Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Сделка между Индией и США вовсе не означает краха отношений с Россией. Они гораздо прочнее

The Print: Индия намерена сохранять и укреплять всесторонние связи с Россией

© РИА Новости Григорий Сысоев / Перейти в фотобанкГосударственный визит президента РФ Владимира Путина в Индию
Государственный визит президента РФ Владимира Путина в Индию - ИноСМИ, 1920, 17.02.2026
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Отношения между Нью-Дели и Москвой несравненно шире, чем выгодные для обеих сторон закупки Индией российской нефти в последние несколько лет, пишет The Print. Нынешнее сокращение объемов закупок не означает, что связи ослабли, они развиваются и будут расширяться, уверен автор статьи.
Сидхартх Раймедхи (Sidharth Raimedhi)
Мнение, что индийско-американская торговая сделка угрожает индийско-российским отношениям, опирается на исторически сложившееся и во многом эмоциональное восприятие индийско-советских/российских связей.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
По сути, торговое соглашение между Индией и США замышлялось с тем, чтобы повлиять на поставки российской нефти Нью-Дели. Если восстановление торговли с США потребует прекращения торговли энергоносителями с Россией, то не нанесет ли это серьезного ущерба историческим связям с Москвой?
Никаких компромиссов. Путин "обнажил клинок": теперь Россия готова биться с США насмерть
Некоторые утверждают, что это нарушает стратегическую автономию Индии и бросает вызов историческому стратегическому партнерству с Россией. Однако есть как минимум пять причин, почему эти доводы преувеличены. Отношения Индии с Россией куда прочнее торговли нефтью, начавшейся в 2022 году по сугубо коммерческим соображениям, и гораздо прагматичнее, чем предполагает привычная риторика об исторической дружбе и партнерстве. Более того, поскольку мирное урегулирование на Украине уже “на финишной прямой” (по крайней мере, по мнению Трампа), мы наблюдаем политику максимального давления на российские нефтяные доходы, что объективно ограничивает возможности Индии для маневра. Это сильно отличает нынешний момент от привычных ожиданий и усиливает важность краткосрочных мер по сравнению с долгосрочными внешнеполитическими доктринами.
Ранее я предрекал, что Индия наверняка — и это вполне логично — сократит закупки российской нефти к концу прошлого года. Это диктовалось снижением мировых цен на нефть, санкциями ЕС против продукции из российской нефти, а также вторичными пошлинами США. Недавние заявления и события указывают на то, что Индия наверняка сократит закупки российской нефти еще больше. Совсем до нуля они едва ли упадут — скорее всего, остановившись в диапазоне от 200 до 400 тысяч баррелей в сутки.
Не пора ли в таком случае начинать тревожиться об отношениях Индии и России — или даже опасаться возмездия Москвы в той или иной форме? Хотя осторожность никогда не бывает лишней, я утверждаю, что причин для пессимизма нет.
Государственный визит президента РФ Владимира Путина в Индию
Трамп сообщил, что Индия перестанет покупать российскую нефть. Это легче сказать, чем сделатьСША требуют от Индии отказаться от российской нефти в пользу американской и венесуэльской, пишет The Indian Express. При всем желании такая замена была бы нереальной. Но и как такового желания Нью-Дели не выказывает, дорожа своей торговой автономией и связями с Россией.

Не нефтью единой

Не может быть так, чтобы исторические и стратегические отношения между Индией и Россией были незыблемыми и в то же время настолько зависели от краткосрочных продаж нефти. В конце концов, отношения были “прекрасными” и до февраля 2022 года, когда российская нефть составляла всего 1-2% от общего объема импорта Нью-Дели. Следовательно, отношения наверняка останутся взаимовыгодными даже после того, как Индия прекратит закупать значительные объемы российской нефти. Поскольку российско-украинский конфликт, судя по всему, идет на убыль (или, по крайней мере, видоизменяется), мы наверняка увидим возвращение к привычному укладу. В конце концов, это будет означать сокращение или даже ликвидацию скидок на российскую нефть — которыми и были обусловлены увеличенные закупки.

Реальная "стратегическая автономия"

С 2022 года Индия решительно утверждает взаимосвязь между стратегической автономией и существенными закупками российской нефти. Это было необходимо с точки зрения господствующих норм, поскольку Запад морально осуждал Индию за “оппортунизм” и извлечение выгоды из конфликта — хотя сам же прямо или косвенно поощрял такие закупки ради стабилизации мировых цен на нефть. Однако Индия покупала российскую нефть по экономическим соображениям, а вовсе не потому, что Нью-Дели выполнял некие стратегические обязательства перед “историческим союзником”. Дело было скорее в дешевизне нефти, чем в самой России. Чтобы оправдать значительное увеличение закупок, в ход пошли формулировки о “стратегической автономии”. Это послужило своего рода “фиговым листком”, чтобы обозначить позицию, не подлежащую обсуждению, и вести переговоры с позиции силы. Опять же, по экономическим и коммерческим соображениям (а также стратегическим) с прошлого года российская нефть утратила часть привлекательности. Следовательно, и ее связь со “стратегической автономией” также значительно ослабла.
То же самое можно сказать и о позиции Индии в отношении “энергетической безопасности”. Российская нефть стала теснее связана с энергетической безопасностью с началом конфликта в феврале 2022 года, когда цены взлетели до 130 долларов за баррель и началась борьба за ограниченные ресурсы. Сегодня же на рынке переизбыток нефти, а цены падают, и связь между российской нефтью и энергетической безопасностью стала гораздо слабее, не сказать вовсе умозрительной. Однако, ровно по той же причине, если мировые цены на нефть в будущем вырастут, у Нью-Дели снова появится мощный сильный стимул увеличить закупки энергоносителей у России — возможно, после некоторых консультаций с США.

Риторика о дружбе с Россией

Мнение, что индийско-американская торговая сделка представляет собой угрозу для индийско-российских отношений, опирается на исторически сложившееся и во многом эмоциональное восприятие индийско-советских/российских связей, где во главе угла стоят верность, дружба и культурная близость. Однако в реальном мире отношения основываются на интересах (личных и взаимных) и удобстве. Иными словами, они носят практически полностью прагматический характер. Именно эти соображения вынудили Индию понять и принять крепнущие связи Москвы с ее противниками — Пакистаном и Китаем. Крепнущее стремление Москвы к нейтралитету в отношениях между Индией и Пакистаном в Нью-Дели ни для кого не секрет. В последние месяцы сообщалось, что в 2020-2021 годах Россия давила на Таджикистан, чтобы свернуть индийское присутствие на авиабазе Айни. И все же Нью-Дели не позволил этому испортить отношения, поскольку интересы России в этой среднеазиатской стране гораздо глубже, чем интересы Индии в этом регионе.
Отзывчивость и эмоциональная близость не отсутствуют как таковые, но служат скорее вспомогательными элементами, чем побудительными факторами. И в этом разрезе Россия всецело осознает, что экономическое и стратегическое будущее Индии связано скорее с Западом, чем с ней. Поэтому в недавних заявлениях Россия нащупала равновесие и критиковала скорее принуждение Трампа, чем корректировки Нью-Дели.
Даже несмотря на то, что нефтяное партнерство сворачивается, Нью-Дели и Москва стремятся заключить соглашение о мобильности граждан, которое облегчит въезд индийских работников в испытывающую потребность в рабочей силы Россию. Это имеет большое значение для Москвы, поскольку рабочие из Средней Азии на данном этапе менее желанны — да и сами они менее заинтересованы трудиться в России. В конце концов, столь уместный и своевременный разворот сам по себе свидетельствует о прагматичной гибкости, заложенной в наши отношения.
Премьер-министр Индии Нарендра Моди на фоне ЗРК С-400 выступает перед военнослужащими военно-воздушной базы Адампур . 13 мая 2025 года
Министерство обороны Индии одобрило заказ на 288 ракет для российских зенитно-ракетных комплексов С-400Нью-Дели одобрил приобретение большой партии ракет для российского ЗРК С-400, пишет MWM. Эти боеприпасы считаются самыми дальнобойными из всех, что Россия когда-либо поставляла на экспорт. Развертывание комплексов С-400, признанных самыми эффективными в мире, придало Индии небывалую силу и полностью изменило правила игры, отмечают военные.

Война с нефтяными танкерами и повышение ставок

Подход Трампа к России в последние месяцы все больше напоминает о “финишной прямой”. Она характеризуется как беспрецедентными жестами примирения (обещанными экономическим сотрудничеством и возвращением в западное сообщество наций), так и экономическим и военным давлением на нефтяные доходы. Начиная с января мы наблюдаем захват и преследование судов “теневого флота” и подсанкционных нефтяных танкеров в международных водах от Атлантики до Индийского океана — с участием Франции, Великобритании, самой Украины и растущего числа стран. В настоящее время ЕС рассматривает вопрос о полном запрете европейским компаниям предоставлять морские услуги судам с российской нефтью.
Такие меры постепенно увеличивают риски военно-морской конфронтации между российскими и западными вооруженными силами. Действия Запада уже принесли свои плоды и сократили нефтяные доходы России за последние месяцы. В этом контексте довод, что Индии просто необходимо утвердить свою стратегическую автономию и продолжать закупать большие объемы российской нефти (с учетом растущих скидок), попросту не учитывает обострения текущих международных тенденций. Не учитывает он и важности долгосрочных связей с ЕС и США. В то же время опасения по поводу чрезмерного сближения с США совершенно реальны и законны.
Возможно, с этим связано то, что 6 февраля индийская береговая охрана захватила три “теневых” танкера, предположительно связанных с Ираном. Это был серьезный шаг, который мог ознаменовать вступление Индии в глобальную борьбу с “теневыми флотами”, действующих вне норм порядка на основе правил. Сама береговая охрана назвала это “укреплением международного порядка на основе правил” и “вкладом Индии в региональную безопасность”. Эти шаги во многих отношениях беспрецедентны и подчеркивают, что привычный порядок дел нарушен. В конце концов, Россия сама пыталась соблазнить Трампа сотрудничеством и инвестициями в энергетику и добычу важнейших полезных ископаемых и даже предлагала вернуться к долларовой системе расчетов.
Вместе с тем над этим вырисовываются и контуры будущего. Все конфликты рано или поздно заканчиваются, и есть явная перспектива, что Россия установит мир и сосредоточится на восстановлении экономики, росте и внутренней стабильности. Индия понадобится ей для инвестиций и рабочей силы, а также как партнер в различных международных организациях. Связи в области ВПК и энергетики по-прежнему таят в себе огромный потенциал, особенно в мире, где между Россией и Западом сохраняются принципиальные разногласия.
Со стороны России было бы опрометчиво, погнавшись за относительно скромной прибылью, настоять на импорте “подсанкционной” нефти Индией, у которой нет к тому особого желания, и тем осложнить дальнейшее укрепление экономического и оборонного партнерства.
Совсем недавно Китай прекратил импорт российской электроэнергии по экономическим причинам. Учитывая, что недавние нефтяные решения Индии сами по себе носят сугубо экономический характер, со стороны России будет несколько странно сворачивать связи с Индией, а не с более близким стратегическим партнером на юге.

Неминуемые потери? Не обязательно

Индийско-российские отношения устойчивее и пластичнее, чем предполагают пессимистичные оценки. Российские эксперты и официальные лица, будучи образцовыми дипломатами, нередко демонстрируют больше понимания неизбежных ограничений во внешней политике Индии, чем доброжелатели с нашей собственной стороны. Опасаясь ухудшения отношений с Россией, Индия само того не желая, дает понять, что коммерческие соглашения с Москвой были скорее обязательствами, чем свободными сделками. Как ни парадоксально, это противоречит самому понятию “стратегической автономии”.
Сфера российско-индийских связей выходит далеко за рамки нефти и никогда не ограничивалась отдельными событиями и разрозненными эпизодами. Кроме того, за последние несколько лет мировая политика значительно изменилась. Это, несомненно, создало новые препоны и вызовы стремлению Индии к “стратегической автономии”. То, насколько Индии трудно избыть зависимость от ключевых полезных ископаемых из Китая, — лишь один из примеров новых проблем, которые сложившиеся структуры не хотят признавать. Пожалуй, еще одна проблема — чересчур четкая политическая манера Трампа. Стратегическая автономия, несомненно, нуждалась в некоторой корректировке — как и индийско-российские отношения за последние годы. В конце концов, текущие перемены потребовали большей гибкости, чем допускают доктрины, сложившиеся со времен окончания холодной войны.
Сидхартх Раймедхи — научный сотрудник Совета по стратегическим и оборонным исследованиям в Нью-Дели
 
Популярные комментарии
м
макс
13
Забияка, хрюкнул?! Молодец! А теперь скушай жёлудь и дуй назад в свой свинарник! :))))