Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Российские ВКС переворачивают ход конфликта на Украине в пользу Москвы, пишет FT. Происходит это благодаря применению авиабомб. Россия модернизировала оружие советской эпохи и запускает его вне пределов досягаемости систем ПВО ВСУ.
Кристофер Миллер (Christopher Miller)
ВКС России все шире используют оружие советских времен, модернизированное для фронта XXI века, и наносят удары по украинским силам, уничтожая города и обеспечивая Москве преимущество на поле боя.
“Опыт последних месяцев и недель показывает, что противник значительно усилил активность авиации, применяя управляемые авиабомбы, которые уничтожают наши позиции”, — заявил в марте главнокомандующий ВСУ Александр Сырский.
В основе управляемых планирующих бомб, которые сбрасываются с самолетов Су-34 и Су-35 непосредственно на цели, лежит оружие, насчитывающее несколько десятков лет. Получив дешевое выдвижное оперение и систему спутниковой навигации, эти бывшие бомбы свободного падения теперь запускаются российскими бомбардировщиками глубоко за линией фронта — вне досягаемости украинских систем ПВО.
“Для них это гораздо дешевле, чем использовать сотни тысяч артиллерийских снарядов — если даже одна такая бомба может снести несколько зданий”, — говорит 27-летний солдат ВСУ Влад из Донецкой области.
Планирующие бомбы несут от 500 килограммов до полутора тонн взрывчатки на расстояние свыше 60 километров, оставляя после себя воронки шириной до 20 метров и глубиной 6 метров.
“Они жуткие и очень смертоносные, — сказал Богдан, еще один солдат из Донецка. — Даже на расстоянии километра взрывная волна срывает двери с петель”.
Они настолько разрушительны, что украинские аналитики из близкой к министерству обороны группы Deep State признали, что у киевских сил “практически нет средств противодействия”.
Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба сообщил газете "Файнэншл таймс", что солдаты его страны подвергаются “массированным, я бы даже сказал регулярным атакам управляемыми авиабомбами, которые уничтожают наши позиции”.
По данным представителей минобороны Украины, только с начала года русские сбросили 3 500 управляемых авиабомб — в 16 раз больше, чем в 2023 году. Только за третью неделю марта Россия сбросила “более 700 управляемых авиабомб”, заявил президент Владимир Зеленский.
“Они очень простые по своей сути, поэтому их нельзя подавить средствами РЭБ, и от них не спрячешься. Единственный способ защититься от них — это сбить бомбардировщик, несущий такую бомбу”, — пояснил Кулеба.
Однако для достижения этой цели Украине необходимо значительно больше современных систем ПВО.
Международный институт стратегических исследований в Лондоне сообщил в докладе в этом месяце, что “возросшее число ударов планирующими бомбами свидетельствует о нехватке средств противовоздушной обороны”.
Этот дефицит отчасти обусловлен задержками европейской военной помощи и тем, что пакет помощи Киеву на сумму 60 миллиардов долларов застопорился в Конгрессе США, добавили авторы доклада.
Побороться с российскими бомбардировщиками Украине также помогут обещанные союзниками истребители F-16 американского производства. Однако, по словам Кулебы, они едва ли поступят в распоряжение Киева раньше середины лета.
Эти задержки вредят Украине. В прошлом месяце Зеленский заявил, что Россия может развернуть новое крупное наступление в конце весны или начале лета. А украинские официальные лица сообщили "Файнэншл таймс", что Москва наверняка воспользуется планирующими бомбами в попытке пробить брешь через новые укрепления, которые Киев поспешно возводит, чтобы предотвратить наступление российских войск.
В последнюю неделю марта по Харькову, второму по величине городу Украины, были сброшены две планирующие бомбы с унифицированным модулем планирования и коррекции (УМПК), чья дальность действия достигает 90 километров. Бомбы вместо ракет и беспилотников обрушились на Харьков впервые с начала полномасштабного конфликта.
ВКС России играли довольно скромную роль с начала спецоперации в феврале 2022 года. На поле боя все решали сухопутные сражения. По выражению одного украинского военного чиновника, это была “Первая мировая плюс новейшие технологии” — окопы, но с беспилотниками.
Но в последние месяцы, когда темп операций замедлился, а противоборствующие армии окопались, и боевые действия в небе над Украиной обострились.
В марте Россия выпустила сотни крылатых и баллистических ракет по украинским энергетическим объектам и гражданской инфраструктуре. Удары погрузили Харьков во мрак и поставили под угрозу гидроэлектростанции в Каневе и Запорожье.
Тем временем Киев нанес удары по дюжине нефтеперерабатывающих заводов и предприятию по сборке беспилотников в глубине России, а также по военным кораблям и командным пунктам Черноморского флота в Крыму.
Теперь ВКС России начинают играть решающую роль и переворачивают ход конфликта в пользу Москвы, говорят эксперты. И путь к этому открыла именно разработка планирующих бомб.
Институт изучения войны написал в недавнем докладе, что российские военные применили “массированные удары планирующими бомбами с тактическим эффектом при захвате Авдеевки в середине февраля”. Сотни планирующих бомб разрушили город в Донецкой области и вынудили ВСУ отступить.
“Эти бомбы полностью уничтожают любую позицию. От любых зданий и сооружений после попадания хотя бы одной остается лишь яма, — написал в Х (бывший Twitter) воевавший в Авдеевке украинский военный Егор Шугар. — А на нас таких каждый день сбрасывают по 60–80 штук”.
Военный аналитик Фонда Карнеги за международный мир* Майкл Кофман сказал, что боевой дух солдат подрывает само количество планирующих бомб вкупе с их разрушительной силой.
“Когда вы видите воронку от двух 500-килограммовых бомб, впечатление остается неизгладимое”, — сказал он.
Главнокомандующий ВСУ также назвал планирующие бомбы главной причиной своего приказа к отступлению из Авдеевки, в результате чего Москва одержала первую заметную победу почти за год.
“Постоянные бомбардировки управляемыми авиабомбами нарушили целостность нашей обороны и позволили противнику постепенно наступать”, — сказал Сырский.
Сейчас Россия наращивает производство планирующих бомб и модернизирует 500-килограммовые бомбы ФАБ-500 и 1500-килограммовые ФАБ-1500.
Ранее в этом месяце министр обороны России Сергей Шойгу посетил завод в Нижегородской области и проинспектировал сборочные линии. В Минобороны заявили, что завод “многократно увеличил производство авиабомб ФАБ-500 и удвоил производство ФАБ-1500”.
В министерстве заявили, что также приступили к “массовому производству ФАБ-3000” — еще более крупной бомбы массой 3000 килограммов, также оснащенной оперением и системами наведения.
Однако и западные эксперты, и даже популярные прокремлевские военные блогеры в Telegram оценили ФАБ-3000 скептически. Некоторые назвали бомбу непрактичной, поскольку нести ее могут лишь бомбардировщики Ту-22М.
Алексей Мельник, бывший командующий ВВС Украины, а ныне содиректор по исследованиям внешней политики и международной безопасности киевского Центра Разумкова, сказал, что российская модернизация обходится недорого по сравнению с рядом современных вооружений с высокой стоимостью— особенно крылатыми ракетами, стоимость каждой из которых может доходить до нескольких миллионов долларов.
Хотя планирующие бомбы не так точны, как баллистические крылатые ракеты, они все же могут поразить цель “в пределах 10–20 метров” и нанести серьезный ущерб, сказал Мельник.
Эксперты полагают, что будущие успехи Киева на поле боя будут зависеть оттого, сможет ли он защититься от планирующих бомб. Для этого потребуется обширная помощь Запада — и причем незамедлительная.
“Киев столкнулся с риском, что без адекватной поддержки со стороны США и их союзников воздушные действия на истощение принесут перевес России”, — заявили в Международном институте стратегических исследований.
“Способность Украины продолжать противостоять российским воздушным угрозам и наносить встречный ущерб ВКС России во многом предопределит исход конфликта”, — говорится в его докладе.
Статья написана при участии Бена Холла из Лондона и Джона Рида из Нью-Дели
____________________________________________
* Организация, выполняющая функции иностранного агента