Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
StravaLeaks – даты патрулирования французских атомных подводных лодок раскрыты

Le Monde: во Франции произошла утечка данных о подлодках через фитнес-приложение

© AP Photo / Christophe EnaФранцузская атомная стратегическая подводная лодка «Ле Террибль» типа «Триумфан»
Французская атомная стратегическая подводная лодка «Ле Террибль» типа «Триумфан» - ИноСМИ, 1920, 14.01.2025
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Во Франции долгое время происходила утечка данных о графике патрулирования атомных подлодок, пишет Le Monde. Информация попадала в Сеть с фитнес-браслетов подводников: приложение передавало информацию о местах и времени их занятий спортом.
Себастьян Бурдон (Sébastien Bourdon), Антуан Шире (Antoine Schirer)
Члены экипажей атомных подводных лодок французского ВМФ публично делятся сведениями о своих занятиях спортом через фитнес-приложение Strava, таким образом неосознанно раскрывая секретную информацию о графике патрулирований.
Это самая секретная база французского флота. И не зря: на острове Иль-Лонг, расположенном в гавани Бреста (департамент Финистер), базируется военно-морской компонент ядерного сдерживания Франции: четыре атомных ракетных подводных лодки, каждая из которых способна нести 16 ядерных ракет, что в тысячу раз превышает мощность бомбы, сброшенной на Хиросиму. Четыре так называемых черных лодки, по крайней мере одна из которых с 1972 года постоянно находится на патрулировании, реализуя принцип "постоянного присутствия в море". Их задача: исчезнуть в океане – или, на их профессиональном жаргоне, "рассредоточиться" – чтобы быть в состоянии нанести ядерный удар туда, куда им прикажет президент Республики.
Безопасность базы обеспечивается посредством наземных и морских патрулей, а также патрулей с использованием беспилотников. Чтобы попасть на базу, каждый из более двух тысяч ее сотрудников должен предъявить удостоверение: за порядком следят сканеры, системы распознавания лиц и служебные собаки, в чем смог убедиться корреспондент Le Monde, посетивший базу в декабре 2024 года. На большей части территории базы запрещено пользоваться мобильными телефонами и другими электронными устройствами – их необходимо сдавать на хранение в специальные стеллажи с ячейками, установленные на многочисленных контрольно-пропускных пунктах.
Однако все эти меры не помогли предотвратить утечку секретной информации из этой надежной крепости. Проведенное нами расследование показало, что несколько подводников по неосторожности разглашают в Интернете информацию о графике патрулирования своих ядерных подлодок. Утечка стала возможной из-за используемого ими приложения Strava, позволяющего фиксировать спортивные результаты и делиться ими в Интернете. Полученные сведения соответствуют другим случаям разглашения конфиденциальных сведений, получившим общее название StravaLeaks, которые были обнародованы Le Monde осенью 2024 года. Из-за того, что телохранители французского и американского президентов также пользовались этим приложением, благодаря публикуемым в нем сведениям можно было отслеживать и предугадывать определенные поездки глав государств.

Риск жесткого наказания

За последние десять лет на базе на Иль-Лонге активно пользовались Strava порядка 450 человек. Большинство из них используют реальные имена, а не псевдонимы, и имеют открытый профиль. Не все из них подводники, но сама возможность всего в несколько кликов идентифицировать такое количество находящихся на военной базе людей сама по себе вызывает озабоченность. В 2018 году расследование бретонской газеты Le Télégramme позволило установить, хоть и в меньшем масштабе, эту утечку, которая продолжалась до сих пор. Более того, благодаря Strava можно идентифицировать некоторых солдат, работавших на борту знаменитых "черных подлодок". Для этого нужно проанализировать профили, часто демонстрирующие активность вблизи военно-морских объектов в северной части базы.
При взгляде на них бросается в глаза одна деталь: даты. Возьмем, к примеру, Поля (имена и даты изменены), обычного спортсмена. Только в январе 2023 года он зарегистрировал 16 занятий спортом. 3 февраля 2023 года он бежит вдоль причалов, где пришвартованы ядерные подлодки. Почти десять пробежек по 45 минут, в общей сложности 10 километров. А потом – ничего. Поль внезапно прекратил пользоваться Strava. Он снова зашел на платформу только 25 марта 2023 года. Получил травму, потребовавшую сделать перерыв в занятиях спортом? Устал? Ни одно из этих объяснений, если речь только не идет о невероятной случайности, не годится. Потому что, как и Поль, Артур и Шарль резко прекратили фиксировать свои тренировки с помощью Strava после 3 февраля 2023 года. Незадолго до этой даты они тоже совершили последнюю пробежку вдоль доков. Как и Поль, они вернулись к спорту около 25 марта.
По всей вероятности, период их бездействия фактически соответствует патрулированию на борту ядерной подлодки. На случай появления сомнений Поль приложил немало усилий, чтобы оправдать свое исчезновение из Strava. "Трудно вернуться в привычную колею после более чем двух с половиной месяцев в коробке с какашками", – прозаично пишет он, комментируя свое возвращение в онлайн-спорт после очередного патрулирования в 2022 году. Сообщение сопровождается эмодзи, изображающими пузырьки и маску для подводного плавания. Когда мы предоставили эту информацию офицерам с базы на Иль-Лонге, те заверили нас, что уже ведутся проверки, а виновным грозит серьезное наказание.
Такая халатность вызывает вопросы, учитывая деликатный характер всего, что связано с реализацией стратегии ядерного сдерживания. Как эти подводники могли записывать свои пробежки на набережной Иль-Лонга, если там запрещено пользоваться электронными устройствами? Ответ, вероятно, кроется у них на запястьях. Несмотря на все предписания, "умные" часы, пользующиеся популярностью как способ отслеживания занятий спортом, можно было пронести через контроль, признает руководство базы.
В личном разговоре офицеры отмечают, что большинство нарушений, вскрывшихся благодаря Strava, – дело рук военных, направленных туда для контроля за объектами, а не подводников. Что касается последних, то это, вероятно, связано с тем же устройствами, которые некоторые из них продолжают использовать, находясь на борту подлодки. На длящийся неделями период патрулирования в море им предоставляются беговая дорожка и тренировочные велосипеды. Из-за отсутствия доступа к сети и Интернету данные о спортивных показателях не передаются на платформу в режиме реального времени. Однако эти сведения сохраняются в памяти часов и выкладываются сразу, как только подводник возвращается на сушу и синхронизирует свое устройство с приложением. Эта особенность прекрасно видна в Strava любому внимательному наблюдателю, и благодаря ей он может легко определить дату возвращения команды.
Используя этот метод, мы смогли определить приблизительные даты четырех патрулей "черных подлодок". Часть этих сведений засекречена. В ВМС Франции в разговоре с Le Monde признали, что в упомянутых случаях имела место "небрежность со стороны персонала, (...) [что] не означает, что существуют какие-либо недостатки, которые могли бы повлиять на деятельность базы на острове Иль-Лонг". Бывший подводник и эксперт в этой области, общавшийся с изданием на условиях анонимности, также отмел вероятность возникновения "серьезного риска", но осудил "вызывающую обеспокоенность ситуацию".

"Особое наблюдение"

Чтобы знать, что стоит на кону, необходимо понять, как происходит патрулирование силами экипажей ядерных подводных лодок. Чтобы отправиться в плавание или вернуться с задания, подводные лодки должны миновать узкий вход в гавань Бреста. На этом этапе они движутся по поверхности и поэтому видны с побережья. Поэтому можно утверждать, что публикация дат патрулирования в Strava не столь уж ужасна, поскольку достаточно просто постоять на суше, чтобы увидеть, как подлодки входят или выходят из гавани. Поэтому иностранная держава, желающая получить такую информацию, легко может направить агентов, которые бы наблюдали за появлением и уходом судов, или установить камеры.
Вот только для предотвращения этой уязвимости "вся зона гавани подвергается особому наблюдению", указывает вышеупомянутый эксперт. Офицер с военной базы добавляет, что для выполнения этой задачи задействуются беспилотники, а также организовываются морские и сухопутные патрули.
Кроме того, благодаря мониторингу спортивной активности в Strava можно предугадать дату отплытия в патруль. Если взять случай с Полем, Артуром и Шарлем, то их последний забег перед отплытием проходит по причалам, где пришвартованы "черные подлодки". Это зона, доступ в которую строго контролируется, и где спортивные мероприятия проводятся гораздо реже, чем на расположенном на базе стадионе. Поэтому их присутствие именно в этом месте могло бы свидетельствовать об их скором отплытии.
И вот тут-то и кроется загвоздка. Ведь, если можно предугадать дату отплытия, то иностранная держава может заранее разместить свои собственные средства (подводную лодку, излучатель и так далее) на выходе из Брестской гавани. Тогда способность ядерной подлодки исчезнуть после погружения окажется под угрозой. В этот момент "необходимо убедиться, что в окружающем подлодку пространстве и, в частности, на морском дне нет никаких посторонних акустических датчиков", – писал капитан Жан-Кристоф Тюрре в специализированном военном журнале "Обзор вопросов национальной обороны" (Revue Défense nationale) в мае 2023 года. "И правда, присутствие на морском дне подслушивающего устройства противника может поставить под угрозу скрытность наших ядерных подлодок за счет перехвата их акустического следа, необходимого для последующей идентификации, что в конечном итоге может повлиять на особенности реализации позицию сдерживания".
Разумеется, французский флот выделяет значительные ресурсы для подготовки к подобным событиям, когда отправляется на патрулирование. В ВМС настаивают: "Чтобы обеспечить безопасность передвижения подводной лодки, создана сложная система, как на воде, так и под поверхностью, на суше и в воздухе, призванная обеспечить безопасность ее передвижения и погружения, вплоть до незаметного рассредоточения в океане. Различные ситуации, о которых сообщали журналисты Le Monde, не способны поставить под сомнение надлежащее выполнение миссий".
Но можно ли назвать такую систему непогрешимой? "Пусть даже она важна и призвана быть абсолютно непроницаемой в вопросах утечек, никто по определению никогда не может быть уверены на 100%, когда речь идет о подводных лодках", – признает эксперт. На условиях анонимности это признает и командир ядерной подводной лодки, с которым побеседовал на базе на острове Иль-Лонг корреспондент Le Monde.