Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Настоящий победитель: от антироссийской политики Европы реально выиграет Америка

UnHerd: Брюссель боится возможной нормализации отношений с Россией

© AP Photo / Lukasz SzelemejТанкер со сжиженным газом в порту Свиноуйсьце, Польша
Танкер со сжиженным газом в порту Свиноуйсьце, Польша - ИноСМИ, 1920, 02.06.2025
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
ЕС занимается самоубийством, пытаясь полностью отказаться от российского газа, пишет UnHerd. Брюссель продолжает закупать дорогой американский СПГ, а Мерц клянется ни за что не допустить восстановления работы "Северных потоков". И у всего этого, отмечает автор статьи, есть главный бенефициар.
Томас Фази (Thomas Fazi)
Самоубийство ЕС с помощью тысяч санкций продолжается. Явно не удовлетворившись экономическими и промышленными бедами, которые сама же накликала за последние три года, Европейская комиссия представила в начале этого месяца новый план по прекращению всего импорта российских энергоносителей в течение двух лет. Под него подпадают газ, сжиженный природный газ, нефть и обогащенный уран для атомных электростанций.
В рамках обновленной дорожной карты под названием REPowerEU Комиссия обязалась воспретить к концу 2025 года импорт газа из России на спотовом рынке, включая как действующие, так и новые контракты, на которые в настоящее время приходится до трети закупок газа ЕС. Она также предложила запретить все долгосрочные российские энергетические контракты к 2027 году.
До конфликта на Украине Россия поставляла основную часть газа в ЕС по трубопроводам. С тех пор ЕС сократил долю России в импорте газа с 45% в 2021 году до 19% в 2024 году, а в 2025 году прогнозируется дальнейшее снижение до 13%. Однако Россия остается третьим по величине поставщиком газа в ЕС после Норвегии и Алжира. Чтобы заполнить образовавшийся пробел, Европа обратилась к сжиженному природному газу (СПГ), чья доля в общем импорте газа выросла с 20% до 50%. Почти половина этого объема поступает из США.
Линии электропередачи  - ИноСМИ, 1920, 26.05.2025
Гаси свет, Европа: во что обходятся энергетические фантазии БрюсселяОтключение электроэнергии в Испании не было простым сбоем — но стало результатом пагубной политики ЕС, пишет TEC. Нынешняя энергетическая модель не может работать в условиях, которые странам по идеологическим причинам навязывает Брюссель, отмечает автор статьи.
Проблема в том, что СПГ намного дороже трубопроводного газа и не столь стабилен. Трубопроводный импорт обеспечивается долгосрочными контрактами, тогда как цены на СПГ привязаны к мировому спотовому рынку, что делает их уязвимыми для финансовых спекуляций и геополитических потрясений, повышая издержки и усугубляя неопределенность.
По иронии судьбы, сокращая трубопроводный импорт из России, ЕС благополучно наращивает закупки российского СПГ. Только за первые четыре месяца 2025 года поставки в Европу выросли на 12% в годовом исчислении. Почему? Отчасти потому, что полное и немедленное прекращение импорта невозможно в принципе. Более того, такие страны, как Венгрия и Словакия, прямо отказались менять дешевый российский газ на дорогой американский. Наконец, дают о себе знать и юридические причины: многие европейские компании связаны долгосрочными контрактами с российскими поставщиками по принципу “бери или плати”. По этим соглашениям — нередко подписанным до 2022 года — покупатели обязаны оплачивать контрактный объем независимо от того, получат они газ или нет. Поэтому продолжение импорта, пусть и по завышенным ценам, представляется вполне рациональным выбором.
Крупнейшие импортеры российского СПГ на сегодняшний день — Франция, Испания, Нидерланды, Бельгия и Италия. После регазификации — то есть преобразования обратно в газ — продукт поступает в европейскую сеть и расходится по другим странам (в частности, в ту же Германию). Более того, даже российский трубопроводный газ по-прежнему поступает в Европу — и, что удивительно, даже на Украину! — по “Турецкому потоку” через Турцию в Болгарию, Сербию и Венгрию. Таким образом, импорт продолжается даже при том, что другие основные маршруты (“Ямал-Европа”, “Северный поток”, Украина) закрыты.
Но Брюссель вознамерился положить этому конец. “В прошлом году мы заплатили России 23 миллиарда евро за импорт энергоносителей, — заявил комиссар ЕС по энергетике Дан Йоргенсен. — В будущем мы не намерены импортировать ни одной молекулы. Ради нашей собственной безопасности и ради нашей солидарности с Украиной”. Президент комиссии Урсула фон дер Ляйен добавила: “Сейчас для Европы настало время полностью разорвать энергетические связи с ненадежным поставщиком. Энергетические ресурсы, которые поступают на наш континент, не должны финансировать боевые действия против Украины”.
ЕС также анонсировал ужесточение позиции против Венгрии и Словакии, которые по-прежнему завозят до 80% нефти из Москвы и освобождены от шестого пакета санкций, запретившего импорт российской нефти и нефтепродуктов с февраля 2023 года. Их обязали представить план поэтапного отказа от оставшегося импорта к 2027 году. Комиссия также изучает юридические варианты, как компаниям разорвать газовые контракты с Россией, избежав при этом штрафных санкций. В частности, рассматривается перспектива объявить форс-мажор.
Наконец, Брюссель рассматривает запрет на новые энергетические контракты с Россией и новые санкции на действующий импорт. Но такие меры практически наверняка столкнутся с вето со стороны Венгрии и Словакии. Как сказал министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто: “Политически мотивированный план Комиссии ЕС по запрету российских энергоносителей — серьезная ошибка. Он подрывает энергетическую безопасность, взвинчивает цены и нарушает суверенитет”. Трудно с ним не согласиться.
Однако дороговизна импортного СПГ — особенно американского — больно ударила по европейским семьям и промышленности. Недавний доклад Драги подтвердил, что высокие цены на энергоносители — основная причина снижения конкурентоспособности Европы. Компании ЕС платят в два-три раза больше за электричество и в четыре-пять раз больше за газ, чем их американские конкуренты.Последствия оказались поистине жестокими: три года падения промышленного производства и стагнации по всему ЕС, а также откровенная деиндустриализация в ряде стран Западной Европы — в первую очередь в Германии.
Хотя у Германии, как и у прочих, проблем явно хватало и раньше, очевидно, что именно расходы на энергоносители — крупнейшая угроза немецкой и европейской промышленности. Многие компании уже начали переносить производство за границу. Сообщается, что крупные химические компании готовятся полностью уйти из Европы. В одном докладе отмечалось: “Эти масштабные сдвиги совпали с периодом исключительно высоких расходов на энергоносители в Европе в течение почти трех лет. Химическая отрасль, на долю которой приходится 5–7% объема производства всего ЕС и в которой занято до 1,2 миллиона человек, находится под чрезвычайным давлением. Европейский совет химической промышленности предупредил о планируемом закрытии производственных мощностей на 21 крупном объекте с совокупным выпуском более 11 миллионов тонн и призвал к срочным действиям”.
Какое там — Брюссель не слушает. Полный и всеевропейский запрет на российский газ наверняка станет смертельным ударом по и без того разваливающейся промышленной базе Европы. Ей не только придется импортировать еще больше дорогого СПГ (в первую очередь из США) — поскольку Россия перенаправляет свой СПГ на более отдаленные рынки, транспортные расходы возрастут, а это еще больше взвинтит нестабильные цены на газ и сделает импорт в ЕС еще дороже.
Так в чем же логика этой, казалось бы, откровенно самоубийственной политики? Официальный довод — что российские энергоносители “финансируют военную машину Путина” — слаб и не выдерживает критики. Россия платит жалованье своим солдатам и оплачивает новое оружие в рублях, а не в иностранной валюте. Продает ли она при этом свой газ Европе, Китаю или Индии, России не принципиально. Можно лишь надеяться, что бюрократы в Брюсселе отдают себе в этом отчет. В таком случае последний шаг Европейской комиссии призван не столько лишить Россию возможности вести боевые действия на Украине, сколько достичь других целей. Среди них я бы заподозрил стремление пресечь будущую нормализацию отношений ЕС и России.
Это ясно дал понять новый канцлер Германии Фридрих Мерц, поклявшийся сделать “все”, чтобы трубопровод “Северный поток — 2”, в 2022 взорванный украинской командой подводников, не заработал вновь. Фон дер Ляйен даже упомянула “Северный поток”, рассуждая о новом пакете санкций, который готовит ее команда. По данным Financial Times, в Берлине и Брюсселе так ополчились против “Северного потока” на фоне новостей о том, что российские и американские деловые круги изучают варианты возобновления работы газопровода.
Решение Мерца продавить “вечный” запрет “Северного потока” не только экономически бессмысленно — оно также фактически узаконивает худший акт промышленной диверсии в истории Европы. Эта диверсия до сих пор окутана тайной — и особенно подозрительна в этом отношении осведомленность правительства Германии и его союзников. Более того, это вопиющее пренебрежение общественным мнением Германии: все больше немцев выступает за восстановление поставок российского газа. Недавний опрос показал, что 49% жителей земли Мекленбург-Передняя Померания, где заканчивается трубопровод, поддерживают возобновление импорта российского газа. Между тем “Альтернатива для Германии”, которая, по опросам, набирает более 20% голосов по всей стране, также призвала возобновить работу “Северного потока” — и эту позицию все чаще разделяют и руководители бизнеса, и политики (как от ХДС, так и от социал-демократов).
Нетрудно понять почему: перезапуск трубопровода имеет как экономический, так и стратегический смысл. Российский газ дешевле, стабильнее и не столь вреден для окружающей среды, как американский, который добывается методом гидроразрыва пласта (“фрэкинг”) с высоким уровнем выбросов и поставляется с другого конца света. Обычный довод противников является то, что “Северный поток” привел к “безответственной” зависимости от российского газа. Но, как отметил один немецкий аналитик, сначала Советский Союз, а затем и Россия десятилетиями поставляли энергоносители в Германию, несмотря на ряд геополитических кризисов. Поставки продолжались даже когда Запад фактически развязал экономическую войну, сопровождая ее агрессивной риторикой. И даже после поставок немецкого оружия на Украину, а затем террористической атаки против “Северного потока”, российская сторона неоднократно заявляла, что это дело Германии, возобновлять поставки или нет.
Однако именно лидеры Германии и руководство ЕС остаются самыми ярыми противниками возобновления сотрудничества. Почему? Отчасти из-за глубоко укоренившейся враждебности к России. Но есть и подспудная геополитическая динамика. Мировой рынок СПГ ограничен. Лишь немногие страны имеют избыточные мощности. США в настоящее время расширяют инфраструктуру экспорта СПГ и могут получить уникальную прибыль. Трамп сделал СПГ стержневым элементом своей торговой политики и давит на ЕС, чтобы тот закупал больше — чтобы сократить торговый дисбаланс. Это превращает все рассуждения ЕС о “стратегической автономии” в сущее издевательство. Бросая Трампу вызов сугубо для вида, в действительности лидеры ЕС тихо выполняют его энергетические требования — собственноручно ускоряя экономический спад Старого света.
Как заметил один немецкий комментатор: “Готовящийся запрет на импорт российского газа не имеет отношения к Украине — он целиком и полностью продиктован американской торговой войной. ЕС капитулирует перед Трампом. Цена этой капитуляции будет разрушительной, особенно для Германии”. И давайте не забывать о лицемерии лидеров ЕС в вопросе климата. Так называемый “углеродный след” американского СПГ гораздо выше, чем российского трубопроводного газа — как из-за транспортировки на большие расстояния, так и из-за добычи методом гидроразрыва. Однако по иронии судьбы громче всех против восстановления трубопроводных потоков выступают как раз немецкие “зеленые”, самопровозглашенные борцы за экологию.
В итоге должно быть ясно, что возобновление импорта российского газа целесообразно, с какой стороны ни зайди: он дешевле, надежнее, экологически чище СПГ, а также поможет стабилизировать геополитические отношения с Москвой. Именно поэтому неудивительно, что лидеры ЕС делают все ровно наоборот: усугубляют зависимость от дорогого, нестабильного и грязного СПГ со всего мира, ускоряя деиндустриализацию Европы и разжигая пламя вражды с Россией.
 
Популярные комментарии
e
eugene.ardaev
64
Главное для России - не мешать Брюсселю. Не суетиться. А то у нас одни слишком жалостливые, другие слишком деньги любят.
ск
станислав коротаев
54
Полный и всеевропейский запрет на российский газ наверняка станет смертельным ударом по и без того разваливающейся промышленной базе Европы. /// Понимаю менеджеров Газпрома. Это удар по их бонусам. Но для России наверное и не плохо в долгосрочной перспективе, если сосед-конкурент сдохнет. Так последнее время этот сосед не просто живет в твоём подъезде, а нанимает разных отморозков, имею ввиду бандерлогов, даёт им оружие, что бы тебя же вечером зарезали в подъезде. Нужен ли нам такой сосед? И нужно ли нам ради бонусов газпромовцев продавать этому соседу газ подешёвке для производства вооружений? Может все же пусть сдохнет этот сосед?