Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Европу ждет инфляция, рост процентных ставок, перебои с энергией и отсутствие реальных вариантов, как со всем этим справиться, пишет Oil Price. Главная задача — пережить зиму и не допустить свержения власти. В этом ЕС поможет потолок цен на американский СПГ.
Ирина Слав (Irina Slav)
Налоги на непредвиденные доходы, нормирование электроэнергии и потолок цен на газ — вот основные меры Европейского союза в борьбе с нехваткой энергии, достигшей невиданных масштабов. Блоку удалось заполнить свои газовые хранилища выше запланированных уровней досрочно — и это, пожалуй, единственная хорошая новость в этом году. Кроме того, ЕС удалось (добровольно и не очень) сократить долю российского газа с 41% до 9%.
Однако блок заплатил за это высокую цену — и продолжает платить: дорогостоящий импорт СПГ привел к удорожанию выработки электричества и уронил конкурентоспособность производств с использованием газа. Поскольку энергетическая инфляция никак не утихнет, вопрос стоит так: принял ли ЕС все меры, чтобы пережить зиму без особых страданий, или нет?
"Энергетический кризис в Европе еще в самом разгаре, ведь рост оптовых цен только начал сказываться на счетах фирм и домохозяйств, — сообщил газете Financial Times специалист бельгийского аналитического центра "Брейгель" Симоне Тальяпьетра (Simone Tagliapietra). — В дальнейшем затраты для экономики вырастут еще сильнее".
Европейские правительства лихорадочно ищут способы, как унять боль, пока она не стала нестерпимой. Президент Франции Эммануэль Макрон посоветовал французским предприятиям не заключать новых энергетических контрактов по "безумным ценам". Он пообещал, что правительство обуздает энергетическую инфляцию, однако французский бизнес настроен скептически.
Некоторые члены ЕС считают, что предложенных мер не хватит, чтобы преодолеть кризис, сообщает Financial Times. Однако их призывы к решительным мерам усугубляют риск общественных потрясений, а это последнее, чего европейские правительства хотели бы в зиму неизбежной рецессии.
"Собравшиеся за столом явно считают, что принятых мер недостаточно, и что нужно сделать больше, — приводит газета слова одного неназванного европейского дипломата. — Мы не хотим, чтобы цены на энергоносители вызвали нестабильность в государствах-членах — это будет верный путь к катастрофе".
Судя по всему, сторонники более решительных действий предлагают установить потолок на весь импорт газа в ЕС, хотя Европейская комиссия ранее предостерегала от этого шага, подчеркивая, что перебои с поставками могут усугубиться. Иными словами, торговцы могут попросту отказаться продавать газ по фиксированной цене.
И покуда политики ломают голову, что делать дальше, протесты уже вспыхнули. Десятки тысяч чехов высыпали на улицы, виня правительство в ошибочной внешней политике и непомерных счетах за электричество.
А еще раньше в сентябре запротестовали немцы. Хотя их демонстрации оказались не столь масштабны, как в Чехии, правительствам все же следует действовать крайне осторожно, чтобы не перегнуть палку в борьбе с кризисом.
Франции удалось избежать крупных протестов, но она потратила миллиарды на потолок цен на энергоносители для домохозяйств и предприятий. Часть этих расходов страна рассчитывает компенсировать за счет налога на сверхдоходы для производителей энергии. Однако парижская казна отнюдь не бездонна, и мало кто надеется, что кризис закончится до зимы 2023 года.
На самом деле рецессия в Европе практически неизбежна. Президент Всемирного банка Дэвид Малпасс (David Malpass) оценил в сентябре, что вероятность стагфляции в Европе возросла — как и риск рецессии.
Малпасс отметил сочетание высоких процентных ставок, жесткой инфляции и замедленного роста, назвав их элементами "идеального шторма", охватившего континент и бóльшую часть мира.
Экономист и президент Королевского колледжа в Кембридже Мохамед эль-Эриан (Mohamed El-Erian) согласен, что из-за отсутствия четкого плана, как решить ударивший по Европе кризис предложения, рецессия практически неизбежна.
Опросы деловых кругов в начале сентября показали, что еврозона почти наверняка скатится к рецессии, сообщило агентство Reuters, отметив рекордно высокую августовскую инфляцию в 9,1% и мрачные перспективы экономической активности.
Таким образом Европу ждет идеальный шторм инфляции, роста процентных ставок, перебоев с энергией и отсутствие реальных вариантов, как со всем этим бороться. Забот полон рот, и справиться Европе явно будет непросто. И если насущная задача — пережить зиму и не допустить свержения власти, то проблема более серьезная в том, что конца кризису не видно.
Большинство экспертов считают, что кризис продлится несколько лет, и рыночные данные это подтверждают. Так, компания Rystad Energy недавно спрогнозировала Европе трехлетний дефицит газа с 2023 по 2025 год из-за намерения континента полностью отказаться от поставок российского газа.
Тем временем американские газовики были бы рады нарастить добычу в ответ на кризис, но сами оказались под давлением инфляции. Более того, рекордный экспорт СПГ толкает вверх местные цены, и это не радует самих американцев. Поэтому лучшее, что может сделать ЕС, — это ввести потолок цен и на американский СПГ тоже.