Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"Зона смерти" на Украине: как беспилотники положили конец позиционному конфликту

Politico: дроны превратили линию фронта на СВО в обширную "зону смерти"

© РИА Новости Станислав Красильников / Перейти в фотобанкБоевая работа расчетов БПЛА группировки "Центр"
Боевая работа расчетов БПЛА группировки Центр - ИноСМИ, 1920, 18.11.2025
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Забудьте все сравнения с Первой мировой войной: беспилотники превратили современные боевые действия в ад совсем иного рода, пишет Politico. Там, где на фронте господствуют дроны, возникают обширные "зоны смерти" — и выбраться из них практически невозможно.
Вероника Мелкозерова
Киев — Боевые действия на Украине уже не напоминают позиционную войну времен Первой мировой — беспилотники стерли сплошную линию фронта, создав вместо нее обширную “зону смерти”.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Небо над полями сражений теперь пестрит дронами. Одни оснащены камерами и тепловизорами, другие начинены взрывчаткой, третьи просто лежат в кювете или на обочине, дожидаясь, пока мимо не пройдет солдат или не проедет техника противника. Одни управляются электронным сигналом, а другие — по оптоволоконному кабелю, и их невозможно подавить. Задача контрдронов — перехватывать беспилотники и выслеживать их операторов, притаившихся в десятках километров от передовой.
В результате образуется сумбурная серая зона, простирающаяся примерно на 20 километров от линии фронта, где за бойцами охотятся беспилотники, а раненых оставляют умирать, потому что их очень трудно эвакуировать, и где нарушено всякое снабжение, потому что доставлять боеприпасы, продовольствие и воду стало практически невозможно.
“Теперь мы перешли к войне дронов против дронов, — объяснил замглавы администрации президента Украины и бывший боевой командир полковник Павел Палиса журналу Politico. — Дроны уже “научились” сидеть в засаде, нарушать тыловое обеспечение противника и перерезать линии снабжения. Удерживать позиции также стало гораздо сложнее: как только вас обнаружат, все орудия в округе немедленно на вас нацелятся”.

Боевые действия нового образца

Беспилотники играют ключевую роль в боевых действиях с первых дней конфликта в 2022 году, когда Украина нахваливала успехи турецких беспилотников Bayraktar против бронетанковых колонн неприятеля. Несмотря на это, и Украина, и Россия изначально готовились к другой, классической войне — с артиллерийскими дуэлями, механизированными колоннами и оборонительными траншеями, подчеркнул Палиса.
Однако в 2023-2024 годах ход конфликта изменился, и окопы понемногу начали исчезать, объяснил Иван Секач, пресс-секретарь 110-й отдельной механизированной бригады ВСУ, которая воюет на востоке Днепропетровской области.
Шок-заявление из США довело Зеленского до тряски. Вот что сделал Путин
Вместо длинных траншей уступающая противнику по численности и вооружению украинская армия создает цепь опорных и наблюдательных пунктов и опирается на беспилотники, чтобы восполнить нехватку боеприпасов для 155-миллиметровой артиллерии. Со своей стороны, российская армия начала сокращать численность штурмовых подразделений, поскольку украинские беспилотники доказали свою способность обнаруживать и уничтожать крупные скопления войск.
Вместо массовых “мясных штурмов” в попытке взять противника числом Россия начала атаковать небольшими группами, сказал пресс-секретарь оперативного командования “Юг” ВСУ полковник Владислав Волошин.
“Чтобы собрать штурмовую группу, русским требуется время. Они подползают и прячутся. На то, чтобы собрать группу, способную штурмовать наши позиции, уходит два-три дня,”, — сказал Волошин.
Обычно путь прокладывают двое российских солдат, но выживает только один, пояснил он. Украинским операторам беспилотников труднее обнаружить малые группы — особенно в туман или под дождем.
“В результате мы имеем глубокую серую зону: русские просачиваются сквозь украинские позиции и прячутся там, группируя силы, если их не обнаружат и не уничтожат”, — сказал Секач.
Непогода помогла российским солдатам прорвать украинскую оборону в Покровске (Красноармейск) под Донецком в начале месяца после целого года неудачных попыток — а также на других участках фронта, например под Новопавловкой в Днепропетровской области и в центральной части Запорожской области.
“Туман или дождь — нелетная погода для беспилотников, и это открывает возможность для более безопасной логистики, ротации или локальных вылазок. Поэтому погодные условия используются для проникновения или переброски сил”, — объяснил Палиса.
Россия неустанно старается затруднить оборону Украины.
“Российская армия пытается максимально расширить зону поражения, уничтожая точечными ударами все здания и укрытия, чтобы превратить местность в совершенно голую пустыню, где невозможно спрятаться”, — сказал Волошин.

Снабженческий кошмар

Беспилотники также вынуждают отводить артиллерию все дальше от линии фронта и практически исключают снабжение войск при помощи бронетехники.
Зеленский сел в лужу: последний шанс ВСУ сгорел. "Герани" уничтожили все живое. Режим теряет Днепропетровщину
“Беспилотники удобны для доставки и эвакуации, разведки боем и дистанционного минирования — прежде эти задачи выполняли живые люди”, — отметил Палиса.
Однако беспилотники стали настолько вездесущими, что даже их использование постепенно осложняется: фронт превращается в адскую панораму.
Беспилотники срывают эвакуацию, ротацию и логистику — неся смертельные риски. “В настоящее время большинство солдат гибнет во время ротации, — сказал Волошин. — Доставка чего бы то ни было сопряжена с серьезным риском. Поэтому мы чаще используем беспилотники”.
В результате солдатам неделями приходится оставаться на передовой, которую еще называют “нулевой линией”, безо всякого отдыха.
“Во время ротации машина подъезжает на расстояние 5-6 километров от позиций. Оставшуюся часть пути солдатам приходится проделывать пешком, укрываясь от беспилотников на местности”, — сказал Секач.
Это подрывает боевой дух.
“Пехотинец, отсидевший в окопе от 60 до 165 дней, больше туда ни за что не вернется”, — сказал Николай Белесков, научный сотрудник Украинского национального института стратегических исследований и старший аналитик центра “Вернись живым”.

Дистанционная медицина

Тяжелее всего приходится раненым, поскольку беспилотники серьезно подрывают работу медиков и мешают эвакуации с передовой, рассказала анестезиолог из батальона ВСУ “Волки да Винчи” Дарина, попросившая не называть ее фамилии.
“Сегодня раненых несут на руках, им часто приходится идти пешком или даже ползти на расстояние до 5 километров от позиции, пока их не подберет бронированная эвакуационная машина, — сказала Дарина. — Затем приходится пробиваться через тучу беспилотников, которые залетают на 20-40 километров в тыл”.
Шквал дронов также вынуждает украинских военных медиков отводить фельдшерские пункты подальше от линии фронта, что увеличивает время, необходимое для стабилизации пациентов. Раненые солдаты остаются на позициях по несколько дней или даже недель в ожидании эвакуации, которая все чаще осуществляется наземными роботизированными системами.
Невозможность вывезти раненых вынудила украинских военных медиков обратиться к дистанционной медицине, используя для общения с солдатами в бедственном положении беспилотники типа Mavic. “На видео мы видим, как накладывали жгут. Тогда мы можем связаться с сослуживцами раненого и объяснить им, как правильно оказывать дальнейшую помощью, — сказала Дарина. — Беспилотники также помогают доставлять на позиции необходимые медикаменты”.
Крупный прорыв российских войск. Киев поставил на кон еще одну область
<...>
Беспилотники неприятеля также значительно усложняют жизнь операторам, работающим с тыловых позиций.
“Я еще помню времена, когда можно было спокойно выйти покурить в десятикилометровой зоне от “передка”. Теперь мы там даже не показываемся без ружья. Беспилотники на оптоволокне уже залетают вглубь на 15 километров, поэтому надо быть особенно осторожным”, — сказал Секач.
На данный момент складывается ощущение, что быстрого способа преодолеть созданную беспилотниками “зону смерти” нет.
“В настоящее время не существует доктрины, как выстроить эшелонированную оборону, когда у вас очень мало пехотинцев на передовой, а враг просачивается сквозь линию фронта, нарушает связь с тылом и к тому же охотится на операторов беспилотников”, — сказал Белесков.
“Это и есть рецепт медленного продвижения России вперед — сдавливающий эффект”, — заключил он.
 
Популярные комментарии
a
al1964_4
33
...Непогода помогла российским солдатам прорвать украинскую оборону в Покровске... ... Россия неустанно старается затруднить оборону Украины.... Прям перлы. Опять непогода, - мороз, жара и пр. мешают плохому танцору.
s
sanytchvasilenko
25
Что УНИАН, что Politico, что другая западная пресса зачетные помойки, давно пробившие дно. Их место давно на пар.. ше истории.