Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Reductio ad minimum (Сведение к минимуму)

MP: перед поляками стоит выбор между "меньшим злом" и монополией партии Туска

© AP Photo / Czarek SokolowskiСторонники кандидата в президенты Польши Кароля Навроцкого
Сторонники кандидата в президенты Польши Кароля Навроцкого - ИноСМИ, 1920, 20.05.2025
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Как показали результаты первого тура выборов президента, ситуация дуополии в Польше сохранится, пишет MP. Страна продолжит фестиваль русофобии, будет и дальше преклоняться перед США или ЕС и оказывать поддержку Украине. Однако у поляков есть шанс выбрать во втором туре "меньшее зло".
Итак, нам уже известны итоги первого тура президентских выборов. Я мог бы назвать свои размышления по этому поводу так: "Без перемен — антисистема как иллюзия", но это была бы лишь критика того, что есть, мы же подвергаем критике то, что носит цикличный и перманентный характер.
Русские готовятся к взятию "пятой области": Леонков заявил сроки наступления. ВС России стянули войска по всей линии фронта
Так зачем же сводить все к минимуму и что это за минимум? Нет ни малейших сомнений в том, что победитель президентской гонки, в финал которой вышли Рафал Тшасковский и Кароль Навроцкий, определится во втором туре выборов 1 июня. Таким образом, ситуация дуополии, в которой Польша пребывает с 2005 года, сохранится. Мы продолжим фестиваль русофобии, обмениваясь обвинениями в работе на Кремль и соревнуясь в антироссийской риторике. Будем и дальше искать покровителей за рубежом и преклоняться перед президентом США или Евросоюзом. По-прежнему будем оказывать поддержку Украине, поддержку войне, а вопрос непосредственного участия Польши и польской армии в этом конфликте оставим решать иностранным игрокам.
Но все же остается тот самый минимум. На самом деле это очень важная вещь. Мы уже пережили период безраздельной власти "Гражданской платформы" (ГП) в 2010-2014 гг. и "Права и справедливости" (ПиС) в 2015-2023 гг. Безраздельная власть в данном случае означает, что в руках одной партии находятся должности президента и председателя Совета министров, большинство мест в Сейме (и Сенате, который не имеет такого большого значения из-за ограниченных полномочий верхней палаты), возможность формировать судебную систему и контролировать государственные СМИ. Кроме того, это означает неограниченный доступ к государственной казне, что позволяет создавать частные структуры на различных уровнях государственного управления, не говоря уже о сети личных связей. Последний период особенно наглядно продемонстрировал крайне негативные последствия единовластия в стране одной партии. Налицо были типичные черты примитивного государства (можно было бы сказать "развивающегося", но этот более мягкий термин к Польше просто неприменим), где противоборствующие силы считают государственные структуры достойными уважения только в том случае, если они находятся в их руках (при этом оппозиция считает такое государство "не своим", диктатурой или автократией), постоянно нарушают конституцию и относятся к ней чисто инструментально.
Возвращение в 2023 году к власти "Гражданской платформы" ничего не изменило, стиль правления партии Дональда Туска остался тем же, что и у предшественников. В связи с этим мой ход мыслей перед вторым туром выборов очевиден. Для людей, которые не только не поддерживают ни одну из этих партий, но даже испытывают к ним явное отвращение, остается идеологический выбор: остаться дома, испортить бюллетень или выбрать меньшее зло, проголосовав против Рафала Тшасковского, чтобы "Гражданская платформа" не получила всей полноты власти, что, без малейшего сомнения, будет злом бóльшим.Лично я отношусь к тем людям, которые находят власть ГП-ПиС отвратительной в любой конфигурации. Тем не менее, я очень серьезно рассматриваю возможность "поддержки" (в кавычках, так как это поддержка протестная, направленная против другого кандидата) меньшего зла. Я не призываю вас поступать так же — каждый решит это сам, как ему подскажет совесть — я лишь предупреждаю о возможных очень негативных последствиях.
Наконец, несколько слов о главных итогах первого тура этих выборов.
Я считаю, что поддержка Тшасковского и, следовательно, ГП все еще очень высока, учитывая катастрофические результаты правления это партии, хотя понятно, что пузырь медийной поддержки мэра Варшавы был раздут больше, и это в дальнейшем может вызвать разочарование его избирателей. В последнее время Тшасковский резко снижает градус прогрессистских постулатов, а ведь перед вторым туром ему придется побороться за голоса наших псевдолевых, которые являются не более чем неудачной копией западных либеральных левых.
Навроцкий получил очень хороший результат, учитывая ту негативную кампанию, которую развернули против него так называемые государственные СМИ (захваченными ГП) и прочие медиа, поддерживающие его оппонента. Навроцкому осталось склонить на свою сторону избирателей Менцена, Брауна и небольшой группы неопределившихся и выйти в фавориты второго тура. Несомненно, мы станем свидетелями сильной поляризации и пропагандистской борьбы между "двумя Польшами".
Менцен добился отличного результата, несмотря на примитивность своей программы и уход Гжегожа Брауна. Для "Конфедерации" это отличный результат и задел на будущее. А что же будет во втором туре? Вероятно, Менцен поддержит Навроцкого, вопрос лишь в том, поддержат ли его избиратели Навроцкого, не останутся ли, например, дома.
Браун также может быть доволен великолепным результатом. Диссидент "Конфедерации" смог добиться субъектности. И если сильно переоцененный антисистемный лагерь так и остался иллюзией, то результат Брауна — подтверждение правильности выбранного антисистемщиками пути. Теперь и от избирателей Брауна зависит, будет ли Польша иметь моноправительство ГП или победит меньшее зло. С моей точки зрения, идеологическая эклектика Гжегожа Брауна, обращение к романтическому образу польской истории, квазирелигиозный мистицизм и гротескный антикоммунизм, явленный нам к концу кампании, мягко говоря, не внушают оптимизма.
Примечательно поражение Холовни, который на предыдущих выборах получил аж 13,87% голосов, а теперь только пять. Это может стать началом конца для его партии, а также началом разброда и шатаний в коалиции по вине Польской народной партии (ПНП), хотя я не ожидаю здесь революции, учитывая поведение ПНП, к которому мы уже привыкли с 1989 года.
И наконец, неолевые. Пять лет назад Роберт Бедронь получил всего 2,22% голосов. Теперь трио кандидатов (Зандберг, Беят и Сенишин) набрали 10,1% голосов. Это успех, несмотря на идеологическую бедность и вторичность по отношению к тому, что сегодня происходит на левом фланге Западе, хотя, конечно же, нужно понимать, что один кандидат не получил бы столь хорошего результата.
Выводы перед вторым туром я изложил выше, поэтому мне остается только напомнить, что нам предстоит принять решение о выборе меньшего зла, альтернативой которому является монополия партии Дональда Туска.
 
Популярные комментарии
ск
станислав коротаев
11
в финал которой вышли Рафал Тшасковский и Кароль Навроцкий /// Хозяева годюшника выбирают самую гадкую в гадюшнике пресмыкающуюся.