Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Конфликт вступает в эру роботов. Наземные дроны на Украине уже не исключение

Lidovky: в конфликте на Украине уже используются наземные дроны

Наземный дрон - ИноСМИ, 1920, 11.12.2025
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вслед за воздушными дронами на фронте свое место отвоевывают и их наземные варианты, пишет Lidovky. За последние два года применение наземных беспилотников в конфликте на Украине значительно расширилось. Но до "терминаторов" им пока далеко — это еще очень отдаленное будущее.
Ночью по асфальтированной дороге где-то на ничьей территории проезжает российский бронетранспортер. У обочины его поджидает небольшое устройство на гусеницах. Как только гигант приближается на удобное расстояние, из ствола тяжелого пулемета Browningначинают вырываться пули.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Водитель бронетранспортера, судя по "колючей" защите из нарезанных стальных тросов, ждал скорее удара летающего дрона, а не нападения наземного робота. Несмотря на стрельбу, он продолжает движение и за блеском отраженных пуль скрывается в ночной темноте.
Все это мы увидели на видеокадрах, которые в конце ноября опубликовали украинские СМИ. События якобы разворачивались под Константиновкой в ДНР, к которой подбираются российские силы. Видео подтверждает тенденцию, которая все больше заметна по обе стороны украинского конфликта: за воздушными дронами на фронте свое место отвоевывают и их наземные варианты.

Самопальное и промышленное производство

"Так называемые наземные роботизированные комплексы впервые появились во время специальной военной операции на стороне Украины году так в 2023", — заявил в интервью "Лидовкам" Алексей Леонков, известный российский военный эксперт и редактор журнала "Арсенал Отечества".
"Тогда нашим солдатам впервые удалось с помощью дронов обезвредить такой комплекс. Он доставлял боеприпасы в один из укрепленных пунктов (ВСУ). Все были удивлены, так как дроны в основном преобладали в воздухе, а тут объявился наземный роботизированный комплекс", — объясняет российский эксперт.
За последние два года применение наземных дронов расширяется. Прежде всего, благодаря доминированию в воздухе БПЛА, атакующих все, что движется в зоне шириной 20 километров и более. Летающие дроны не позволяют наносить удары большим количеством механизированной техники, которая для них благодатная цель, или силами больших соединений военнослужащих, как и эвакуировать раненых с поля боя. Из-за этого значительно возросла смертность бойцов и усложнилось снабжение на передовой.
"Россия напала 19 раз". Финляндия отправила Москве жесткий сигнал. Не тут-то было. Мощная ответка от Лаврова. Сотрясло даже Британию
"Военные грузовики, даже несмотря на то, что у них бронированные кабины и сети, защищающие их от FPV-дронов, превратились в легкую добычу. Грузовик видно издалека, и достаточно подбить колесо, чтобы он остановился, а потом его уже можно расстрелять из миномета или артиллерии. Поэтому в последнее время по обе стороны фронта все чаще появляются роботизированные движущиеся устройства. Производят их или в кустарных условиях, или на производстве", — говорит Леонков.
Так на фронте появились беспилотные наземные транспортные средства (БНТС).
В рамках грантовой программы Brave1, нацеленной на инновационные военные технологии, Украина разрабатывает и производит большое количество БНТС, предназначенных как для логистики, так и для разминирования, разведки и боевой поддержки. Летом этого года на Украине создали целый батальон БНТС в составе 20-го специального полка беспилотных систем К-2. При этом наземными дронами пользуются более 20 соединений ВСУ.
На украинской стороне фронта применяются, например, гусеничные платформы Termit. Они могут нести 300 килограммов груза с максимальной скоростью десять километров в час, а их дальность достигает 20 километров. Termit может нести запасы для обороняющихся частей, или на платформе можно разместить тяжелый пулемет или гранатомет.
Их "товарищ по оружию", наземный дрон "Лють", выглядит как миниатюрный бронетранспортер. На колесной платформе размещается пулемет ПКТ с магазином на 550 патронов. Максимальная дальность "Люти" составляет 16 километров, а управлять им можно на расстоянии двух километров. ВСУ применяли этот беспилотник в прошлом году во время прорыва в российскую Курскую область.
Россия не отстает и тоже применяет на фронте свои БНТС. В первую очередь стоит отметить БНТС "Курьер", который способен нести 250 килограммов. Управлять им можно на расстоянии десяти километров. Это многофункциональный беспилотник. Его можно оборудовать пулеметами разных калибров, автоматическими гранатометами и броней. Также его можно использовать для сообщения, эвакуации раненных и минирования. В сентябре текущего года прошло испытание лазера "Игнис", предназначенного для разминирования и совместимого с платформой "Курьер".
По доступной информации, впервые "Курьер" применили в конце прошлого года в битве за Авдеевку.
С высоты птичьего полета дрон наблюдает, как небольшое гусеничное устройство приближается к украинским окопам. Оно легко преодолевает неровности и объезжает кратеры от минометных гранат. Устройство останавливается у навеса, под которым скрываются украинские солдаты. Вспышка — и в воздух поднимается серый дым.
Эти кадры появились в начале ноября 2024 года в Телеграмм-канале российского военного корреспондента газеты "Комсомольская правда" Александра Коца. Кадры демонстрируют применение наземного дрона-камикадзе "Депеша" против украинских позиций. Платформа "Депеша" в первую очередь предназначена для ударов по бронированной технике и местам сосредоточения военных. Также ее можно использовать для снабжения.
"Широкое применение роботизированных комплексов показало, что они уже превратились в обычную часть боев. Когда в России создали новый род войск беспилотных систем, то в них включили как воздушные беспилотники, так и наземные и морские", — отмечает Леонков.

Без людей не обойтись

Российский эксперт утверждает, что главный минус наземных беспилотников, помимо подавления сигналов и механических поломок, — уязвимость для воздушных дронов, которые легко могут атаковать их и выводить из строя.
Леонков добавляет, что без человека наземные беспилотники сегодня обходиться не могут. "Ценно не то, что у вас есть такой роботизированный комплекс, а то, как вы умеете им управлять и как с ним взаимодействуют ваши бойцы, которым приходится этот комплекс прикрывать и подстраховывать", — разъясняет наш собеседник.
Поэтому Леонков сомневается, что в обозримом будущем на фронте появятся автономные "терминаторы", которые смогут воевать без участия людей.
"Сейчас у наземных дронов есть ряд уязвимых мест. Скажем, если что-то случается с его ходовой частью, он не в состоянии самостоятельно ее отремонтировать или эвакуироваться. Он будет стоять на месте, и рано или поздно его подобьет дрон противника. Также у них ограниченная дальность. Десять, двадцать, максимум 50 километров. Они должны сохранять связь с оператором, который оценивает обстановку. И, конечно, такой дрон должны сопровождать военнослужащие, чтобы прикрывать его или отремонтировать при надобности, то есть чтобы не потерять столь ценную боевую единицу.
Роботы-терминаторы — это очень отдаленное будущее. Все потому, что сначала нужно создать систему искусственного интеллекта, которая бы правильно оценивала хаос на поле боя. Чтобы робот начал воспринимать происходящее, как человек, у него должно быть ограниченное чувство страха, опасности, смелости или решимости. У роботов всего этого нет. Они действуют точно по программе, что их, разумеется, также ограничивает. Поэтому до терминаторов еще далеко", — подытоживает Алексей Леонков.