Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Полностью отвергать УПЦ, считая ее подсадной уткой российской ФСБ, — не просто нетерпимость, а намеренная слепота, считает автор статьи в NR. Американские СМИ грешат этим особенно, тем самым косвенно подтверждая, что Москва защищает верующих на законных основаниях.
Я понимаю, что людям могут быть не по нраву нападки Такера Карлсона на Зеленского. Но мне трудно смириться с тем, как мой коллега Ноа Ротман (автор статей для National Review – Прим. ИноСМИ) защищает Майка Пенса и все украинское правительство в придачу.
Такер Карлсон поинтересовался у побывавшего недавно на Украине Майка Пенса, обсуждал ли он с принимающей стороной гонения на Украинскую православную церковь — закрытие сотен зданий, изгнание монахов из одной из величайших православных святынь и другие гнусности. Майк Пенс ответил, что пообщался с религиозным лидером в Киеве, и тот заверил его, что ничего из этого не происходит.
В этом вся суть его ответа. В ролике он говорит открытым текстом: "Я переговорил с одним парнем".
Ротман защищает Пенса, а Карлсона таким образом обвиняет в распространении пропаганды и антисемитизме— с его слов, выходит, что Зеленский ополчился на христиан. Вся "защита" Ротмана сводится к тому, что это действительно происходит, только это хорошо и правильно. По словам Ротмана, украинское правительство стремится всего лишь "ограничить влияние Русской православной церкви и Патриарха Кирилла, чтобы не дать им расшатать страну изнутри".
Ротман перечисляет целый ряд "подрывных действий" духовенства УПЦ и верующих. Одна церковь рекламировала прихожанам проповеди Патриарха Кирилла. Другие собирали средства. В третьих люди пели псалмы. Наконец, он отмечает, что прихожане УПЦ составляют меньшинство среди украинских христиан. Ну и что с того? Если люди нарушают законы, их следует судить за содеянное. Не можем же мы просто ловить их единоверцев всех подряд. Но, как ни поразительно, нам предлагают принять на Украине идею групповой религиозной вины на том лишь основании, что разделение церкви и государства этой части мира якобы чуждо. "Его не соблюдает ни государство, ни церковь", — пишет Ротман. Таким образом, это не религиозное преследование в чистейшем виде, а всего лишь политическая операция и попытка извлечь выгоду из правового подавления давно сложившейся религиозной общины, целостной и обособленной.
Хотя все видно невооруженным взглядом. Ротман забыл упомянуть, что многие из оставшихся прихожан УПЦ, выступивших против раскола 2019 года, пытались отделиться от русского патриарха, поддержавшего спецоперацию на Украине, а в марте 2022 года даже попытались провозгласить автокефалию. В силу особенностей православного богословия они не могут осуществить это в одностороннем порядке: их обособленность от РПЦ должен признать Константинопольский патриарх. Кроме того, УПЦ ведет гуманитарную работу на протяжении всего конфликта, и Зеленский поначалу даже хвалил их иерархов. Предстоятель УПЦ Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий недвусмысленно осудил конфликт в день его начала. Вскоре после этого УПЦ провела поместный собор для дальнейшего укрепления самоуправления. Так, на соборе было решено, что церковь прекратит поминание имени Патриарха Московского Кирилла в литургии — это общепринятая часть молитв всех поместных православных церквей. По мнению верующих, это уже немалые уступки политической реальности. Полностью отвергать эту церковь, считая ее вслед за многими подсадными утками российской ФСБ, — не просто нетерпимость, но и намеренная слепота.
Причем, особенно этим грешит американская пресса. Терри Маттингли с сайта GetReligion осветил вопиющие недостатки в освещении этой темы на страницах The New York Times — от фактических неточностей до вводящих в заблуждение характеристик. Маттингли также приводит полезный исторический обзор политических и канонических расколов, выпавших на долю украинских православных.
Признав, вопреки всем многочисленным доказательствам, что души УПЦ (а это от 6 до 12% всего украинского населения) принадлежат Москве, Ротман и другие в итоге льют воду на мельницу Патриарха Кирилла и Путина. Я считаю, что тем самым они косвенно подтверждают их точку зрения, что эти люди духовно и политически принадлежат Москве, стирая их украинское самосознание. А из этого, в свою очередь, что Москва "защищает" их на законных основаниях.
Я, признаться, вообще не вижу в этом вопросе особой сложности. Те несправедливости, что украинское правительство вытворяет с УПЦ, — не что иное, как коллективное преследование. Апологеты могут объяснить это националистическим ражем, который меркнет в сравнении с преступлениями, которые якобы совершает российская армия. Допустим. Но США не поддерживают российскую армию и не платят за нее. Зато мы защищаем Украину как оплот свободы и финансируем их правительство. А это, в свою очередь, требует прозрачности и высоких этических стандартов. Я-то думал, украинофилы любят нравственную ясность, а моральный релятивизм им, наоборот, претит…
Комментарии читателей:
Robert F Cicero
Неужели тут собрались одни сторонники неприкрытых религиозных гонений? Умопомрачительно, просто умопомрачительно.
BigE
Они вам на это скажут, что, мол, на войне все средства хороши, а США якобы не властны над своей марионеткой Зеленским. Некоторые вас назовут даже путинистом и напомнят, что они борются с тиранией, — забывая, что именно ею Зеленский и занимается.
Thomas M Gregg
Никакое это не религиозное преследование — это же очевидно. Пророссийские симпатии не имеют никакого отношения к религии. Это мятеж и измена.
Robert F Cicero
Том, подумайте вот о чем: сначала они пришли за православными… Кто будет следующий? Но то, как открыто вы поддерживаете фашизм, не может не впечатлять. Удивительная откровенность.
Eve Gerber
Я не знаю всей подноготной православных церквей и не слежу за перипетиями их взаимоотношений, но не могу не отметить, что Украина — страна не свободная и не демократическая, а ее правительство проворачивает всякие мерзости и занимается неприглядными делишками.
Earl Furman
Хороший урок — правительство не должно лезть в дела церковные.
Vonz90
Вы упускаете из виду главное. Мы поддерживаем Украину, потому что это в наших интересах. Они ведут боевые действия против экспансии со стороны вражеского для нас режима. Очевидно, что мы автоматически запишем их в "хорошие" и будем всячески их выгораживать. Все остальное — показуха.
GB101
А монахи и монашки украинским властям что сделали, чтобы их арестовывать?
Ryan B
Да нет никаких высоких моральных стандартов.
Мы поддерживаем Украину, потому что она противостоит России и ослабляет ее.Правительство вкручивает нам про "демократию", но – как это было в Ираке, Афганистане, Вьетнаме, Корее и так далее вся соль в том, чтобы ослабить наших врагов.
И вовсе украинцы не "хорошие". Просто для нас они лучше русских.
K Motamed
Майкл упускает из виду контекст: Украина оказалась перед серьезной экзистенциальной угрозой. А в 1942 году США фактически на ровном месте отправили десятки тысяч граждан японского происхождения в лагеря для интернированных. Это вам для перспективы.
LysanderMcgrath
И разве это не считается ошибкой и вопиющим нарушением прав человека?
PeatSmokeIsBest
Я из Шотландии. И я не хочу, чтобы Россия проиграла, потому что Россия — оплот против глобализма. Все это война глобалистов за свое дело. Ни Украина, ни ее народ не имеют в их расчетах вообще никакого значения.
Tantalus2001
Разве антиглобалисты не опоздали веков этак на пять?