Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Происхождение герба России — двуглавого орла

© РИА Новости Александр Гальперин / Перейти в фотобанкДвуглавый орел на ограде Александровской колонны на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге
Двуглавый орел на ограде Александровской колонны на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге - ИноСМИ, 1920, 14.09.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Двуглавый орел — божественная птица, образ которой на протяжении веков использовался в странах всей Евразии. До сих пор он изображается на флагах и гербах и несет в себе огромную историко-культурную ценность. В китайском издании «Пэйпер» решили разобраться, откуда этот символ появился на гербе России, какой смысл таит в себе мифическая птица.

Двуглавый орел — мифическая птица, которая испокон веков считается символом власти. Его изображение присутствует на современных гербах Албании, Сербии, Черногории, России и Армении. Более того, этот символ есть и на флагах уже упомянутых Черногории и Албании. Откуда произошло изображение этой птицы? Когда оно было использовано впервые? Какова история развития данного символа?

Прототипом двуглавого орла считается изображение птицы Анзуд с львиной головой, которое датируется 2900 годом до н.э. Оно было найдено на месте древнего государства Месопотамии, при раскопках в городе Лагаш. В шумеро-аккадской мифологии Анзуд — существо с головой льва и крыльями орла, которое может извергать огонь и воду. По преданию Анзуд украла у бога Энлиля Таблицу судеб (собрание вселенской мудрости и законов) и скрылась в горах. Верховный бог Ану приказал другим духам догнать ее, но никто не решился из-за страха. Затем бог войны Нинурта сразился с Анзуд. Нинурта пытался победить и силой ветра, и стрелами, но благодаря Таблице судеб Анзуд сумела отразить все удары, поэтому воин понял, что брать надо не силой, а умом. Тогда Нинурта подкрался к Анзуд с сзади и сорвал ее крылья, вонзив стрелу. Божественная птица хотела улететь, но не смогла, поэтому ей пришлось подчиниться богу войны.

Также об Анзуд упоминается в шумерском «мифе о Лугальбанде». Лугальбанда — легендарный правитель города Урук, который отстав от войска и возвращаясь домой, встретил птицу, которая впоследствии оказалась птенцом Анзуд. Лугальбанда решил позаботиться о птенчике. Затем птенец рассказал Анзуд о том, как герой ухаживал за ним. Мифическая птица была очень благодарна спасителю, и с помощью Таблицы судеб, даровала ему скорость ходьбы. Так, Лугальбанда смог быстро вернуться в Урук.

© Фото : FredarchНиневия, культурный центр древнейшей цивилизации Месопотамии
Ниневия, культурный центр древнейшей цивилизации Месопотамии - ИноСМИ, 1920, 14.09.2024

Примерно в 6000 году до н.э. шумеры пришли в южную часть Месопотамии, а в 3200 году до н.э. изобрели клинопись, которая считается древнейшей письменностью в мире. Шумерские города-государства прошли путь от своего формирования, до борьбы друг с другом и, в итоге, пришли к империи. Все это стало важнейшим культурным наследием всего человечества.

Аккадцы — древний кочевой народ севера Месопотамии. Они на основе шумерской клинописи создали аккадский язык, который стал письменным, а затем превратился в общеупотребимый на всем Ближнем Востоке. В 2334 году до н.э. аккадский правитель Саргон объединил города-государства Месопотамии и основал царство Аккад.

Хетты — индоевропейский народ, который также взял за основу клинопись и создал свой язык. Они проживали на Анатолийском плоскогорье, а их история подразделяется на древнехеттское царство, среднехеттское царство и Хеттская империя. В 1595 году до н.э. хеттский правитель Мурсили разгромил Древний Вавилон.

Шумеры передали орла со львиной головой аккадцам, а те — хеттам в Малую Азию. Во времена хеттов орел с львиной головой превратился в двуглавого, и именно он известен как наиболее раннее изображение этого символа. Двуглавый орел изображен на хеттских горельефах, печатях, камнях. Этот символ является превалирующим в хеттской культуре. Орел представлен в трех формах: под ногами у правителей или божеств, словно подставка; со зверьком в одной лапе и с бараном в другой; со спиралевидной катушкой в обеих лапах. Затем было найдено изображение двуглавого орла на восточных воротах одного хеттского города XIV-XIII века до н.э., держащего в когтях двух зайцев.

Существует еще одно изображение мифического сюжета этого же периода на храме недалеко от хеттской столицы Хаттусы. Оно отображает скопированный хеттами пантеон божеств хурритов. Слева изображен мужчина, который наступает на двух рабов, слева — женщина, стоящая на льве. Оба персонажа держат бокалы с вином. Позади женщины также изображен сторожевой пес, а за ним два двуглавых орла. Здесь птица выступает в роли хранителя божеств.

Также, существует изображение двуглавого орла со спиралевидной катушкой XX века до н.э. периода древнехеттского царства. Более того, на раскопках в Сирии на свитках были найден такой же символ, что свидетельствует о том, что изображение орла было распространено по всему древнему Среднему Востоку, включая Малую Азию, Сирию и Месопотамию.

Затем образ двуглавого орла исчез практически на 2000 лет и вновь появился в X веке н.э. в Византийской империи (или Восточной Римской империя 330-1453). В ранний период Византийской империи на горельефах есть множество изображений орлов с одной головой. И только в X веке (уже средний период) двуглавый орел вновь появляется в византийской культуре. Однако символом Византии он становится намного позже, при последней династии Палеологов (1261-1453). А согласно западноевропейским письменным источникам двуглавый орел стал символом Византийской империи примерно в XV веке.

Современные ученые полагают, что в Византии двуглавый орел появился благодаря роду императора Исаака Комнина (1057-1059). Его семья проживала на южном черноморском побережье, на севере Малой Азии в местечке Пафлагонии. Как раз там сохранилось множество хеттских упоминаний о двуглавом орле. Поэтому, можно сказать, что народы Малой Азии позаимствовали этот символ у хеттов, поэтому и Византия унаследовала его даже спустя 2000 лет. Если это предположение верно, то мы можем утверждать, что за этот период двуглавый орел никуда не исчезал, его по-прежнему знали в Малой Азии, только не использовали в качестве официальной символики. После 13 века двуглавый орел перешел от населения Малой Азии к Сельджукской империи, став ее официальным символом. Между XIII и XIV веками орел появился и в Сербии там разделился на две формы: белый стал фамильным знаком рода Неманичи, а наполовину белый, наполовину красный — рода Мрнявчевичи. Изображением птицы пользуются там до сих пор, например, на гербе.

В 1453 году пала Византийская империя, а двуглавый орел продолжил распространяться по Восточной Европе. В 1497 году русский царь Иван Третий провозгласил себя наследником Византии и сделал гербом двуглавого орла. Он использовался и при Романовых (1613-1917). После распада СССР двуглавый орел вновь стал гербом России и до сих пор им является. Кроме того, во множестве стран и городов Восточный Европы, под влиянием византийской и славянской культуры, этот символ также является крайне популярным.

В Средние века двуглавый орел распространился и в Западной Европе. Говорят, что во времена Крестовых походов и борьбы с сельджуками, двуглавый орел попал в Священную Римскую империю, став официальным символом. Также есть версия о том, что герб Священной Римской империи все-таки произошел от изображения орла с одной головой. В 1806 году империя пала, а двуглавый орел стал использоваться государствами и городами в ее пределах, например, Австрийской империей (1804-1867), Германским союзом (1815-1848, 1850-1866), Шварцбург-Рудольштадтом (1806-1918), Любеком(1815-1937).

Двуглавый орел — божественная птица, образ которой на протяжении веков использовался в странах всей Евразии. До сих пор он изображается на флагах и гербах и несет в себе огромную историко-культурную ценность.