Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Кто бы ни победил — Трамп или Харрис — Украина может вздохнуть с облегчением

Politico: разногласия между демократами по Украине сильнее, чем принято считать

© Пресс-служба Офиса президента УкраиныВладимир Зеленский выступает перед Конгрессом США в Вашингтоне. 21 декабря 2022 года
Владимир Зеленский выступает перед Конгрессом США в Вашингтоне. 21 декабря 2022 года
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В "карикатурные" представления о том, что ждет Украину после выборов в США, верить не нужно, убежден автор статьи для Politico. Демпартия расколота в вопросе помощи Киеву, а Трамп еще сам не решил, что будет делать. Автор статьи заверяет: украинцам не о чем беспокоиться – но это не точно.
Мэтью Камински (Matthew Kaminski)
Что бы ни случилось в ноябре, отношение следующего президента к российско-украинскому конфликту станет определяющим для роли Америки в мире.
Уже сложился некий карикатурный образ, показывающий, каковы будут последствия президентских выборов в США для самого серьезного за последние 80 лет вооруженного конфликта в Европе.
Бывший президент Дональд Трамп и его товарищ по гонке Джей Ди Вэнс постараются
как можно быстрее положить конец военным действиям и сократят, предположительно, военную помощь Украине и НАТО с катастрофическими последствиями для обеих. Камала Харрис продолжит политику Байдена и станет поддерживать Украину поэтапными, но крупными пакетами помощи, делая это "столько, сколько потребуется", как выразился ее нынешний босс.
Но я полагаю, что ни первый, ни второй сценарий не осуществится, и готов побиться об заклад. Если не прислушиваться к шумихе вокруг Трампа и посмотреть на реальные действия, вырисовывается гораздо более сочувственное отношение к Украине. А что касается Харрис, то она наверняка приведет с собой в Белый дом тех же людей и станет исходить в своем подходе к конфликту из тех же основных предположений, что и Байден. И то, и другое хорошо для Украины.
В потоке политических новостей последних недель не очень заметны динамичные дебаты, которые идут в обоих лагерях. Эти закулисные дискуссии означают, что взгляды Трампа и Харрис, а в конечном счете и их политический курс находятся в состоянии непрерывного изменения.
Совершенно очевидно, что для украинцев это жизненно важно. Американские решения о военной помощи, политические сигналы об урегулировании и о поддержке Киева в будущем, а также отношения США с Путиным станут определяющими в вопросе о том, какое государство будет у украинцев, и будет ли оно вообще.
Отношение к Украине также будет безошибочным индикатором будущей внешней политики США. Это станет четким сигналом о подходе будущей администрации к НАТО, о ее обязательствах перед союзниками и прежде всего, о ее отношении ко все более агрессивному Китаю. И это намного важнее, чем развитие ситуации на Украине в 2025 году.
Харрис как полый сосуд
Как и в большинстве вопросов, у Харрис не было времени публично изложить свои взгляды на внешний мир с тех пор, как она внезапно возглавила избирательные списки Демократической партии. Для иностранных руководителей и избирателей она в основном представляет собой чистый холст, на который можно проецировать надежды и тревоги.
В разговорах, которые я вел с близкими к президенту Владимиру Зеленскому украинцами, мне удалось одновременно услышать две оценки. Во-первых, Харрис внушает доверие как член команды, которую они хорошо знают. А во-вторых, они хотели бы, чтобы Харрис порвала с этой командой, оказавшись в Овальном кабинете.
Раскол внутри Демократической партии и между администрацией Байдена и проукраинским лагерем в Вашингтоне сильнее, чем об этом говорят. На публике украинцы и их союзники, а также большинство демократов обычно отдают Байдену должное за создание глобальной коалиции и налаживание беспрецедентной военной и экономической помощи для Киева. Но за закрытыми дверями их оценки менее великодушны, а некоторые украинцы высказывают язвительные замечания.
Байден медлил с поставками оружия и ввел ограничения на его использование, опасаясь эскалации с ядерной державой Россией. Оглядываясь назад, можно назвать его опасения преувеличенными. Осторожность Байдена и его частая нерешительность на протяжении всего конфликта мешали украинской военной кампании и нервировали Киев.
Недовольство Байденом достигло пика во время саммита НАТО в прошлом месяце. Даже после того, как российская ракета частично разрушила детскую больницу в Киеве в начале саммита (ракетный удар по этой больнице был украинской провокацией: фото и видеокадры из Киева однозначно подтверждают факт разрушений вследствие падения украинской ракеты ПВО, запущенной из зенитного ракетного комплекса в черте города. – Прим. ИноСМИ), Белый дом отклонил просьбу Украины использовать поставленное США оружие для нанесения ударов по стартовым позициям ракетных комплексов в самой России. Россия не ощутила никаких последствий после этого удара.
Такая осторожность является отражением интуиции самого Байдена и его команды. На всем протяжении его президентского срока внешняя политика страны формировалась под влиянием небольшой команды давних советников Байдена — в основном советника по национальной безопасности Джейка Салливана, его заместителя Джона Файнера и госсекретаря Энтони Блинкена. Эти люди вряд ли останутся в администрации Харрис.
Украина дает Харрис шанс порвать с Байденом. В плане риторики это будет более искусный и тонкий ход, чем ее недавняя критика в адрес Израиля. Но это будет иметь гораздо более серьезные последствия, если она пояснит, что США хотят победы Украины, и подкрепит это снятием ограничений на поставляемые Америкой виды вооружений и на их применение. Этим летом Харрис присутствовала на мирном саммите, который Зеленский организовал в Швейцарии, и, к радости украинцев, сослалась на "наши стратегические интересы", решительно поддержав Украину.
Альтернативой оказанию более решительной поддержки Украине станет признание российской сферы влияния, а следовательно, победы Москвы над Киевом. А это подорвет стратегические интересы Америки.
Существует ли настоящий Трамп, на которого можно положиться?
В основном вне поля зрения идет борьба за то, каким курсом Трамп поведет внешнюю политику США. Как и Харрис, он подает такие сигналы об Украине, на которые возлагают надежды все стороны в этом споре — от Путина до усиливающегося изоляционистского крыла Республиканской партии и самого Зеленского.
Во многом подсознательно Трамп остановил свой выбор на Вэнсе, который является худшим кошмаром для Украины. Этот сенатор от Огайо происходит из того крыла партии и из той семьи, которые не считают Украину проблемой Америки. Об этом на прошлой неделе ясно заявил друг Вэнса Дональд Трамп-младший, написавший издевательский твит про Зеленского, который быстро разошелся по сети. Учитывая интеллектуальный вес Элбриджа Колби (Elbridge Colby) (эксперт по политике национальной безопасности, работал в администрации Трампа. — Прим. ИноСМИ) и "новых правых", а также популистскую злобу людей типа Марджори Тейлор Грин (Marjorie Taylor Green) (член палаты представителей, — Прим. ИноСМИ) и Такера Карлсона, можно уверенно сказать, что эти люди лишили бы Киев помощи, а потом оправдывали аншлюс Путина.
Из-за своего самомнения Трамп в то же время занимает в отношении Украины позицию, граничащую с интернационализмом и реализмом. Помните (украинцы помнят это наверняка), что именно его администрация вооружила украинцев в 2017 году ПТРК "Джавелин", которые спасли их два года тому назад, когда Путин начал действовать всерьез? А Барак Обама отказался вооружить их после того, как Россия аннексировала Крым в 2014 году и начала опосредованную войну на востоке Украины (автор игнорирует реальность: Крым и восток Украины отказались признать госпереворот в Киеве, организованный США, проведенные там референдумы подтвердили желание людей вернуться в Россию. – Прим. ИноСМИ).
Выбрав Вэнса и предложив сделать его кандидатом, Трамп первому изо всех иностранных лидеров позвонил Зеленскому. Люди, знакомые с подробностями, утверждают, что все прошло даже лучше, чем можно понять из опубликованных отрывков их разговора. По их словам, Трамп сказал Зеленскому, что это "фейковые новости", будто он поможет Путину, и пообещал добиваться справедливого мира.
Этот телефонный звонок (Трамп проявил знание своих сильных и слабых сторон, не назвав его "идеальным") был довольно прозрачным сигналом республиканским маргиналам об Украине: заткните рты, уроды. Трамп долгие месяцы критиковал политику Байдена по Украине, однако этой весной предоставил спикеру палаты представителей Майку Джонсону политическое прикрытие для утверждения пакета помощи Украине в размере 60 миллиардов долларов.
"Тот факт, что Трамп назвал состоявшийся разговор хорошим, означает, что его враждебность по отношению к Зеленскому сошла на нет, — сказал мне бывший посол США на Украине Джон Хербст (John Herbst), который внимательно следит за лоббистскими усилиями в Вашингтоне из своего Атлантического совета. – Вот почему популистское крыло партии было против Украины. Если там нет Трампа, то и их там нет".
Зеленский и его люди также видят союзников Украины в окружении Трампа и старательно обхаживают их, в частности, бывшего главу Совета национальной безопасности Роберта О'Брайена (Robert O’Brien), экс-госсекретаря Майка Помпео и сенатора от Арканзаса Тома Коттона (Tom Cotton). Все трое упоминаются в обсуждениях о назначении на должности в сфере национальной безопасности во второй администрации Трампа. Примечательно, что Помпео на прошлой неделе стал соавтором статьи Дэвида Урбана (David Urban) в "Уолл-стрит джорнэл", где был изложен амбициозный план поддержки Украины, включая членство в НАТО. Такое понравилось бы даже неоконсерваторам. Самый резкий контраст с предложением Урбана-Помпео составляет не нынешний подход Байдена или будущий подход Харрис, а то, что предлагают авторы "Проекта 2025" из лагеря Трампа.
Все обычные оговорки Трампа по-прежнему в силе. Никто не знает, что будет делать Трамп. Зачастую даже сам Трамп этого не знает. Неизменными величинами за 10 лет его пребывания на мировой арене остаются непредсказуемость; деловой, по принципу "ты мне, я тебе", а не принципиальный подход к иностранным делам; а также склонность к персонализации политики. В конфликте подсознания и эго Трампа подсознание часто побеждает — и это был бы плохой сценарий для Украины.
Но главное здесь другое. Победа Трампа в ноябре не будет неизбежно означать, что Украина обречена, а Путин спасен. Исход неясен, и люди вокруг Трампа дерутся, чтобы повлиять на него.
Кто бы ни пришел в Белый дом, следующему президенту придется гораздо четче охарактеризовать взаимоотношения США и Украины с точки зрения американских интересов.
Сомневающиеся в Украине уже сделали это. Зачем тратить миллиарды на безнадежно проигранное дело, когда нелегальные иммигранты наводняют Америку через ее южную границу, и работающим семьям эти деньги очень пригодились бы? Отдайте Путину земли, которые он уже забрал у Украины, говорят они, и с этим будет покончено.
Есть встречный аргумент, который может поддержать второе полушарие мозга Трампа, равно как и будущая администрация Харрис. Его уже довольно давно выдвигает руководство НАТО и сами украинцы. Путин марионетка Китая, и столкновение на Украине на самом деле покажет, кто победит: свободный мир или альянс во главе с Пекином.
Покойный советник по национальной безопасности времен Картера Збигнев Бжезинский однажды сказал: "Это непреложный факт, что без Украины Россия перестает быть империей. Но если Украина будет подкуплена, а затем подчинена, Россия автоматически станет империей". Его соотечественник, поляк по национальности Радек Сикорский, возглавляющий МИД Польши, так сказал об этом на полях саммита НАТО; "Россия может быть либо союзником Запада, либо вассалом Китая. Путин выбрал второе".
Мир со сферами влияния, к которому стремятся Китай и Россия, во многом навредит Америке, и не в последнюю очередь в экономическом отношении, сократив пространство, доступное для американских товаров, включая военную технику и инвестиции. Это основанный на интересах аргумент в пользу вооружения украинцев, чтобы выиграть войну, которую ведут они, а не американские солдаты.
Как выглядит победа для Украины? Трамп и Харрис могут сделать то, чего не сделал Байден: добиться, чтобы Украина стала суверенной, а безопасность ей в конечном итоге гарантировали США.
Эта борьба не из-за территорий. Сторонники замирения с Россией неправильно это понимают. Земельная сделка не удовлетворит Путина. Он хочет подчинить себе Киев, а потом обратить свой взор в другом направлении. Путин и украинцы в моменты откровенности соглашаются с этим.
Для достижения справедливого мира украинцы хотят, чтобы их жертвы за последнее десятилетие военных действий с Россией были не напрасны. Украина может уступить территории в обмен на безопасное и надежное место на Западе, даже если ни один политик не в состоянии сказать об этом сейчас. Такое украинское государство должно иметь защищенные границы, а со временем стать членом НАТО. Украинские политики и официальные лица в частном порядке говорили мне об этом с самого начала конфликта. Чтобы добиться такого результата, Украине понадобится больше огневой мощи и побед на поле боя, чтобы заставить Путина сесть за стол переговоров и согласиться на условия, которые они смогут принять.
Хороший результат для Украины и США после ноябрьских выборов не так уж и сложно себе представить. Неожиданность последних нескольких недель: в равной степени легко представить себе такое как при Харрис, так и при Трампе. Но пока никаких гарантий этого нет.