Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Экстремальная география крупнейшего города Арктики

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мурманск — уникальный город, процветающий в одном из самых суровых уголков Земли, восхищается автор популярного YouTube-канала Urban Atlas. Канадского блогера, изучившего столицу Заполярья, покорили яркие фасады городских зданий и местная достопримечательность — "Великая Мурманская стена".
Если бы мне предложили выбрать один город, который вызывает у меня наибольший интерес и восхищение, я бы без колебаний назвал российский Мурманск. Представьте себе город с населением 270 тысяч человек, где солнце не появляется 40 дней в году, а температура нередко опускается до –40 °C. Город, само существование которого — это акт человеческого противостояния природе. Приехав сюда, вам не придется ничего воображать — вы увидите все своими глазами. Это и есть Мурманск.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Мурманск расположен примерно в 200 километрах к северу от Полярного круга и является административным центром Мурманской области на северо-западе России. Это крупнейший в мире город за Полярным кругом. Он находится на Кольском полуострове — массиве древних скал, выступающем в Баренцево море. Город лежит на 68° северной широты, то есть севернее любого крупного города Аляски, Канады или Скандинавии. Сам полуостров входит в состав Балтийского щита — одной из древнейших геологических структур Земли, возрастом около 2 миллиарда лет.
Мурманск стоит на восточном берегу Кольского залива — огромного фьорда, уходящего на 56 километров вглубь суши от Баренцева моря. Этот фьорд — жизненно важная артерия города и единственный незамерзающий порт в российской части Арктики. Несмотря на экстремальные холода, влияние Гольфстрима не дает заливу покрыться льдом даже при –30 °C. Благодаря автомобильным и железным дорогам Мурманск интегрирован в транспортную сеть гораздо лучше, чем большинство арктических портов.
Поскольку город стоит на Балтийском щите, его рельеф представляет собой череду холмов и долин, создающих немало проблем для градостроителей. Местность здесь каменистая, неровная, изрезанная множеством озер и болот.
Как спроектировать город там, где зима длится восемь месяцев, а летом редко бывает выше 20 °C? Градостроителям Мурманска пришлось отказаться от привычных решений и начать все с чистого листа.
Начнем с архитектуры. Советские проектировщики разработали так называемую "арктическую архитектуру" — здания, рассчитанные на экстремальные холода. При этом подходе ставка делается на практичность, а не на эстетику: строения проектировались так, чтобы выдерживать мороз, сильные ветра и другие суровые природные условия.
Есть и еще один важный момент, который часто остается незамеченным: цвет здесь играет ключевую роль. Там, где полгода все покрыто снегом, здания красят в яркие контрастные цвета — красный, синий, желтый, зеленый. Это не просто эстетика, а вопрос психологического здоровья. Цвета помогают бороться с сезонной депрессией и ориентироваться в городе во время полярной ночи и снегопадов.
На планировку Мурманска сильное влияние оказали принципы советского градостроительства. Руководство СССР рассматривало город как стратегический узел — базу Северного флота и важный промышленный центр. Поэтому в середине XX века в его развитие были вложены огромные ресурсы. Советский подход предполагал создание автономных микрорайонов. Каждый такой район, рассчитанный на 10–15 тысяч жителей, включал все необходимое: жилье, школы, поликлиники, магазины и рабочие места. Так возникла уникальная городская структура: вместо одного центра у Мурманска появилось несколько небольших центров, соединенных между собой основными магистралями. Каждый район функционирует как мини-город внутри мегаполиса.
Сами здания построены в духе советского брутализма, но адаптированы к арктическому климату. Они рассчитаны на тысячи жителей и эффективно сохраняют тепло за счет минимизации площади холодных поверхностей.
Здесь же находится и "Великая Мурманская стена" — одно из самых длинных жилых зданий в России длиной 1488 м. Цель данного проекта состояла в том, чтобы максимально эффективно объединить жилые пространства и обеспечить их защиту от суровых арктических ветров. Такая конструкция действительно снижает скорость ветра во внутреннем дворе почти в три раза по сравнению с внешней стороной.
То обстоятельство, что город активно развивался в советское время, также определило промышленный характер Мурманска. Портовые терминалы, судостроительные верфи и перерабатывающие заводы стали не только экономическими двигателями города, но и сформировали его планировку и идентичность.
Мурманск был спланирован вокруг порта. Он уникален, поскольку является единственным в России незамерзающим арктическим портом, который имеет огромное стратегическое и экономическое значение. Судоремонтные верфи — важнейшая часть городской жизни, и портовые функции органично вплетены в городскую ткань. Это создает для урбанистов особые вызовы: как совместить потребности тяжелой промышленности и транспорта с созданием комфортной городской среды? Самая известная, почти культовая часть портового комплекса — флот атомных ледоколов. Эти гигантские суда длиной более 150 м стоят у причала круглый год.
Мурманск — наглядное доказательство того, что человек способен возвести процветающий город даже за Полярным кругом. Секрет не в борьбе со стихией, а в мудром приспособлении к ней. Поэтому планировка здесь — это больше, чем архитектура; это воплощение стратегии выживания в одном из самых негостеприимных уголков Земли.