ракет и шахт наземного базирования, который, по словам американских военных, “продлит их ресурс до 2075 года”. Между тем годы службы Minuteman III уже сказываются: неудачные запуски вроде ноябрьского привлекают все больше внимания. Аналогичные проблемы возникли и с ядерным потенциалом нашей союзницы по НАТО Великобритании: после неудачного пуска в начале года один неназванный наблюдатель красочно описал британской газете The Sun, как ракета Trident “вылетела из подводной лодки, но потом просто плюхнулась в воду”.
Аналитики и должностные лица уверяют, что беспокоиться не о чем, поскольку ядерному сдерживанию Америки ничто не угрожает. “Безупречных систем вооружения не бывает”, и США могут объяснить неисправности при испытаниях, сказал Суфер в интервью Newsweek.
Но потенциал для модернизации и продления сроков службы тех же Minuteman III не бесконечен. И в то же время недопустимы и пробелы — ракеты должны быть в рабочем состоянии до тех пор, пока Sentinel не встанет на дежурство. Поскольку задержки и перерасход бюджета заложены в смету, тревога остается лишь по поводу сроков.
Но, несмотря на нежелание опираться на старые системы по практическим причинам, эксперты не сомневаются, что американские военные смогут и дальше поддерживать мощный сдерживающий фактор, продлевая ресурс имеющихся систем и оперативно внедряя замену.
“Правительство США сделает все возможное, чтобы поддерживать эти устройства в рабочем и надежном состоянии до тех пор, пока на дежурство не заступит Sentinel, — сказал Суфер. — И есть шаги, на которые можно пойти в крайнем случае, чтобы продлить срок службы”.
То же самое можно сказать и об изношенных подлодках класса “Огайо”: их ресурс для погружения и всплытия ограничен. Однако изменив график выхода подводных лодок на патрулирование или внеся другие изменения, можно “выжать” из них еще несколько лет службы.
“Политический контекст крайне важен”
Еще один повод для беспокойства — “неизменное внимание к ядерной сфере”, считает Уильямс. По ее словам, политические дискуссии о модернизации ядерного оружия вызывают особую тревогу на этапе, когда мир оказался на пороге новых угроз в этой области.
“Политический контекст крайне важен”, — сказал Newsweek старший политолог аналитического центра “Корпорация РЭНД” Карл Мюллер.
Грядущие конфликты между Конгрессом и администрацией вокруг новых возможностей, таких как крылатая ракета подводного базирования с ядерной боеголовкой (от которой администрация Байдена отказалась, несмотря на настояние Конгресса) подрывают последовательную ядерную стратегию, предостерегают эксперты. Сторонники разоружения могут выбрать дальнейшее продление ресурса вместо полной замены в надежде на, как выразились аналитики, “демилитаризацию через устаревание”. Эксперты добавляют, что все эти разлады осложняют принятие твердых решений о ядерном будущем США.
Оружие вроде крылатых ракет подводного базирования с ядерными боеголовками может придать союзникам США уверенности в их возможностях и обязательствах, но мы просто воздерживаемся от этих решений, сказала Уильямс. “Мы просто продолжаем обсуждать, нужно ли нам все это или нет, — добавила она. — Но момент настал, и нам просто нужно сделать некий выбор”.
Постоянная смена приоритетов, а также снижение инвестиций в ядерную энергетику на фоне переменчивых политических течений ложится тяжким бременем на правительственные ведомства, занимающиеся разработкой систем вооружений, подчеркнул Уильям Альберк, директор по стратегии, технологиям и контролю вооружений в Международном институт стратегических исследований и бывший чиновник НАТО.
Новые риски и неопределенности
Многих беспокоит как раз мышление на перспективу. Главный вопрос — это Пекин и как его ядерный арсенал может выглядеть через 15 или 20 лет, особенно в свете того, что Россия заявила, что практически завершила собственную программу ядерной модернизации.
“Пекин намерен создать ядерную триаду — систему доставки ядерного оружия наземного, морского и воздушного базирования — которая, как он надеется, к 2035 году будет соответствовать российской и американской, — заявил Джон Кил, бывший сенатор-республиканец и соавтор доклада о стратегии США, представленной Конгрессу в октябре 2023 года, в недавней статье The Wall Street Journal. — Мы этого не ожидали и не готовы на это реагировать”.
Это расхожее мнение. “Я еще не слышала четкой стратегии, как мы собираемся справиться с этой новой задачей”, — сказала Уильямс.
Вопрос “как” действительно не улажен, но есть безусловное признание угрозы, которую ширящийся ядерный арсенал Китая может представлять в ближайшие годы. “Мы видим модернизацию и расширение ядерного арсенала КНР, и это представляет для нас новые риски и новые неопределенности”, — заявил в феврале прошлого года зампомощника министра обороны по ядерной политике и политике противодействия оружию массового уничтожения Ричард Джонсон.
В “Обзоре ядерной политики” администрации Байдена от конца 2022 года четко обозначена энергичность попыток Пекина укрепить свой ядерный потенциал.
“К 2030-м годам США впервые в истории столкнутся с двумя крупными ядерными державами в качестве стратегических конкурентов и потенциальных противников”, — говорится в докладе. В нем звучит оценка, что к 2030 году у Пекина наверняка будет до тысячи готовых к бою боеголовок.
Недавний “Обзор стратегической политики” от октября 2023 года повысил ставки еще больше. “Риск конфликта с этими двумя равными по силе ядерными противниками возрастает, — говорится в докладе. — Это экзистенциальный вызов, к которому США плохо подготовлены, если только их лидеры не примут решения прямо сейчас, чтобы скорректировать стратегическую позицию страны”.
Грядет опасный период
В этом уравнении есть и другие неизвестные, подчеркнул Альберк. В партии участвует как Иран, так и Северная Корея, и трудно предсказать, как множество других государственных игроков поведет себя в ближайшие несколько десятилетий, и сколько боеголовок потребуется, чтобы ответить на ряд гипотетических, но вполне возможных сценариев, сказал он Newsweek.
Геополитическая обстановка последних нескольких лет придала важность ядерному сдерживанию США, добавил Мюллер.
Еще не все потеряно для тех, кто стремится к тому, чтобы ядерное оружие США оставалось основой национальной безопасности. Время еще есть, утверждает Уильямс.
По словам Суфера, есть множество способов продлевать срок службы действующих систем, параллельно ускоряя ввод в эксплуатацию новых средств ядерного сдерживания. По его словам, приближается опасный период, но США “проявят высочайшую халатность, если не предусмотрят перспективу пробела в безопасности и не попытаются его так или иначе компенсировать”.
Однако за этой уверенностью сторонников модернизации ядерного оружия и дальнейшего сдерживания таится тревога по поводу будущего — причем самого ближайшего, в течение следующих пяти лет.
“Решения необходимо принять уже сейчас, чтобы страна в период 2027–2035 годов была готова противостоять угрозам двух ядерных противников”, — заключил представленный Конгрессу “Обзор стратегической политики” от 2023 года. В противном случае неясно, как именно будет выглядеть основа национальной безопасности США и НАТО в ближайшее десятилетие.