Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вековое господство пулемета закончилось, утверждает российский стратег

BI: господство танков и артиллерии на поле боя закончилось, пришла очередь БПЛА

© РИА Новости Константин Михальчевский / Перейти в фотобанкПодготовка новобранцев 1430 гвардейского полка на Запорожском направлении
Подготовка новобранцев 1430 гвардейского полка на Запорожском направлении - ИноСМИ, 1920, 17.03.2025
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Самое тяжелое оружие пехоты — минометы и пулеметы — устарело, пишет BI со ссылкой на российского специалиста по вопросам стратегии Руслана Пухова. Он считает, что им на смену придут беспилотники, в результате чего пехотные подразделения сделаются компактнее и легче.
Сегодняшние пехотные войска, как правило, вооружены пулеметами, автоматическими гранатометами, минометами и противотанковыми ракетами. Однако все они, кроме автоматических карабинов, скоро устареют функционально, а пехотные подразделения станут легче и маневреннее, утверждает один российский военный стратег.
Беспилотники с видом от первого лица уже начали теснить артиллерию и групповое пехотное оружие, утверждает директор московского Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов в статье для “Российской газеты”.
Пухов считает, что боевые действия будущего будут вестись малочисленными отрядами операторов ударных беспилотников с видом от первого лица (FPV) и пехоты при поддержке разведывательных беспилотников и средств радиоэлектронной борьбы. “Соответственно, важнейшим направлением военного дела станет и борьба с FPV-дронами противника”, — предупредил он в своей смелой и в некотором смысле даже провокационной переоценке сухопутной войны. То, куда не “дотянутся” беспилотники, — например, цели в глубоком тылу противника — будет поражаться управляемыми ракетами большой дальности.
Со времен Первой мировой войны, когда пехота несла тяжелые потери при штурме траншей и пулеметных гнезд противника, она получила переносное тяжелое оружие, чтобы ослабить зависимость от артиллерии и другой внешней огневой поддержки. После легких пулеметов образца 1915 года пехотинцы последовательно получили минометы, противотанковые ракетные установки, гранатометы с противотанковыми ракетами, а совсем недавно — беспилотники.
Легкие пулеметы — такие как американский штурмовой M249 производства FN Manufacturing LLC или немецкий MG42 времен Второй мировой войны — стали неотъемлемым элементом пехоты. Благодаря высокой скорострельности они формируют основу огневой мощи и обеспечивают стрелкам маневренность. Однако, как правило, это оружие для стрельбы прямой наводкой и требует прямой видимости цели. Но проблема в том, что если вы видите врага, то и он вас тоже — и может открыть ответный огонь.
Тактические же беспилотники можно запускать из-за линии фронта вне поля зрения противника. К тому же на Украине войска больше не перемещаются по открытым пространствам, особенно большими группами. Вместо этого бойцы остаются под защитой укрепленных позиций и ежедневно запускают тысячи беспилотников на патрулирование линии фронта, а обнаруженные ими цели уничтожаются дронами-камикадзе и артиллерией.
“На протяжении веков огонь в прямой видимости составлял основу поражения в боевых действиях, вокруг обеспечения эффективности такого огня строились основы тактики. Теперь нет никакой нужны видеть противника (цель) прямо перед собой”, — рассуждает Пухов.
“Его можно видеть теоретически с любой дистанции и поражать столь же высокоточно. Выживаемость удаленных рассредоточенных платформ для поражения с закрытых позиций и их расчетов намного выше любого оружия для ведения огня в прямой видимости”, — добавил он.
Мысль, что пехота откажется от пулеметов и минометов и будет использовать исключительно беспилотники, привела американских военных экспертов в ужас. “Если бы кто-то сказал мне: “Послушайте, мы дадим вам сколько угодно беспилотников, но вы за это откажетесь от крупнокалиберных пулеметов M240”, — я бы ответил, что вы с ума сошли”, — заявил изданию Business Insider исследователь корпорации РЭНД и полковник армии США в отставке Джан Джентиле, командовавший бронетанковой разведкой в Ираке.
Беспилотники уязвимы для средств РЭБ и атак с воздуха, а еще им мешает плохая погода или дым. Пехотный отряд, вооруженный из всего тяжелого оружия лишь беспилотниками, сложил бы все яйца в одну корзину. Однако эти “яйца” быстро расходуются: в 2023 году Украина сообщила, что теряет по 10 тысяч беспилотников в месяц, в основном из-за российских помех. При этом тяжелый пулемет со скорострельностью свыше 100 выстрелов в минуту, позволяет всего двум солдатам создать зону поражения в пределах 600 метров от их позиции.
Пухов также считает, что беспилотники и другие средства поражения с закрытых позиций также приведут к устареванию танков. “Все огневые задачи, решаемые танком в бою, сейчас можно возложить на гораздо более дешевые, эффективные и скрытные средства высокоточного поражения с закрытых позиций — от FPV-дронов до управляемых артиллерийских снарядов и тактических ракетных комплексов загоризонтного поражения типа ALAS или Spike-NLOS” — написал Пухов.
По мнению Пухова, беспилотники заменят и артиллерию. “Дроны, во-первых, являются универсальным средством поражения, во-вторых, уже сейчас способны действовать на всю дальность артиллерии”, — отмечает он. Действительно, оптоволоконные FPV-беспилотники неуязвимы для средств РЭБ и поражают цели в 15 километрах от линии фронта — исторически эту зону прикрывала как раз артиллерия.
Теоретически это чревато разрушительным двойным ударом. Огромное количество дешевых беспилотников с видом от первого лица может буквально заполонить линию фронта. А более дальнобойное оружие — например, баллистические ракеты ATACMS американского производства (дальностью 305 километров) и управляемые артиллерийские ракеты HIMARS (дальностью 80 километров) смогут поражать цели дальше в тылу.
Однако Джентиле сомневается, что небольшие беспилотники, сбрасывающие малые бомбы или гранаты, по огневой мощи сопоставимы с гаубицами и системами залпового огня. “Массовый эффект, который можно создать с помощью артиллерии, обеспечивает наступающей стороне решающие прорывы обороны противника”, — сказал Джентиле. Он убежден, что танки не утратят эффективности, если их будут должным образом поддерживать системы ПВО и средства РЭБ.
Однако большинство экспертов согласятся в том, что беспилотники преобразили облик войны. Пухов отмечает, что это “естественным образом” заставляет применять войска мелкими группами, подразделениями и отдельными машинами, максимально их рассредоточивая. “Невозможность концентрации и сосредоточения сил и средств опрокидывает все основы военного дела, вынуждая вести войну мелких подразделений и групп, а также отдельных экипажей и бойцов”, — подчеркивает он.
Это будет иметь серьезные последствия. Концентрация сил считается одним из основных принципов войны. Великие полководцы уровня Наполеона добивались ошеломляющих побед, потому что сосредоточивали войска там, где у противник была слабость. Если Пухов прав, и будущее за сильно рассредоточенными операциями небольших подразделений, то армиям, возможно, будет непросто достичь решающих результатов.
Однако история военного дела учит, что господство беспилотников может оказаться скоротечным. Какое-то время длинный лук, рыцарские латы и танк казались непобедимыми, однако и против них находилось “противоядие” в виде оружия или тактических новшеств. Безусловно, беспилотники произвели революцию в военном искусстве, но это не последнее слово — будут и новые революции.
Майкл Пек — военный журналист, публиковался в Forbes, Defense News, журнале Foreign Policy и других изданиях. Магистр политологии Ратгерского университета
Популярные комментарии
Недождётесь
59
Никитка Хрящёв когда-то пророчил конец века артиллерии.
kebat shov
41
против бпла и дронов противоядие придумают, а вот пуля и снаряд убивает всегда
Обсуждение
Комментариев: 28
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Недождётесь
17 марта, 12:24
Никитка Хрящёв когда-то пророчил конец века артиллерии.
S
Suxar
17 марта, 15:15
Недождётесь, они чем то похожи, Хрущёв в Военсовете "воевал", а этот Пухов в общественном совете Министерства Обороны "воююет".
Недождётесь
17 марта, 17:42
Suxar, дураки всегда похожи.
kebat shov
17 марта, 13:10
против бпла и дронов противоядие придумают, а вот пуля и снаряд убивает всегда
S
Suxar
18 марта, 10:00
kebat shov, пуля дура, штык молодец. (с) А.В.Суворов.
IP
Ivan Petrov
17 марта, 13:19
С появлением пулеметов всерьёз считали, что большие армии будут не нужны.
Andrey Mestnyj
17 марта, 13:46
Да прокачают снаряды зенитки например добавив взрыватель по близости дрона, что б дешево сбивать бпла и кончится их век. И вернутся танки.
S
Suxar
17 марта, 15:17
Andrey Mestnyj, уже. Есть и пули и гранаты с дистанционным взрывателем. Просто пока это не массовое оружие.
ИФ
Имя Фамилия
17 марта, 14:04
Поменьше было бы таких тепличных "стратегов". Государству была бы одна сплошная польза.
МР
Михаил Романов
17 марта, 14:26
Экий пацифист автор. У тяжелой техники вообще-то и другое назначение есть. Преодоление зон радиоактивного заражения.
C
Crt1
17 марта, 14:33
Ерунда это всё - будущее за "диванными войсками"! Управление через удаленный доступ, прямо с дивана можно мочить "бандеровцев". Некоторым запаздыванием сигнала можно пренебречь за счёт сокращения количества промежуточных серверов. Вот тогда можно привлекать хоть 12-летних (шутка)... Миниатюризация систем приведет к использованию минидронов с ядовитыми и коррозирующими веществами совместо с дронами-"матками".
Валерий Нечаев
17 марта, 14:52
Несогласен,что автоматы,пулеметы,АГСы ,и уж тем более Артилерия скоро станут ненужными.Они будут востребованы всегда,пока не полетят балистические ракеты с ЯО.Скорее дроны уйдут в прошлое,так как будут неспособны летать,их научатся "глушить".Это лишь вопрос времени.Руслан Пухов никакой не стратег,балабол,как те генералы,утверждающие будто ЯО -сдерживающее оружие.Всегда приходилось с ними спорить.Правда теперь после начала СВО слава Богу они заткнулись.
ВН
Вера Надеждина
17 марта, 18:51
Валерий Нечаев, полностью согласна с вашей точкой зрения.
Сергей Марти
17 марта, 14:53
Когда Бог создавал флору, он сказал: "динозавры, прайды, стаи, народы... боритесь за территории, убивайте друг-друга. Вот мы и мочим друг-друга как сурикаты и гиеновидные собаки...
IP
Ivan Petrov
17 марта, 15:59
Сергей Марти, вообще-то флора - это растения. Трава, деревья и всякие пестики-тычинки. А животный мир - это фауна. Но борьбу за выживание никто и нигде не отменял, в т.ч. и во флоре.
Сергей Марти
17 марта, 19:56
Ivan Petrov, да-да, конечно же фауна.
Random Citizen
17 марта, 15:59
Сергей Марти, возможно это кто-то сказал для кого-то, чтобы кто-то это когда-то записал. Это слишком архисложно устроенный мир, и я не только о нашей планете.
Евгений Соколов
17 марта, 15:10
А как же "Алабуга", которая могла бы летать по фронту над территорией противника и сжигать всю электронику
S
Suxar
17 марта, 15:12
российского специалиста по вопросам стратегии Руслана Пухова. /// Окончил МГИМО по специальности политолог, ни дня не был в армии - великий военный стратег.
п
патриотов
17 марта, 15:25
На мой взгляд, автор заблуждается. Хрущёв говорил, что не нужна артиллерия, вместо неё - ракеты. Не получилось. Нужны и ракеты, и артиллерия, у каждого - свои цели и предназначения. Беспилотники - просто оружие нового поколения. Оно просто потеснит другие виды вооружений и займёт свое место, но вытеснить совсем - это навряд ли. Будут противоядия и для беспилотников, и VPV дронов, в том числе и на оптоволокне.
Random Citizen
17 марта, 15:52
Недолго осталось до ходячих и быстро бегающих гуманоидных дронов, вот это и будет следующей вехой после фпв. Солдат из мяска на поле больше нет, они слишком дорогие. Электронное мочилово с двух сторон.
Nn
Neznaika na Zemle
17 марта, 16:36
Random Citizen, 100500% так и будет. Уже во всю идут разработки и испытания. Немного осталось доработать с источниками энергии и натаскать ИИ, а дальше - алби бег!!! :-)
Недождётесь
18 марта, 08:10
Neznaika na Zemle, карманные атомные реакторы ля них создадут?
Недождётесь
18 марта, 08:09
Random Citizen, замочил генерацию и быстро бегающие гуманоидные дроны замерли на месте.
r
realAVA
17 марта, 18:30
Если типа война будет такая, как в видениях аффтора, то что будут атаковать беспилотники?! Ну, если на поле боя не будет бронетехники, артиллерии, скоплений пехоты?!
DimanDiman
17 марта, 18:30
"На протяжении веков огонь в прямой видимости составлял основу поражения в боевых действиях, вокруг обеспечения эффективности такого огня строились основы тактики"... Ага, веков, уже в Великой Отечественной до 60% потерь пришлось на артиллерию, а сейчас еще больше. Дроны просто займут промежуточную нишу для точечных ударов, а также создают новые возможности для войсковой разведки и для наводчиков-целеуказателей для ударов ракетами, артиллерией и авиацией.
1 Киргили
17 марта, 23:22
они сами придумали этого спеца винниПухова? :)) это такой же спец(если он есть), как их доморощенный Репка. :)
S
Stropa
18 марта, 03:54
Занятный пост /// Объективно (до некоторой степени) пост характеризуется тремя параметрами (со стороны пользователя/читателя) : Число просмотров/Число комментариев/Число лайков /// Данный пост: Очень высокое кол-во просмотров /выше среднего число комментов / не высокое (относительно числа просмотров) одобрям-с /// хм ... навеяло анекдот с завершающим: " ... товарищу полковнику анекдот понравился."
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем