Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"Бохайский монстр" Китая: возрождение советской транспортной технологии?

SCMP: Китай разрабатывает экранопланы на основе советского "Каспийского монстра"

© РИА Новости Алексей Даничев / Перейти в фотобанкЭкраноплан "Лунь" в парке "Патриот"
Экраноплан Лунь в парке Патриот - ИноСМИ, 1920, 10.07.2025
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В акватории Желтого моря замечен крупный экраноплан, пишет SCMP. Пекин активно занимается разработкой морского грузового подъемника, прототипом которого является советский "Каспийский монстр" — и Вашингтон в этой гонке уже сильно отстает.
Лю Чжэнь (Liu Zhen)
В акватории Бохайского моря замечен крупный экраноплан, свидетельствующий о прогрессе Пекина в разработке собственного морского грузового подъемника. Тем временем попытки возродить эту советскую технологию предпринимает и Вашингтон.
На прошлой неделе в соцсетях появились два снимка загадочного китайского аппарата, который наблюдатели уже окрестили "Бохайским монстром". На одном фото устройство показано в полете над водой, на другом — кормой к камере у причала. Аппарат имеет лодкообразный фюзеляж с горизонтальным стабилизатором над V-образным хвостом — типичная для экранопланов конструкция. На концах крыльев видны поплавки, а на верхней части крыла установлены четыре двигателя. Большинство экспертов считают их реактивными, хотя портал The War Zone допускает использование винтовых двигателей.
Экраноплан использует принцип динамической воздушной подушки: взаимодействие воздушного потока под крылом с поверхностью создает повышенное статическое давление и снижает сопротивление. Самый известный советский прототип 1960-х — "Каспийский монстр" (КМ) длиной 92 метра и взлетным весом 544 тонны — был крупнейшим в мире летательным аппаратом своего времени.
Град из "Гераней" накрыл Украину: жуткие пожары видно из космоса. Россия вышла на новый уровень массовых атак: шишки Зеленского бегут
Летая на малых высотах над водой или ровной поверхностью, экранопланы сочетают топливную эффективность с высокой грузоподъемностью, превосходя по скорости морские суда, что делает их оптимальным средством морского транспорта. В плохую погоду они устойчивее вертолетов, а благодаря полету в нескольких метрах над водой остаются незаметными для большинства радаров и систем ПВО, что дает преимущества в военных операциях.
После крушения "Каспийского монстра" в 1980 году другие страны также разрабатывали аналогичные проекты, но к советскому масштабу не приблизился ни один. В 2023 году Китайский научно-исследовательский центр кораблестроения (входит в государственную корпорацию China State Shipbuilding Corporation) представил прототип экраноплана для спасательных операций и межостровных перевозок в Южно-Китайском море. Его скорость составляет 240 км/ч, автономность — 6 часов, взлетный вес — 4,5 тонны.
Параллельно Китай активно развивает амфибийные самолеты — летательные аппараты, способные одинаково эффективно взлетать и с обычных аэродромов, и с водной поверхности. Флагманом этой программы стал AG600 — крупнейший в мире самолет-амфибия с максимальной взлетной массой 60 тонн и грузоподъемностью 12 тонн, недавно запущенный в серийное производство. Масштабы нового экраноплана, замеченного в акватории Бохайского моря, по предварительным оценкам сопоставимы с AG600. После завершения разработки этот аппарат сможет выполнять более масштабные задачи по оперативной доставке грузов и снабжению в морских условиях, превосходя по эффективности меньшие аналоги.
В апреле США анонсировали программу Liberty Lifter по созданию экраноплана грузоподъемностью 25 тонн. Первый полет ожидается в 2028-2029 годах.
 
Популярные комментарии
Villy_Churak
12
<<крушения "Каспийского монстра" в 1980 году>> Там ощущение 99,99% вредительства и диверсии. Но не в самой аварии - она была, но не фатальная совсем. Аппарат после неудачной "жёсткой посадки на воду" длительное время ПЛАВАЛ на поверхности сам по себе. Никто (ну, так пишут и наши тоже) не пытался его зачалить и вытащить-пришвартовать куда-то. Аппарат со временем затонул. Была 100% грубая ошибка пилотирования. Все специалисты говорили, что надо очень умудриться так завалить аппарат! Машина была выдающаяся. И конструктора тоже. Власти и командование - не очень. Так, постепенно, и весь СССР - плавал, плавал на поверхности... Но никто его не пытался куда-то пришвартовать. Но СССР хотя бы не сам затонул - обиженки из верхов КПСС затопили.