Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Путинский план одолеть доллар

The Economist: у Путина есть план, как уйти от доллара в международной торговле

© Фотохост-агентство brics-russia2024.ru / Перейти в фотобанкXVI саммит БРИКС. Репетиция светового шоу на стенах Казанского Кремля
XVI саммит БРИКС. Репетиция светового шоу на стенах Казанского Кремля
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Саммит БРИКС на этой неделе может стать "большим взрывом", пишет The Economist. Грядущие переговоры прольют свет на назревающую гонку за перестройку мировой финансовой инфраструктуры. План БРИКС может ускорить и удешевить сделки.
Президент России Владимир Путин наверняка будет в восторге 22 октября, когда будет позировать для фотографий с лидерами 24 стран, включая Нарендру Моди из Индии и Си Цзиньпина из Китая на саммите БРИКС в Казани на Волге. В прошлом году, когда блок встречался в Йоханнесбурге и расширился с пяти до десяти членов, Путину пришлось остаться дома, чтобы избежать ареста по ордеру Международного уголовного суда в Гааге. На этот раз он надеется создать впечатление, что играет ведущую роль в стремительно ширящемся клубе, который бросает вызов западному господству и миропорядку.
Пока что, на пятнадцатом году своего существования, БРИКС (в первоначальном составе: Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) добился лишь скромных успехов. Однако на этом саммите Путин надеется придать блоку вес, объявив о строительстве новой глобальной финансово-платежной системы, чтобы нарушить засилье Америки в мировых финансах и защитить Россию и ее дружков-приятелей от санкций. “Все понимают, что любой может столкнуться с санкциями США или других стран Запада”, — заявил в прошлом месяце министр иностранных дел России Сергей Лавров. Платежная система БРИКС позволит проводить экономические операции независимо от тех, кто превращает доллар и евро в оружие финансового шантажа. Эта система, которую Россия называет BRICS-Bridge или “Мост БРИКС”, должна быть выстроена в течение года и позволит странам проводить трансграничные расчеты с использованием цифровых платформ под управлением центральных банков. Как ни странно, она может заимствовать часть идей из другого проекта под названием mBridge под руководством одного из оплотов западного порядка — Банка международных расчетов (БМР).
Грядущие переговоры прольют свет на назревающую гонку за перестройку мировой финансовой инфраструктуры. Китай давно ставит на то, что именно платежные технологии, а не восстание кредиторов и не военный конфликт, подорвут власть Америки, которой та обзавелась из-за особого места в центре мировых финансов. План БРИКС может ускорить и удешевить сделки. А этих преимуществ может оказаться достаточно, чтобы привлечь развивающиеся экономики. О реальном потенциале этой схемы говорят хотя бы опасения западных чиновников, что она может разрабатываться для обхода санкций. А некоторые даже разочарованы ролью, которую, сама того не желая, может сыграть швейцарская организация БМР, которую еще называют центробанком для центробанков.
Господство Америки в мировой финансовой системе было фундаментом послевоенного порядка. Это отражает ее экономический и военный вес, а также то обстоятельство, что номинированные в долларах активы — например, казначейские облигации — считаются неподвластными государственной конфискации и инфляции, и их легко покупать и продавать. Хотя центральные банки значительно разнообразили свои активы, в том числе посредством золота, порядка 58% валютных резервов по-прежнему хранится в долларах, а эффект сетевой выгоды ставит американские банки в центр мировых платежных систем. Отправка денег по всему миру чем-то напоминает дальние перелеты: если два аэропорта не связаны напрямую, пассажирам приходится делать пересадку — в идеале в оживленном аэропорту, где стыкуется множество других рейсов. В мире международных платежей крупнейший финансовый узел — это как раз Америка, где многие мировые банки обменивают иностранную валюту плательщика на доллары, а затем на валюты получателя.
Стержневая роль Америки приводит к тому, что ученые Генри Фаррелл и Абрахам Ньюман, назвали эффектами “паноптикума” и “бутылочного горлышка”. Поскольку почти все банки, осуществляющие сделки в долларах, должны делать это через корреспондентский банк в Америке, он может отслеживать потоки на предмет признаков финансирования терроризма и уклонения от санкций. Таким образом лидеры Америки заполучили огромный рычаг финансовой власти, которой пользуются, дабы не развязывать войн. Число людей под американскими санкциями резко возросло более чем на 900% примерно за два десятилетия до 2021 года (до 9 400). Америка настояла на отключении ряда иностранных банков от SWIFT, бельгийской системы обмена сообщениями, которую используют около 11 000 банков в 200 странах для перевода средств за границу. В 2018 году SWIFT отключила целую страну — Иран.
Но все это меркнет по сравнению с жесткостью финансовой атаки на Россию после начала ее спецоперации на Украине в 2022 году. Запад заморозил 282 миллиарда долларов российских активов за рубежом, отключил российские банки от SWIFT и не позволил им обрабатывать платежи через американские банки. Америка также пригрозила “вторичными санкциями” банкам в других странах за поддержку российской военной кампании. Даже европейских политиков, поддерживающих санкции, встревожила стремительность, с которой Visa и MasterCard — две американские компании, обслуживающие розничные платежи в еврозоне, — ушли из России. Обрушившееся на Россию цунами побудило противников Америки ускорить отход от доллара и заставило многие другие правительства поразмыслить о своей зависимости от американских финансов. Так, Китай считает это одним из своих слабейших мест.
Путин надеется воспользоваться этой неудовлетворенностью долларом на саммите БРИКС. Для него создание новой системы — не просто безотлагательный практический приоритет, но и геополитическая стратегия. Российские валютные рынки сейчас торгуют почти исключительно юанями, но поскольку Москве недостаточно этой валюты для оплаты всего своего импорта, ей пришлось прибегнуть к бартеру. В октябре Россия согласилась купить мандарины и другие цитрусовые из Пакистана, оплатив их нутом и чечевицей. По некоторым сообщениям, проблемы с ликвидностью лишь накапливаются.
Путин рассчитывает сделать жизнь вне американской системы более сносной, выстроив собственную финансовую инфраструктуру. Чиновники БРИКС провели ряд встреч в преддверии саммита в Казани. Они обсудили создание кредитно-рейтингового агентства в качестве конкурента западным, которые Россия считает “политизированными”. Они также рассмотрели возможность создания перестраховочной компании, чтобы обойти западные фирмы, которым запрещено страховать танкеры с российской нефтью, а также платежной системы на смену Visa и MasterCard. Путин настаивает на создании общей валюты БРИКС для ценообразования в торговле на основе корзины из золота и других недолларовых валют, но индийские официальные лица в последние недели возражали против этого.
Безусловно, самая серьезная инициатива — это план использования цифровых денег, обеспеченных валютами центральных банков. Таким образом центром трансграничных сделок станут центральные банки, а не банки-корреспонденты с доступом к долларовой клиринговой системе в Америке. Вкупе с децентрализацией финансовой системы это будет означать, что ни одна из стран не сможет отключить другую. Поскольку коммерческие банки будут осуществлять сделки через собственные центральные банки, им не придется поддерживать двусторонние отношения с иностранными, обходя сетевой эффект текущей системы корреспондентских банков.
План BRICS Bridge был изложен в докладе российского министерства финансов и центрального банка в октябре. На 48 страницах он критикует западную финансовую систему и утверждает, что новая многонациональная платформа для трансграничных расчетов заслуживает подробного изучения в силу ее новизны, сопутствующих рисков и, возможно, экономических эффектов, которые перепишут правила игры. С акцентом на цифровых валютах центральных банков, его авторы как минимум отчасти вдохновлялись экспериментальной платежной платформой mBridge — разработкой БМР совместно с центральными банками Китая, Гонконга, Таиланда и Объединенных Арабских Эмиратов. Китайские государственные СМИ полагают, что новый план БРИКС будет “опираться на уроки, извлеченные из проекта mBridge”.
Эксперимент БМР замышлялся как вполне невинный и был начат в 2019 году, задолго до российской спецоперации. По словам нескольких людей, участвовавших в проекте, он оказался потрясающе успешным. Он может сократить срок переводов с нескольких дней до считанных секунд, а издержки свести практически до нуля. В июне БМР заявил, что mBridge достигла стадии “минимально жизнеспособного продукта”, а центральный банк Саудовской Аравии присоединился к проекту в качестве пятого партнера. Еще 31 страна числится наблюдателями. Однако, создав систему, которая может оказаться намного эффективнее нынешней и к тому же ослабит доминирование доллара, БМР невольно шагнул на геополитическое минное поле.
“Если кто-то по политическим причинам совершает сделки вне долларовой системы, то вы хотите, чтобы это обходилось ему дороже, чем в долларах”, — объяснил высокопоставленный чиновник Минфина США Джей Шамбо. По признанию Федеральной резервной системы, эффективность новых видов цифровых денег может подорвать роль доллара в трансграничной торговле, а юаня — наоборот, повысить. В сентябрьском разговоре с банкирами и чиновниками о mBridge представитель Гонконга сказал, что это “дает еще одну возможность облегчить использование юаня в трансграничных платежах, и Гонконг как офшорный узел должен от этого только выиграть”.
Возможно ли, что замысел и техническое решение mBridge будет воспроизведено БРИКС, Китаем или Россией? БМР, несомненно, рассматривает mBridge как совместный проект и сам решает, кто вправе к нему присоединиться. Однако некоторые западные чиновники говорят, что участники испытаний mBridge вполне могут поделиться интеллектуальным капиталом с другими, включая участников BRICS Bridge. Согласно многочисленным источникам, Китай взял на себя руководство по программному обеспечению и цифровому коду mBridge. Народный банк Китая возглавляет технологический подкомитет проекта, и, согласно комментариям некоего должностного лица БМР от 2023 года, он же создал его цифровой реестр. Возможно, эта же технология и ноу-хау могут быть использованы для создания параллельной системы, недоступной БМР и его западным членам. БМР какие-либо сходства между своим экспериментом и планом Путина комментировать отказался.
Вступление БРИКС в платежную гонку — предвестник новых геополитических проблем, с которыми столкнулись международные организации. На встрече “Двадцатки” в 2020 году БМР было поручено как улучшить существующую систему, так и, по настоянию Китая, экспериментировать с цифровыми валютами. Ранее в этом году его руководитель Агустин Карстенс призвал к “принципиально новой архитектуре” и “фундаментальному переосмыслению финансовой системы”. Однако, поскольку цели у разных членов организации не совпадают, не лезть в эту схватку становится все сложнее. Руководитель инновационного центра БМР Сесилия Скингсли признает, что мир становится все сложнее. При этом она говорит, что этот проект все еще сможет сыграть свою роль в решении проблем всех стран “почти независимо от того, какие еще у них планы”.
Один из вариантов для Америки и ее союзников — попытаться стреножить новые платежные системы, которые могут бросить доллару вызов. Западные чиновники предупредили БМР, что проект может быть использован злонамеренными странами. По словам ряда бывших сотрудников и советников, с тех пор БМР замедлил работу над mBridge и вряд ли примет в проект новых участников. Второй вариант — усовершенствовать саму долларовую систему и сделать ее не менее эффективной, чем новоиспеченные конкуренты. Америка уже готовится к соперничеству. В апреле Федеральный резерв Нью-Йорка присоединился к шести другим центральным банкам в проекте БМР, призванном ускорить и удешевить действующую систему. Федеральный резерв также может связать внутреннюю систему мгновенных платежей с системами других стран. В этом месяце SWIFT заявила, что планирует в следующем году провести испытания цифровых сделок, воспользовавшись имеющимися преимуществами, включая мощные сетевые эффекты и доверие, как пояснил ее глава по инновациям Том Цшах.
Любой конкурент со стороны БРИКС столкнется с огромными проблемами. Гарантировать ликвидность будет сложно — или потребуются крупные скрытые государственные субсидии. Если основные потоки капитала и торговли между двумя странами несбалансированы, а обычно так и бывает, им придется накапливать активы или обязательства в валютах друг друга, а это может отбить охоту. Недоверие к Китаю глубоко укоренилось в Индии, а она ключевой член БРИКС. Наконец, чтобы масштабировать систему цифровой валюты, странам придется договориться о сложных правилах урегулирования расчетов и наказания финансовых преступлений. Такого единодушия едва ли удастся достичь в Казани.
Однако, несмотря на все это, схема БРИКС все же может получить импульс к развитию. Бытует широкий консенсус, что действующая система трансграничных платежей слишком медленная и дорогая. И если богатые страны сосредоточены скорее на том, чтобы ускорить ее, многие другие хотели бы ее отменить как таковую. По оценкам Атлантического совета, минимум 134 центральных банка экспериментируют с цифровыми деньгами — в основном для внутренних целей. Число разрабатывающих такие валюты для трансграничных сделок с началом российской спецоперации на Украине удвоилось до 13. Саммит БРИКС на этой неделе — это далеко не Бреттон-Вудс. Все, чего предстоит России и ее приятелям, — это вывести относительно небольшое количество подсанкционных сделок за пределы досягаемости Америки. Однако многие метят выше. В следующем году саммит БРИКС пройдет в Бразилии под председательством ее президента Луиса Инасиу Лулы да Силвы, который давно критикует мощь доллара. “Каждый вечер я спрашиваю себя, почему это все страны должны выстраивать свою торговлю вокруг доллара, — заявил он в прошлом году. — Кто это решил?”.