Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вот как поиск новых солдат напрягает Украину

Handelsblatt: Киев умерил амбиции по мобилизации из-за сопротивления населения

© AP Photo / Efrem LukatskyСотрудники украинской полиции проверяют документы у мужчины, разыскивая тех, кто уклоняется от мобилизации
Сотрудники украинской полиции проверяют документы у мужчины, разыскивая тех, кто уклоняется от мобилизации - ИноСМИ, 1920, 03.07.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Украинцы возмущены зачатую неуклюжими попытками властей призвать граждан в армию, пишет Handelsblatt. Мобилизация идет с перебоями, а Киеву приходится иметь дело с недовольством населения. Происходящее сказывается и на тех, кто сидит в окопе или уже отслужил.
Иво Мийнссен (Ivo Mijnssen)
Ужгород. – В начале лета на западе Украины почти нет следов войны. Жизнь во Львове кажется легкой, люди поют на улицах и в барах, даже вернулись туристические группы. Мрачно становится только тогда, когда отключается электричество из-за российской операции по уничтожению энергосистемы – или когда появляются армейские микроавтобусы и выходят военкомы.
В то время как украинцы стоически переносят бытовые неудобства, вопрос мобилизации приводит их в ярость. Когда сотрудники призывных пунктов пытаются забрать людей в армию, это регулярно приводит к массовым столкновениям. Но Киеву нужны новые силы, чтобы дать передышку фронтовикам, восполнить потери и перехватить инициативу у русских.
Однако готовность украинцев рисковать своей жизнью уменьшилась. Отсутствие ограниченного срока службы с последующей демобилизацией еще больше снижает эту готовность. Опрос, проведенный государственным телевидением в апреле, показал, что только 20 % мужчин в возрасте от 25 до 59 лет готовы пойти в армию. Другой опрос показал еще более низкие показатели. По сообщениям СМИ, за первые четыре месяца этого года военные власти объявили в розыск 94 500 человек, поскольку они уклонялись от военной службы.
Сколько именно пополнений требуется вооруженным силам, остается тайной. Однако очевидно, что Киев значительно снизил свои амбиции из-за сопротивления населения. Еще осенью бывший главнокомандующий Залужный заявлял о потребности в полумиллионе человек к 2024 году.
Недавно один из ведущих политиков в области обороны назвал реалистичной задачу по мобилизации 120 000 военнослужащих. На военные власти оказывается сильное давление с целью достижения и превышения установленных квот.
Парламент уже опустил возраст, с которого можно отправлять на службу в боевые части. Заключенные теперь также могут добровольно служить.
Кроме того, с мая все мужчины военного возраста должны обновлять данные о своем местонахождении в приложении. Это должно помочь оцифровать повестки о направлении на службу. Однако на деле они в основном распространяются вручную – среди тех, кто находится в пределах досягаемости военкома в микроавтобусах.
Обвинение в произволе
Уже в повседневных разговорах люди не стесняются говорить о произволе, который часто имеет место: женщина рассказывает о родственнике с синдромом Дауна, который был призван в армию, офицер в увольнительной – об алкоголиках, которых забирают в армию с деревенских площадей.
Компании и частные лица жалуются, что рабочих и строителей забирают военные власти, когда они работают на улицах и площадях. На фронте можно услышать нелицеприятные отзывы о мотивации и физической подготовке новых военнослужащих.
Даже будучи иностранцем, вы можете попасть под одну из проверок военкомов: На лесной тропинке в городском парке Львова вдруг останавливается микроавтобус, и двое военнослужащих требуют предъявить документы. Загранпаспорт помогает устранить недоразумение. Однако чувство тревоги остается.
Для военнослужащих, работающих в государственных призывных пунктах, это напряженная работа. Один из них, который называет себя Сергеем и не хочет раскрывать свое полное имя, ушел в армию в феврале 2022 года.
Из-за травмы спины он больше не может находиться на фронте. Поэтому он листает повестки в Ужгороде и вынужден раздавать их снова и снова.
Сергей считает свою работу унизительной: он критикует игру в прятки, в которую играют семьи, делающие вид, что призывников дома нет. И, прежде всего, его раздражает множество молодых, здоровых мужчин, сидящих в кафе в симпатичном центре города.
Они говорят "обо всем, кроме войны", говорит военнослужащий, которого психологически мучают воспоминания о боевых действиях. И ему не хватает уважения. Гражданские часто говорят, чтобы он сам воевал. Они не верят ему, что он служил. От этого ему становится обидно. Проблемы со спиной доставляют ему боль каждый день.
Плохой имидж призывных пунктов
Почему в городах не призывают здоровых мужчин с высоким уровнем образования и хорошим доходом – тайна: украинцы понимают, что военкомов можно подкупить, а поддельные документы легко достать. Поддельные документы удостоверяют, что те, у кого достаточно денег, принадлежат к одной из 29 групп, которые освобождены от обязательной службы.
В патриотическом общественном дискурсе отказ от военной службы по соображениям совести и проблемы с мобилизацией настолько табуированы, что трудно определить их масштабы. Рассказы зависят от индивидуальных впечатлений, и далеко не каждый, кто чувствует себя физически или психически неспособным воевать, является отказником. Но между тем нескольких десятков историй, растиражированных в пропагандистских целях, достаточно, чтобы еще больше разочаровать измученных украинцев.
Очевидно, что у военных властей огромные организационные проблемы. С тех пор как в августе прошлого года президент Владимир Зеленский уволил всех региональных председателей военкоматов из-за ряда коррупционных дел, их имидж катастрофически ухудшился.
В ходе опроса, проведенного государственным телевидением, 60 % респондентов негативно оценили работу этих подразделений. Поскольку руководящие должности настолько непопулярны, их часто приходится занимать офицерам, дискредитировавшим себя на фронте.
В Ужгороде, столице Закарпатской области, государственный призывной пункт возглавляет полковник Андрей Савчук. Будучи командиром 128-й горно-штурмовой бригады при обороне Бахмута, он пользовался репутацией человека, выполняющего бессмысленные приказы высшего командования, невзирая на потери.
В своем новом амплуа в конце 2023 года он хотел подать жесткий сигнал, ворвавшись в роскошную термальную купальню с вооруженными солдатами в боевом снаряжении, что он также собирается принимать меры против богатых уклонистов от службы в армии. После абсурдного рейда было объявлено, что двое из тех, кого проверяли, нарушили установленные требования. Их не стали призывать в армию. На Украине подобные популистские и бессмысленные акции называются по-советски "показуха".
Утонувшие в пограничной реке
Рейд не случайно проходил в Закарпатье. Этот сельский горный регион на самом западе Украины – пристанище для тех, кто не хочет иметь ничего общего с войной. Многие также выбираются сюда, чтобы сбежать за границу.
В последние недели появляется все больше сообщений об успешных и сорванных попытках побега: в начале июня военный автобус с 32 мужчинами прорвался через укрепления на границе с Венгрией. Румыния сообщила о нелегальном въезде 2 373 человек из Украины в первом квартале 2024 года.
Все они, скорее всего, мужчины призывного возраста, поскольку это единственная категория украинцев, которым запрещено покидать страну. Для некоторых побег заканчивается фатально: за последние месяцы в пограничной реке Тиса были найдены тела 45 утопленников. Их переправляли на другой берег лодками, недооценив пороги бурных горных вод.
Среди них был друг Сергея и его жена. Она рассказала, что он воевал на фронте, но в какой-то момент не выдержал. Он утонул в реке.
Когда они вспоминают своего друга, на ум всегда приходит грустная и красивая народная песня "Плывёт утка по Тысине". Она рассказывает об одинокой смерти в чужой стране, стала гимном в 2014 году в память о жертвах революции на Майдане. Позже армия исполняла ее для своих павших. Теперь это гимн в память о тех, кто больше не хочет воевать.