Стремительное падение цен на энегоресурсы негативно сказалось и на экономике Азербайджана. Из-за подешевевшей нефти страна недосчиталась миллиардов долларов, что отразилось на бюджете страны и курсе национальной валюты. И пока Министерство финансов изыскивает возможности сокращения расходов, а Министерство экономики ломает голову над вариантами экспортных ресурсов, «Азербайджанские железные дороги» уже реализуют новые маршруты транзита иностранных грузов через нашу страну.

Этот Великий и Млечный путь

Выгодное географическое положение Азербайджана еще в средние века превратило страну в транспортный хаб, где пересекались торговые пути с Запада на Восток и с Севера на Юг. Расположенные на торговых путях азербайджанские города процветали, а в их караван-сараях одновременно останавливались тысячи купцов со всех концов света.

Однако открытие новых морских путей из Европы в Индию и Китай снизило актуальность Великого Шелкового пути и привело к подрыву экономических устоев Сефевидской империи, занимавшей территорию нынешнего Азербайджана. Потеряв популярные торговые пути, азербайджанские города пришли в упадок, а азербайджанские земли на протяжении еще нескольких веков не могли объединиться в единое и сильное государство.

Сегодня мир изменился, и теперь уже внезапный конец нефтяной эры угрожает привести в упадок азербайджанскую экономику. Однако именно торговые пути, которые несколько веков назад способствовали упадку Азербайджана, сегодня могут вернуть ему экономическое благополучие.

Сейчас через территорию Азербайджана проходят два самых крупных железнодорожных маршрута континента — Север-Юг и Запад-Восток. Эти коридоры могут обеспечить Азербайджану транзит миллионов тонн грузов и миллиарды долларов прибыли.

Haqqin.az уже писал о том, что Азербайджан рассчитывает реализовать транзит грузов через свою территорию из иранской Астары в Россию, не дожидаясь полного запуска коридора Север-Юг. Даже без учета строительства участка железной дороги Решт — Астара наша страна может добиться переброски нескольких миллионов тонн российских грузов в Иран. Сегодня для этого необходимо достроить всего лишь 8-километровый участок дороги и один железнодорожный мост.

Из Индии в Хельсинки за две недели

На недавнем заседании Кабинета министров страны президент  Ильхам Алиев особо выделил важность налаживания транзита грузоперевозок через Азербайджан и анонсировал завершение введения в строй железнодорожного участка на границе с Ираном уже в этом году.

«Там остается восемь километров. В этом году данный участок должен быть построен. С Ираном уже проведены переговоры, значение этой дороги велико. Это превратит Азербайджан в очень важного партнера коридора Север-Юг. Таким образом, все дороги — Восток-Запад и Север-Юг — будут проходить через Азербайджан. Это обеспечит наши политические, экономические интересы. Поэтому, еще раз хочу сказать, в этом году поскорее должен быть построен, по меньшей мере, тот самый 8-километровый участок», — отметил президент Ильхам Алиев.

Однако для полного запуска транспортного коридора Север-Юг необходимо достроить железнодорожную линию Астара — Решт — Казвин на территории Ирана. И, в принципе, прокладка участка между Рештом и Казвином близится к завершению, и теперь все упирается в строительство 153-километрового участка Астара — Решт.

В интервью телеканалу ANS возглавляющий ЗАО «Азербайджанские железные дороги» (АЖД) Джавид Гурбанов отметил, что этот участок прокладываемого пути, даже с учетом финансовых и географических сложностей, может быть достроен до 2019 года.

Общая стоимость строительства линии Астара — Решт составляет полтора миллиарда долларов. Иранская сторона, по словам председателя ЗАО, берет на себя все расходы по скупке земель под железнодорожную инфраструктуру и другие предусмотренные проектом расходы.

Но требуемые на сам процесс строительства 400 миллионов долларов иранская сторона предлагает изыскать при содействии Азербайджана, то есть Баку не станет выделять на это деньги, а лишь поможет найти кредит под финансовые обязательства официального Тегерана на основе переговоров с Министерством экономики. Если удастся в ближайшее время решить финансовые и технические проблемы и иранский участок дороги будет построен, можно будет говорить о запуске международного коридора Север-Юг.

Коридор Север-Юг, берущий начало в Индии и доходящий до Хельсинки, является одним из наиболее важных для Азербайджана маршрутов. Север-Юг соединит Северную Европу с Юго-Восточной Азией и свяжет, к тому же, железные дороги Ирана, Азербайджана и России.

Это достаточно длинный путь — примерно пять тысяч километров, проходящий, в том числе, и через территорию Азербайджана. Ежегодный транзит грузов из Ирана в Россию через Азербайджан может достичь 10 миллионов тонн. А этот же показатель сообщения между Европой и Индией равен почти 25 миллионам тонн.

Сегодня большая часть этих грузов переправляется морем, что затягивает период доставки до 45-60 дней. С запуском коридора Север-Юг через Азербайджан время доставки будет сокращено до 14-20 дней, то есть в 2-3 раза.

Азербайджан выводит Украину из блокады

Между тем руководство «Азербайджанских железных дорог» не собирается ждать полного запуска маршрута Север-Юг и, помимо организации транзита российских грузов в иранскую Астару, вплотную занялось транзитом иранских грузов в Грузию, откуда они дальше пойдут в Европу.

В своем интервью глава АЖД Джавид Гурбанов подтвердил, что уже подписан контракт по транспортировке паромами первых 50 тысяч тонн зерна из иранского порта Амирабад в азербайджанский Алят, откуда по железной дороге этот груз будет доставлен в Грузию, а затем в Европу.

Значительные изменения за последние несколько месяцев произошли и на Транскаспийском международном транспортном маршруте (ТМТМ). Это направление связывает Китай и Европу, пролегая через территории Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции.

Первый тестовый контейнерный поезд, проследовавший по маршруту Шихэцзы (Китай) — Достик — Актау — Алят, прибыл в Бакинский международный морской торговый порт 3 августа 2015 года.

Учитывая напряженные отношения с Россией и трудности в связи с этим транзита своих грузов через территорию РФ, к Транскаспийскому маршруту присоединилась и Украина. Киев предложил своим грузоперевозчикам воспользоваться Транскаспийским международным транспортным маршрутом для перевозки товаров и материалов в Центральную Азию в обход России, в связи с чем 15 января из Ильичевска (Одесская область) по маршруту Украина — Грузия — Азербайджан — Казахстан — Китай (через Черное море и Каспий) отправился в тестовый рейс контейнерный состав. Присоединение Украины к этому маршруту приветствовал и губернатор Одесской области Михаил Саакашвили, который назвал новый маршрут уникальным.

«Мы запускаем этот уникальный по своему содержанию проект. Я обсуждал его еще в 2014 году с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, а потом с президентом Украины Петром Порошенко. Мы сразу поверили в его успех. Никто не верил, но мы в него поверили», — сказал Михаил Саакашвили, выступая перед журналистами на презентации маршрута в Ильичевске.

В Баку за день до этого Азербайджан, Казахстан, Грузия и Украина подписали протокол об установлении конкурентоспособных льготных тарифов на грузоперевозки по Транскаспийскому международному транспортному маршруту.

Свою подпись под протоколом поставили глава ЗАО «Азербайджанские железные дороги» Джавид Гурбанов, а также главы Казахстанской железной дороги Аскар Мамин, Грузинской железной дороги Мамука Бахтадзе и исполняющий обязанности председателя правления АО «Украинская железная дорога» Александр Завгородний. Отдельный двусторонний протокол подписали также Азербайджан и Грузия.

Украина была вынуждена присоединиться к Транскаспийскому маршруту из-за новых правил транзита украинских грузов через российскую территорию. Фактически введение нового режима привело к полному прекращению транзита украинских грузов через Россию.

Однако теперь Украина обретет полную транспортную независимость от России, а Азербайджан получит транзит миллионов тонн украинских грузов через свою территорию. Пока точно нельзя сказать, о каком объеме грузов идет речь, но исполняющий обязанности председателя правления АО «Украинская железная дорога» Александр Завгородний в беседе с журналистами подчеркнул, что его страна планирует перевозить по Транскаспийскому маршруту через Азербайджан в Центральную Азию до 10 млн тонн грузов ежегодно.

Все страны-участницы, а теперь и Украина, возлагают на новый маршрут большие надежды, высоко оценивая его перспективы. По расчетам специалистов «Азербайджанских железных дорог», по новому маршруту смогут проходить до восьми поездов в месяц, или почти 100 за год. Предполагается, что потенциал маршрута позволит до 2020 года перевезти порядка 300-400 тысяч контейнеров, что только Азербайджану обеспечит доход от транзитных перевозок в 600-700 млн долларов. По мере же возрастания объема перевозок транзит на этом маршруте может в перспективе давать стране и 1 миллиард долларов.

А из Бандар-Аббаса в Батуми за неделю

Транскаспийский маршрут может стать конкурентом разрабатываемого Китаем и Россией собственного Шелкового пути в Европу, из-за чего в Москве крайне ревностно относятся к попыткам Китая и постсоветских стран пустить грузы в обход ее территории.

В интервью одному из российских изданий экономический эксперт Артем Деев отметил, что Китай не хочет подвергать себя рискам сокращения торговых потоков из-за геополитической обстановки, сложившейся вокруг российского партнера и разрыва торговых отношений с Украиной и Турцией.

КНР живет исключительно на доходы от экспорта товара, и Пекин во всем придерживается принципа получения максимальной выгоды, прежде всего для себя, поддерживая нейтралитет в любых экономических и политических конфликтах.

Вместе с тем российские политики и эксперты, удивленные успехом нового маршрута грузопотоков — через Азербайджан, всячески пытаются принизить его значимость, заявляя, что очень скоро он потеряет свою актуальность из-за более выгодных тарифов на транзите грузов через российскую территорию.

Однако пока идут политические и экономические споры вокруг правомерности решения Азербайджана взять на себя весь транзит украинских грузов в Центральную Азию и Китай, Джавид Гурбанов анонсировал создание нового транспортного коридора и нового бренда — Юг-Запад. Эту идею глава АЖД озвучил в прошлый вторник на прошедшем в Баку заседании международного форума-диалога «Международный транспортный коридор Север-Юг: новые направления, развитие и перспективы».

«Это новый логистический продукт, который мы предлагаем для обсуждения в рамках данного форума руководителям соответствующих структур. Наша экспертная группа изучила перспективы и пути развития данного маршрута и подготовила тарифы на перевозку грузов. Надеемся, что наше предложение будет принято в ходе обсуждений», — отметил Дж.Гурбанов.

Глава АЖД считает, что предлагаемый транспортный коридор обеспечит более эффективную с экономической точки зрения доставку транзитных грузов из портов Индийского океана и из Бандар-Хомейни и Бандар-Аббаса в Персидском заливе по железной дороге через Иран, Азербайджан и Грузию в черноморские порты и обратно. Дж.Гурбанов отметил, что с учетом существующей инфраструктуры перевозка грузов из порта Бандар-Аббас в Поти и Батуми на Черном море станет возможна за 7 дней, а из порта Мумбаи в Индийском океане — за 14 дней.

Наше резюме

Маршруты Север-Юг, Восток-Запад, а теперь еще и Юг-Запад способны уже в ближайшее время превратить Азербайджан в самый развитый транспортный хаб континента. Наша страна может вновь вернуть себе утраченные много веков назад торговые пути, и если раньше объем грузов через азербайджанские земли исчислялся тысячами верблюдов, то сегодня речь идет о десятках миллионов тонн.

Транзит каждой тонны грузов обходится в среднем в 30 долларов. Простейшие расчеты показывают, что прибыль от транзита грузов из Китая в Европу, из России в Иран и из Индии в Европу через свою территорию для Азербайджана составит миллиарды долларов. Это именно те миллиарды, которых Азербайджан не досчитался из-за падения цен на нефть.

На смену нефтяной трубе, приносившей стране валюту, придут железнодорожные составы. И главное сегодня — не дать им пройти в обход Азербайджана. Во второй раз за свою историю утратить торговые пути мы себе позволить не можем.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.