Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Украина балансирует на грани катастрофического дефолта, пишет AT. Для Киева долг — не просто вопрос бухгалтерского учета. От результатов переговоров по его реструктуризации зависит исход конфликта и будущее страны, утверждает автор статьи.
Патрик Ши (Patrick E Shea)
На фоне российской спецоперации Украина столкнулась с битвой на двух фронтах: военном и финансовом. Понятно, что внимание мировой общественности сосредоточено на развитии событий на поле боя, где российские войска продвигаются ко второму городу Украины — Харькову. Но одновременно Киев испытывает и финансовые трудности.
Поскольку экономика страны разорена, а одни расходы на оборону в этом году оцениваются в 54,4 миллиарда долларов, Украина оказалась на грани дефолта по долгу в 22,8 миллиарда долларов. Для Киева долг — не просто вопрос бухгалтерского учета. От этого зависит защита суверенитета и будущее страны.
В начале конфликта частные инвесторы во главе с JP Morgan согласились заморозить выплаты Киева по долгам. Срок действия соглашения истекает в августе. И Украина, и ее кредиторы торопятся заключить в последнюю минуту долговое соглашение, чтобы избежать дефолта.
Переговоры о реструктуризации долга — обычное дело между государствами и инвесторами, но обычно они длятся годы и редко ведутся на фоне боевых действий. На данном этапе стороны по-прежнему далеки друг от друга на переговорах. Украина требует урезать долговые обязательства на 40%, а инвесторы готовы потерять не более чем 20% — в финансовых кругах это называется “стрижкой”.
Переговоры по долгам неизбежно потребуют компромисса. С одной стороны, разительное сокращение долга или даже полный дефолт высвободит значительные бюджетные ресурсы в краткосрочной перспективе. Это позволит Украине перенаправить средства с долговых выплат на неотложные нужды, сопряженные с боевыми действиями.
Однако в долгосрочной перспективе это решение чревато весьма серьезными последствиями: повышенными затратами по займам и более длительным периодом исключения с рынков капитала. Результат этих переговоров определит не только непосредственный оборонный потенциал Украины, но и ее долгосрочную экономическую стойкость.
Доступ страны к кредитным рынкам играет важную роль в исходе конфликта. В своем исследовании от 2013 года я обнаружил, что у государств с низкой стоимостью кредитов значительно больше шансов выиграть войну.
Долг позволяет государствам мобилизовать больше ресурсов — и к тому же быстрее. Чем дешевле обходится долг и чем легче взять кредит — тем больше ресурсов страна сможет мобилизовать для своих военных усилий.
Из-за важности долга воюющие государства редко объявляют дефолт. Риск лишиться доступа к кредитным рынкам как правило слишком высок. Но бывают и исключения — притом весьма заметные.
Технически Россия объявила дефолт по своему долгу вскоре после начала спецоперации на Украине в 2022 году — санкции сделали его выплату невозможной. А Ирак при Саддаме Хусейне объявил дефолт на фоне войны между Ираном и Ираком в 1980-х. При этом обе страны располагали значительными природными ресурсами и смогли ими воспользоваться — у Украины же этой роскоши нет.
Исключения в виде России и Ирака подчеркивают еще один решающий для военного финансирования фактор: политическую систему конкретной страны. Будучи по своей природе автократиями, путинская Россия и саддамовский Ирак вольны принимать ограничительные экономические меры по своему усмотрению.
Так, российское правительство ввело меры контроля над движением капитала, которые затруднили экспортерам и иностранным компаниям вывод денег из России.
Украинское же правительство восприимчиво к внутриполитическому давлению по вопросам военного финансирования. Меры вроде российских наверняка вызовут на Украине политическое недовольство.
Долг позволяет демократическим лидерам мобилизовать ресурсы, избегая непопулярных налогово-бюджетных стратегий. Столкнувшись с перспективой, что доступ к займам сократится, Украина вернулась к спорной налоговой политике, увеличив налоговое бремя для физических лиц и одновременно сократив социальные расходы.
Налоги пополняют военную казну, но при этом рискуют подорвать необходимую внутреннюю поддержку для продолжения боевых действий. А журналисты и международные наблюдательные группы и без того винят украинское правительство в том, что оно недостаточно реагирует на внутреннее недовольство.
К тому же утверждается, что внутренняя разведка Украины подслушивала за следственной группой СМИ в их гостиничных номерах.
Финансовое будущее Украины
Но есть и хорошие новости для руководства Украины. Весной после долгой задержки Конгресс США принял пакет военной помощи на сумму 60 миллиардов долларов. В то же время Великобритания предоставила Украине в 2024 году крупнейший пакет помощи на сумму свыше 3,8 миллиарда долларов.
Совсем недавно “Семерка” (куда входят Канада, Франция, Германия, Италия, Япония, Великобритания и США) согласилась пустить замороженные активы России на финансирование нового кредита Украине в размере 50 миллиардов долларов.
Дополнительные финансовые ресурсы необходимы для военных усилий Киева. Но они не решают насущных долговых проблем. В пакеты помощи Великобритании и США вошла лишь военная техника — для бюджетной поддержки ими воспользоваться не получится. Кредит “Семерки” гибче, но деньги будут предоставлены не раньше конца года.
Украине предстоит как-то уравновесить насущные потребности в военном финансировании с долгосрочными экономическими соображениями и внутриполитическим давлением. Ставки выше некуда. Условия, которые Украина получит на переговорах по долгу, определят не только финансирование текущей военной кампании, но и восстановление страны по окончании боевых действий.
Патрик Ши — старший преподаватель международных отношений и глобального управления Университета Глазго