Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Превращаются ли поляки в "укроскептиков"?

UnHerd: Польша не хочет видеть Украину под военным зонтиком НАТО

© РИА Новости РИА Новости / Перейти в фотобанкМарш в Варшаве против вовлечения Польши в боевые действия на Украине
Марш в Варшаве против вовлечения Польши в боевые действия на Украине - ИноСМИ, 1920, 08.09.2025
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Варшава больше не может думать о защите Незалежной, так как ей самой пора беспокоиться об обороне собственной страны от возможного "нападения" России, пишет UnHerd. Там уверены, что НАТО не сможет одновременно защищать и Украину, и Польшу, поэтому заботиться надо только о себе.
Михаль Кранц (Michal Kranz)
Последние четыре десятилетия истории общественной жизни Польши напоминают маятник, качающийся между идеализмом и реализмом, — и после столь вдохновляющей солидарности поляков с украинцами в начале российской спецоперации он снова качнулся в сторону узкоместных интересов.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Согласно новому опросу, проведенному на прошлой неделе, незначительное, но весьма показательное большинство поляков (52,7%) противится членству Украины в НАТО. Как бы то ни было, это разительная перемена по сравнению с 2022 годом, когда 75% граждан Польши были “за”. Раскол в основном произошел по партийному признаку: большинство сторонников правящей центристской коалиции Дональда Туска готовы принять Украину, а электорат популистской оппозиции выступил против. Это и неудивительно, ведь, как и почти всё в современной Польше, членство Украины в НАТО и ее поддержка в целом рассматриваются через призму внутренней политики, а в ней царят крайний раскол и разобщение.
Еще в июне Туск подтвердил приверженность Польши членству Украины в НАТО, однако недавно вступивший в должность президент Кароль Навроцкий, которого поддерживает оппозиция, ее отверг и сосредоточился вместо этого на соперничестве с Киевом по историческим вопросам, включая тяжелое наследие Волынской резни, учиненной во времена Второй мировой войны украинскими националистами. Навроцкий заявил, что в целом поддерживает оборону Украины от России, но хочет, чтобы польско-украинские отношения представляли собой равноправное партнерство — а этого, по его словам, пока не наблюдается.
Разумеется, Навроцкому и его союзникам выгодно разжигать подобные разногласия и ставить Украину “на место”, поскольку это оценит их националистически и консервативно настроенный электорат, который спустя два года отправится голосовать на парламентских выборах. Однако смена во взглядах поляков на членство Украины в НАТО обусловлена не только партийной принадлежностью — сказывается инстинкт самосохранения, как и у других государств на восточном фланге альянса, от Эстонии до Румынии.
С одной стороны, поляки стали более избирательными — и, пожалуй, менее изобретательными — в определении своих интересов безопасности. С их точки зрения, военный зонтик НАТО “не резиновый” и прикрывает одних за счет других. С другой стороны, с 2022 года многое изменилось. Хотя поляки по-прежнему всерьез обеспокоены российской агрессией, многие перестали больше рассматривать поддержку украинской борьбы как прямой вклад в оборону самой Польши.
Геополитический ландшафт Польши в 2025 году заметно изменился по сравнению с 2022 годом, и угрозы безопасности вытекают уже не из российской спецоперации по соседству. Пограничный кризис, спровоцированный путинской марионеткой Лукашенко, обострился, а акты саботажа, поджоги и гибридная война при поддержке России взволновали польские службы безопасности и разведслужбы. В прошлом месяце российский беспилотник “Герань” влетел в воздушное пространство Польши и взорвался в деревне всего в сотне километров к юго-востоку от Варшавы (Оперативное командование Вооруженных сил Польши утверждает, что нарушения воздушного пространства страны зафиксировано не было ни со стороны Украины, ни со стороны Белоруссии. – Прим. ИноСМИ). Создается впечатление, что, в отличие от предыдущих вторжений, он прилетел из воздушного пространства Белоруссии, а не Украины. Многие поляки считают, что теневая война с Россией уже идет.
Высокопоставленные крысы бегут с Украины. США зверски давят на Индию. Элита ВСУ переброшена под Сумы
Даже значительно увеличив свои вооруженные силы за минувшее десятилетие, Польша по-прежнему остро осознает свои недостатки как военная держава. В случае военных действий России против восточного фланга альянса на Польшу фактически ляжет не только бремя собственной обороны, но и обороны стран Балтии — и эта мысль все чаще тревожит поляков, размышляющих о будущем Украины.
По всему политическому спектру Польши оборона Украины отходит на второй план по сравнению с родиной. Это признает даже Туск: обсуждая гарантии безопасности для Киева на прошлой неделе, он сформулировал их, исходя из безопасности самой Польши, решительно исключив отправку войск по окончании боевых действий. Более того, на встрече Навроцкого с Трампом на прошлой неделе в Вашингтоне Украина практически не обсуждалась — зато польский президент просиял, когда Трамп пообещал сохранить присутствие американских войск в Польше с перспективой отправки подкреплений.
В условиях назревающего конфликта Польша все больше склоняется к мнению, что НАТО не сможет одновременно защищать и Украину, и Польшу. Годами считалось, что вместе эти две страны сильнее. Но в эпоху, когда государства все больше заботятся о себе, многие поляки, как и другие жители региона, теперь видят вместо этого лишь суровый выбор: или мы, или они.
Михаль Кранц — независимый журналист, освещает политику, общество и оборону в Восточной Европе и на Ближнем Востоке. Ведет блог на Substack, посвященный геополитике Восточной Европы, под названием The Eastern Flank (“Восточный фланг”)
 
Популярные комментарии
Михаил Сорокин
10
Друзьями хохлов ляхи были тогда, когда считали, что перемога не за горами и скоро совместно будут делить Россию. А значит, ссориться было незачем - добычи должно было хватить на всех. Однако, что то пошло не так. И вместо "перемоги" на горизонте замаячила перспектива оказаться на "разделочном столе". Так что о какой уже дружбе можно говорить?! Самим бы уцелеть.