Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как русский "танк" вторгся в Британию

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Британский автоэксперт Энди Хаслам в ролике на своем YouTube-канале рассказал, почему советские "Жигули" до сих пор можно встретить повсюду — от улиц Лондона до новозеландской глуши. Как его выпускали? Причем тут Италия и зачем производителю пришлось менять название для западного рынка? В чем уникальность этого автомобиля? Блогер дал ответы на все эти вопросы.
Неизменный образ "Лада Рива" (так на Западе называли "Жигули") из конца 1980-х годов — это старомодный автомобиль, который люди покупали, потому что он был дешевым. Он стал объектом для многих шуток и казался довольно скучным. Но воспринимать его так — это все равно что судить о фильме, начала которого вы не видели, еще и смотря его на иностранном языке.
"Жигули" стали первым автомобилем для многих советских людей. За 40-летнюю историю было продано больше экземпляров, чем Ford Model T. Так откуда же взялась эта машина и почему СССР изо всех сил старался продавать ее в Великобритании в 1980-х? Вот история.
Соглашение между Fiat и Советским Союзом было подписано в августе 1966 года, всего через несколько месяцев после запуска модели Fiat 124. Но она не могла стать народным автомобилем для граждан СССР. Присматривались к более крупной модели 125, но в итоге отвергли и ее, поскольку она была сделана на базе уже устаревших вариантов, а именно на Fiat 1300 и 1500 1961 года. Место для завода по выпуску этого нового автомобиля было выбрано двумя годами ранее, в 1964-м, — им стал город Тольятти на реке Волге.
ВАЗ пытался экспортировать автомобили под названием "Жигули", но это слово оказалось слишком трудным для произношения у жителей Запада. Некоторые иностранцы произносили его как "жиголо" — пожалуй, не самая лучшая ассоциация. Поэтому в 1973 году быстро перешли на гораздо более простое имя "Лада". Но уже в 1974 году ВАЗ увидел возможность увеличить продажи.
Fiat прекратил производство модели 124, и ВАЗ понял, что может заполнить нишу на рынке практически идентичными "Жигулями". Это касалось всех стран, кроме Италии, поскольку соглашение с Fiat прямо запрещало выход на этот рынок. Седан и универсал начали появляться во многих европейских странах как Лада 1200 и 2101. Помогло то, что Fiat 124 выпускался в моделях как для левостороннего, так и для правостороннего движения, что позволяло продавать его по всему миру.
Главным преимуществом "Лады" была ее низкая цена — всего 979 фунтов стерлингов в Великобритании в 1973 году, что в пересчете на нынешние цены составляет около 12 000 фунтов. Это отличная цена за, по сути, Fiat 124, который мог выдерживать суровые условия и дизайну которого было всего семь лет. К 1973 году в Великобритании насчитывалось 268 дилеров "Лады".
В 1974 году "Жигули" получили обновление как в матушке-России, так и за рубежом. Двигатель увеличили в объеме до 1,3 литра, сиденья стали комфортнее, а интерьер и экстерьер освежили. К тому времени ВАЗ производил три четверти миллиона автомобилей в год, что делало его заводы третьим по производительности в мире. Но советские граждане все еще стояли в очереди год и больше, чтобы получить машину!
"Жигули" обновили до модели 2106 в 1976 году, за пределами СССР она была известна как "Лада 1600". Как можно догадаться по названию, автомобиль получил более крупный 1,6-литровый двигатель за счет расточки блока цилиндров и увеличения хода поршня. Он был ненамного мощнее старого 1,5-литрового двигателя, но имел больший крутящий момент. Дорогие хромированные детали были заменены на более дешевые варианты, как это было в то время и с западными автомобилями. Модель премиум-класса получила современные удобства, такие как подголовники на передних сиденьях. Серьезных изменений в форме не производили — по-видимому, из уважения к оригинальному дизайну Fiat, но также, вероятно, из-за значительных затрат, которые повлекла бы за собой такая работа.
К тому времени ВАЗ произвел четыре миллиона автомобилей и экспортировал "Жигули" в Канаду под названием "Лада Сигнет". Вся эта экспортная выручка позволила приобрести новые технологии, такие как 30 сварочных роботов из Японии, которые были установлены на заводе ВАЗ в период с 1977 по 1981 год.
С ростом производства на заводе ВАЗ советская очередь на покупку сократилась примерно до года. "Лада" получила большой рекламный бюджет, чтобы попытаться увеличить свою долю на рынке. В Великобритании автомобиль участвовал в гонках в Кубке Лады в 1982 году, а в том же году компания спонсировала турнир по снукеру, известный как The Classic. Тем временем "Жигули" уже продавались аж в Новой Зеландии, где Советский Союз заключил сделку с Новозеландским молочным советом. СССР получал баранину и масло, а новозеландцы — "Жигули", многие из которых использовались как такси.
ВАЗ работал над новой моделью в течение нескольких лет. Самара появилась в Советском Союзе в 1984 году и добралась до берегов Великобритании в 1987, но производство "Жигулей" продолжалось, и они продавались как более дешевая альтернатива и без того недорогой "Самаре". Это привело к пику продаж в Великобритании в 1988 году, когда было продано 30 000 "Лад", по сравнению с 20 000 двумя годами ранее.
Изменений было очень мало, но, чтобы продолжать продавать автомобиль в Западной Европе, в 1992 году были добавлены система впрыска топлива и каталитические нейтрализаторы для соответствия нормам по выбросам. И "Лада" отпраздновала продажу трети миллиона автомобилей в Великобритании в 1995 году. Но поскольку "Самару" покупали больше, чем "Жигули", а западные автомобили становились все популярнее в России для тех, кто мог себе их позволить, дни "Жигулей" были сочтены. В поисках внешней помощи подписали совместное предприятие с General Motors в 2001 году, но более стабильное будущее наступило с Renault в 2008 году, и французская компания в конечном итоге получила контрольный пакет акций бывшей советской компании.
Сосредоточившись на новых моделях, производитель в 2010 году после 40 лет и удивительных 17,75 миллионов выпущенных автомобилей прекратил выпуск "Жигулей". Как и Volkswagen "Жук", "Жигули" можно найти по всему миру, в таких неожиданных местах, как Бразилия, Куба и Ангола. Можно подумать, что на этом история "Жигулей" заканчивается, но, как ни удивительно, автомобиль все еще производился — в Египте. Производство началось там в 2002 году и продолжалось до 2015 года, почти через 50 лет после того, как Fiat начал производить модель 124.
Когда Оскар Монтабоне проектировал модель 124 в середине 1960-х годов, он вряд ли ожидал, что ее производство продлится так долго. Но это лишь свидетельствует о том, что итальянец разработал отличный дизайн, который в СССР улучшили, чтобы создать автомобили, которые все еще живут.