После осуществленной американцами собственными силами операции по поимке и уничтожению Осамы бин Ладена отношения между Пакистаном и США ухудшились. Инцидент от 26 ноября, когда в результате нападения с воздуха у границы с Афганистаном  по ошибке было убито 24 и ранено 13 пакистанских солдат, вызвал полный кризис в отношениях. Пакистан моментально перекрыл важные для американцев пути транзита невоенных грузов, заставив вернуться находившихся в то время на пограничных пунктах 40 перевозчиков горючего и контейнеров.

Каким путем?

В принудительной дружбе с пакистанцами для американцев никогда не было ничего хорошего, она всегда стоила огромных денег, которые направлялись на различные проекты помощи и поддержки. Через пакистанский порт Карачи проходит самый короткий путь для снабжения воюющих в Афганистане вооруженных сил США. Еще в 2009 году, как сообщает газета The Christian Science Monitor (CSM), 90% предназначенных для американцев невоенных грузов поставлялось через Пакистан. Однако, как отмечает американский Институт Европы, уже в 2006 году Пентагон искал другие возможные пути доставки грузов. В итоге в феврале 2009 года была введена Северная сеть снабжения с начальным пунктом в Рижском порту, есть также альтернативный вариант по Черному морю через Грузию.

Еще по теме: Новые пути транзита НАТО в Афганистан

Через Ригу вначале транспортировалась примерно третья часть необходимого для Афганистана невоенного снабжения – столько же, сколько и через Карачи. Оставшаяся часть (в основном, военные грузы) доставлялась по воздуху. Однако постепенно поток контейнеров через Ригу достиг примерно 40% всех невоенных поставок, и можно думать, что с кризисом в отношениях США и Пакистана этот объем быстро возрастет.



И в рамках Северной сети снабжения транзитные маршруты нужно диверсифицировать. Институт Европы анализирует, что Северный путь через Ригу и Россию проходит или через Казахстан и Узбекистан, или в обход Узбекистана через Киргизию и Таджикистан. При втором варианте минусом являются плохие таджикские дороги. В свою очередь, второе ответвление Северной сети снабжения, или Южный путь через Грузию в обход России, - это способ диверсификации транзита. Этот маршрут короче Северного пути, но в то же время и дороже, поскольку контейнеры надо перегружать с паромов на поезда и наоборот. CSM полагает, что Северная сеть снабжения в любом случае примерно наполовину дешевле авиаперевозок в Афганистан, которые обходятся в 14 тысяч долларов за тонну.

Читайте еще: Россия грозит свести на нет войну НАТО в Афганистане


Разного рода польза

После обостренной реакции Пакистана на роль Северной сети снабжения указывают американские комментаторы и аналитики стратегии. Так, CSM сообщает, что до конца этого года Пентагон планирует транспортировать по Северной сети снабжения 75% всех грузов для Афганистана. Различные должностные лица говорят об этом уклончиво.

Посольство США в Латвии комментирует нынешнюю ситуацию только, как «большую вероятность» того, что оборот грузов увеличится. В свою очередь, директор департамента планирования и руководства проектами Рижского порта Владимир Макаров сказал, что такие данные они даже не пытаются анализировать. «Пока заметен рост интенсивности в движении судов, но говорить, что это именно из-за НАТО, я бы не спешил», - отметил Макаров. По его словам, самая большая польза от прироста грузов НАТО будет не столько коммерческая, сколько стратегическая: «В общем потоке грузов через Рижский порт у невоенных грузов сравнительно небольшой удельный вес. Сыграли ли именно эти грузы большую роль в приросте контейнерных перевозок на 20% в последние время, сказать трудно. Главная выгода от этих грузов политическая. Поскольку мы можем сказать американским владельцам грузов, что Рижский порт надежный, и здесь происходит перевалка невоенных грузов НАТО. За все это время, насколько мне известно, пропал только один контейнер. Это высокий уровень безопасности. Вместе с этим здесь появляются также направленные производителями США контейнерные грузы. Сотрудничество с НАТО важно с политической точки зрения на уровне государств, но самая большая выгода порта именно в этом».

Для участвующих в транзите конкретных перевозчиков, и также для латвийского государства, которое взимает налоги, определенно выгодой станут и дополнительно примерно 100 миллионов долларов, которые теперь за счет Пакистана будут распределены между участниками Северной сети снабжения.