https://inosmi.ru/20250323/donskoy-272292766.html
Такая подлодка в мире только одна: необычная судьба АПЛ "Дмитрий Донской"
Такая подлодка в мире только одна: необычная судьба АПЛ "Дмитрий Донской"
Такая подлодка в мире только одна: необычная судьба АПЛ "Дмитрий Донской"
Передовые технологии, огромные размеры и бесшумная работа в свое время сделали подлодку "Дмитрий Донской" грозным призраком глубин, пишет TNI. А после того как... | 23.03.2025, ИноСМИ
2025-03-23T09:28
2025-03-23T09:28
2025-03-23T09:28
the national interest
северный флот
севмаш
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e9/03/15/272292566_0:185:2804:1762_1920x0_80_0_0_0640074bcee4509bb993f49a06dc1642.jpg.webp
В 2023 году подлодка “Дмитрий Донской” (ТК-208), головной корабль проекта 941 “Акула” (по классификации НАТО: Typhoon или “Тайфун”) была выведена из эксплуатации. После более чем двух лет раздумий и колебаний решение о судьбе этой знаковой подлодки, прославившейся благодаря популярному фильму “Охота за “Красным Октябрем””, наконец-то принято.К счастью, вместо того чтобы просто пустить подводную лодку на металлолом, Россия решила перегнать ее в Санкт-Петербурге и превратить в плавучий музей.Грозные советские подлодки класса “Акула”TK-208 была заложена 30 июня 1976 года на легендарном судостроительном заводе “Севмаш” в Северодвинске. Этот завод прославился тем, что с его стапелей сошли самые грозные и передовые подлодки Советского Союза. Подлодки класса “Акула” были созданы конструкторским бюро “Рубин” в самый разгар холодной войны.На том этапе Москва разрабатывала подлодку, способную нести беспрецедентное количество баллистических ракет, чтобы гарантировать Советам возможность нанести ответный удар в том случае, если холодная война перерастет в ядерную. Этот подводный зверь был спущен на воду в 1980 году и заступил на дежурство в 1982 году.Подводные лодки класса “Акула” отличались двухкорпусной катамаранной архитектурой: два параллельных внутренних корпуса были заключены во внешний. Это не только повышало живучесть, но и обеспечивало достаточно места для вооружения. Благодаря двум водо-водяным ядерным реакторам ОК-650, каждый из которых выдавал по 120 700 лошадиных сил, TK-208 развивала скорость 12 узлов (20 километров в час) в надводном положении и 27 узлов (50 километров в час) в подводном.Рабочая глубина составляла 400 метров. Экипаж насчитывал 160 человек, а сама подлодка была оборудована роскошными для того времени удобствами, включая сауну, бассейн и спортзал — для поддержания морального духа в ходе длительных “автономок” подо льдами Арктики.Подводная лодка для АрмагеддонаЧто касается ее основного вооружения, то это был сущий кошмар. “Акула” несла 20 баллистических ракет Р-39 “Риф” (по классификации НАТО: SS-N-20 Sturgeon или “Осетр”), каждая из которых с несколькими боеголовками индивидуального наведения. Обширный арсенал в сочетании со способностью запускать оружие из подводного положения сквозь толщу льда превратил TK-208 в краеугольный камень ядерного сдерживания Советского Союза. Дополнительное вооружение включало четыре 533-мм и два 650-мм торпедных аппарата, способных запускать как обычные торпеды, так и крылатые ракеты, включая РПК-2 “Вьюга” и РПК-7 “Водопад”.TK-208 несла службу в составе Северного флота с 1982 года. В эпоху напряженности последних лет холодной войны она патрулировала Арктику — ключевой регион, где советские ПЛАРБ прятались от США. Огромные размеры и бесшумная работа — благодаря передовым технологиям шумоподавления — сделали эту подлодку грозным призраком глубин и олицетворением советской стратегии демонстрации силы за счет стратегической двусмысленности.История “Акулы” после холодной войныВ 1987 году ТК-208 была занесена на Доску победителей социалистического соревнования передовых соединений, кораблей и частей ВМФ в Центральном военно-морском музее в Ленинграде. Двумя годами спустя — на Доску почета передовых частей и кораблей уже Министерства обороны СССР, что еще раз отразило ее эксплуатационное превосходство.Когда распался Советский Союз, Россию охватил бюджетный кризис. От экономического хаоса пострадала и ТК-208, которая к 1991 году отправилась на “Севмаш” на модернизацию по проекту 941У. Работа возобновилась лишь в 1996 году — уже в рамках обновленного проекта 941УМ. На этот раз главной задачей стала адаптация подлодки для испытаний новой ракеты РСМ-56 “Булава”, более легкой и совершенной БРПЛ на смену Р-39. После ремонта сроком 12 лет ТК-208 вернулась в состав Северного флота 26 июля 2002 года.После повторного спуска на воду и в соответствии со стремлением правительства Путина восстановить связи России с ее историческим прошлым после десятилетий советских репрессий ТК-208 была переименована в “Дмитрия Донского” в честь легендарного великого князя Московского (1359–1389), которого чествуют как победителя Золотой Орды в Куликовской битве.Счастливый конец для легендарной подводной лодкиС 2005 по 2010 год “Дмитрий Донской” служил испытательной платформой для ракеты “Булава”, выполнив первый запуск 27 сентября 2005 года из Белого моря, а затем подводное испытание 21 декабря того же года.В ходе второго испытания ракета “Булава” успешно поразила испытательный полигон Кура на Камчатке. Однако к 2010 году для испытаний “Булавы” были задействованы уже новейшие подводные лодки класса “Борей”, и “Дмитрию Донскому” достались лишь второстепенные задачи — учения, парады и поддержка других кораблей, таких как АПЛ “Красноярск” в 2022 году. Неизбежно, что более новые и меньшие по размерам “Бореи” вытеснили стареющие “Акулы”. К февралю 2023 года Северный флот официально подтвердил вывод “Дмитрия Донского” из эксплуатации.Однако после долгих споров ветеранским организациям удалось убедить правительство сохранить “Дмитрия Донского” как уникальный культурный экспонат и исторический артефакт. Подводная лодка станет военным музеем в Санкт-Петербурге, и будущие поколения смогут ознакомиться с этой важной страницей истории российского флота времен холодной войны.Брэндон Вайхерт — старший редактор по национальной безопасности в журнале The National Interest, старший научный сотрудник Центра национальных интересов и один из авторов Popular Mechanics. Регулярно консультирует различные государственные учреждения и частные организации по геополитическим вопросам. Публиковался во многих изданиях, включая The Washington Times, The National Review, The American Spectator, MSN, Asia Times и бесчисленное множество других. Автор ряда книг.
/20241209/yasen-271080525.html
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2025
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e9/03/15/272292566_104:0:2701:1948_1920x0_80_0_0_b5583f35f461538e600bb92a9148013c.jpg.webpИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
the national interest, северный флот, севмаш