На самом деле, вопрос, содержащийся в заголовке статьи, всего лишь один из многих возможных. Он мог бы звучать и так: «Должна ли Барселона принять проект Эрмитажа в том виде, в каком он был предложен?». Или, может быть, так: «Станет ли Барселона частью петербургской франшизы?». Можно сформулировать его иначе: «Может ли застывшая в культурном плане Барселона отказать такому престижному всемирно известному музею как Эрмитаж?»

Спустя семь лет после того, как частные инвесторы проявили интерес к открытию филиала петербургского Эрмитажа в Барселоне, директор музея Михаил Пиотровский намекнул, что срок действия предложения вот-вот истечет. В заявлении, опубликованном 1 декабря в газете «Вангуардия», он дал понять, что, в случае отказа Барселоны, в качестве площадки будут рассмотрены другие города. В близких к проекту СМИ пишут, что несколько городов уже вызвались разместить у себя музей.

Однако инициатива вызывает определенные сомнения в муниципальном правительстве Барселоны. В ближайшее время должна состояться официальная встреча представителей правительства Барселоны и руководителей проекта. Проект возглавляет председатель Совета музея «Эрмитаж-Барселона» архитектор Эухенио Пальярес и его вице-президент Жауме Сабатер, заместитель председателя швейцарско-люксембургского инвестиционного фонда Varia, которому принадлежит контрольный пакет проекта в размере 80% (миноритарным акционером является компания Cultural Development Barcelona).

В совет директоров также входят советник Ксавье Колл, российский бизнесмен Валерий Ярославский и Буэнавентура Руперти, партнер консалтингового агентства по корпоративным финансам Ineo Corporate.

В течение нескольких лет будущее проекта было туманно, что не вызывало симпатии у горожан. Отчасти сложившуюся ситуацию можно объяснить отсутствием открытого диалога. Тем не менее, в последние месяцы стороны пролили свет на всех волнующую тему.

С другой стороны, выбранное место, участок порта, расположенный рядом с отелем W, не совсем устраивает муниципальных чиновников. Их не устраивает его труднодоступность — выбранное место находится в 20 минутах от ближайшей станции метро — и то, что для филиала будет выстроено абсолютно новое здание по проекту архитектора Тойо Ито.

Дело в том, что в том же самом порту уже есть здание, которое также было построено для определенной цели, кинотеатр IMAX. Сейчас оно пустует, вызывая тем самым головную боль у местных властей. Также в Барселоне построен комплекс, ранее размещавший кинотеатры Cinesa Maremagnum, который тоже теперь не используется. Поэтому городской совет Барселоны предпочел бы, чтобы проект русского музея рассматривал использование свободного, уже построенного задания, находящегося в государственной собственности. Порт Барселоны одобрил позицию правительства.

Нельзя исключать и вероятность того, что Эрмитаж не приживется в Барселоне и в конечном счете закроется. В одном из интервью Пиотровский признался, что «в некоторых городах филиалы существовали семь лет, но тем не менее их пришлось закрыть из-за нехватки ресурсов, потому как культурная сфера — это очень подвижная система, гибкая и непостоянная, и, словно спутники, она может менять орбиту».

Но именно эту особенность, гибкость культурной сферы и ее тягу к переменам, и должна использовать Барселона, чтобы не упустить такую возможность, не забыв при этом добиться от российской стороны максимальных гарантий долгосрочности и стабильности отношений.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.