Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Игра Путина носит гиперзвуковой характер: не потому ли мы этого не замечаем?

RS: Западу не по силам соревноваться с Путиным в гиперзвуковых ракетах

© РИА Новости Михаил Климентьев / Перейти в фотобанкПрезидент РФ В. Путин принял Главный военно-морской парад 31 июля 2022 года
Президент РФ В. Путин принял Главный военно-морской парад 31 июля 2022 года - ИноСМИ, 1920, 27.11.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Применив ракету “Орешник”, Россия утвердила свое превосходство перед Западом и показала, что у нее есть возможности, которыми он не обладает, пишет RS. Если Москва решит ударить по объекту НАТО, альянс ничего не сможет сделать, чтобы этому помешать.
Иан Прауд (Ian Proud)
21 ноября Владимир Путин бросил Западу мощный эскалационный вызов: а вы готовы к тому, что Россия ударит по объектам НАТО в любой точке Европы гиперзвуковыми боеприпасами, которых у вас нет?
До понедельника 18 ноября СМИ кишмя кишели подстрекателями войны, которые призывали Байдена и других западных лидеров развязать руки Зеленскому и позволить ему бить вглубь России оружием большей дальности. С лета бывшие британские военные с великим пафосом размахивают сабелькой, расхваливая “решающее” воздействие, которое ракеты Storm Shadow с дальностью действия 300 километров (а, значит, и американские ATACMS тоже) якобы окажут на поле боя под Курском.
Их желание сбылось 19 ноября, когда первый залп ATACMS был выпущен по военному объекту под Брянском — на некотором отдалении от Курской области, где сражаются украинские войска. На следующий день британские ракеты Storm Shadow были выпущены уже по Курску — с ликующего одобрения самого премьер-министра Кира Стармера. За ударами в западных СМИ обрушился целый шквал ура-патриотической похвальбы — без единого слова предостережения.
Однако все, кто призывают к дальним ударам в тыл России, в корне неверно понимают российскую стратегию.
За последнее десятилетие я не раз замечал, что в решающие моменты Россия стремится к превосходству в эскалации. По этой концепции еще времен холодной войны государство успешнее всего сдерживает конфликты и избегает обострений, последовательно превосходя противника на всех ступенях так называемой “лестницы эскалации”, вплоть до ядерной.
С начала украинского кризиса в 2014 году Россия также стремилась к превосходству на всех ступенях лестницы эскалации. Присоединение Крыма в 2014 году и спецоперация на Украине в феврале 2022 года были крупными эскалациями, на которые НАТО не ответило напрямую. Эта стратегия наблюдается и в дипломатической сфере: в частности, в 2017 году Россия усугубила спор с США, выставив за дверь 755 американских дипломатов. Идя на чрезмерное обострение, Москва делает ставку на то, что противник не захочет подниматься на следующую ступень по лестнице эскалации.
В Москве укоренилось мнение — несомненно, подкрепленное поступательным подходом Байдена, — что в решающий момент Россия в любом случае превзойдет расколотый и морально слабый западный альянс. У России есть то, чего нет у Запада — суверенная власть и политическая воля действовать в одностороннем порядке. Российские “ястребы” даже критикуют Путина за то, что он не отреагировал на постепенное наращивание военной поддержки Украины со стороны Запада.
Как уже отмечалось ранее, зеленый свет Украине на удары ATACMS в тыл России не оставил бы Путину иного выбора, кроме как отреагировать — он и сам предупреждал об этом в сентябре.
И вот 21 ноября Россия запустила гиперзвуковую ракету “Орешник” по хорошо укрепленному военному объекту в Днепропетровске. Это первый случай применения баллистической ракеты средней дальности в украинском конфликте.
Удар имеет большое значение по нескольким ключевым причинам.
Во-первых, это значительный скачок разрушительных возможностей. Россия безуспешно пыталась уничтожить завод “Южмаш” с 2022 года имеющимся в распоряжении оружием. На построенном еще в советское время “Южмаше” часть цехов запрятаны глубоко под землей и надежно защищены от атак. Помимо прочих целей, считается, что именно на этом объекте немецкая компания Rheinmetall обустроила мощности по ремонту танков “Леопард”. Наконец, завод также выпускал ракеты и беспилотники большой дальности.
По сообщениям очевидцев и российских источников, ущерб оказался значительно более масштабным, чем после предыдущих ударов. Сама видеозапись удара ошеломляет: из облаков вырывается вспышка света и поражает завод. Это была хорошо продуманная демонстрация тактики “шока и трепета” (военная доктрина с упором на молниеносное достижение превосходства, применялась армией США в Ираке. – Прим. ИноСМИ).
Во-вторых, после таких “испытаний”, как выразился Путин, “Орешник” по своему потенциалу намного превосходит все оружие, что западные державы разрешили использовать ВСУ — включая ATACMS и Storm Shadow. Более того, он превосходит даже те возможности, что Зеленский запросил в своем так называемом “плане победы” (а именно крылатые ракеты “Томагавк”, которые США предоставить отказались). Наконец, Путин не исключил дальнейших “испытаний” “Орешника”.
США, Великобритания и другие страны теперь могут оказаться в ситуации, когда против стратегических или боевых целей на Украине может быть применено оружие более мощное, чем ATACMS или Storm Shadow, которые уступают по дальности и мощности боезаряда. Дальнейшее применение “Орешника” переведет ATACMS и Storm Shadow в разряд оружия, из-за которого терпят поражения. А Украина и так проигрывает битву за Донбасс, причем медленно и мучительно — и даже с тем ограниченным арсеналом, что Россия развернула против нее доселе.
В-третьих, заявленная дальность “Орешника” в 16 раз больше, чем у ATACMS и Storm Shadow. Таким образом в зоне поражения оказываются все цели НАТО в Европе. Продемонстрированные возможности и уничтожение ценных ремонтных мощностей Запада на “Южмаше” удовлетворят кремлевских “ястребов”, убедив их в том, что “Орешник” поднял Россию сразу на две ступени по лестнице эскалации. Путин также выслал четкий сигнал военным стратегам из США и Великобритании, поддержавшим развертывание ATACMS: следующей целью может стать уже натовский объект.
Стоит ли удивляться, что после удара “Орешником” сторонники ATACMS в основном замолчали. Было объявлено еще два случая применения ATACMS — оба в Курской области, где украинские войска отчаянно цепляются за захваченные в августе земли.
США и Великобритании и так потребовались месяцы, чтобы одобрить даже ограниченные удары ATACMS и Storm Shadow по России. В последние дни пространство для маневра сузилось еще больше. На закате своего президентства Байдену предстоит решить, готов ли он на дальнейшее обострение ситуации. Это потребует от него значительного расширения масштабов и сферы применения американского оружия на Украине — при том, что действующего аналога “Орешника” что у американских войск в настоящее время нет. А поскольку президентство Трампа с каждым днем все ближе, крайне сомнительно, что он на это пойдет.
Иан Прауд находился на британской дипломатической службе с 1999 по 2023 год и занимал должность экономического советника в посольстве в Москве с июля 2014 года по февраль 2019 года. Был одним из организаторов саммита “Восьмерки” в Лох-Эрне в Северной Ирландии. Недавно опубликовал мемуары “Неприкаянный в Москве: как британская дипломатия в России 2014–2019 годов потерпела крах”