Дональд Трамп объявил, что намерен в первый день своего правления вывести США из Транстихоокеанского партнерства (ТТП). В прошлом году, когда переговоры по ТТП подходили к концу, Обама с волнением сказал, что не может позволить такой стране, как Китай, определять международные правила торговли, ТТП само по себе считается образцом соглашения о свободной торговле для следующих поколений, а также ключевым элементом стратегии перебалансирования Обамы. Это решение Трампа означает, что самое большое дипломатическое наследие Обамы будет выброшено.

Нельзя не отметить, что ТТП имеет сильное стратегическое направление, это многостороннее соглашение о свободной торговле, в процессе обсуждения ТПП, министр обороны США Эштон Картер много раз выражал озабоченность, из чего можно увидеть, что ТТП стало ключевым звеном стратегии перебалансировки АТР США.

Однако ТТП также имеет слабые места, с экономической точки зрения, ТТП, представляющее собой будущие правила свободной торговли, неожиданно исключает крупнейшую в мире торговую страну. Из опыта глобальных многосторонних торговых переговоров, необходимо постоянно поглощать крупные торговые государства. Рассматривая уровень экономического развития, принципы ТТП очень трудно согласовать с уровнем экономического развития стран-членов, требования безопасности превышают экономические требования. Наконец, ТТП пострадало от самых жестких движений антиглобалистов и противников свободной торговли.

В действительности, после нескольких лет «переваривания», Китай уже адаптировался к ударам ТТП. После прихода Трампа к власти, ТТП может быть заморожено на определенный срок, по меньшей мере на два года. Несмотря на то, что парламент Японии принял ТТП, без участия США соглашение потеряет «хребет». Премьер-министр Японии Синдзо Абэ 21 ноября сказал, что «без участия США ТТП становится бессмысленным».

Что касается АТР, необходимо найти новые механизмы и импульсы для продвижения развития свободной торговли. В настоящее время Китай и страны Восточной Азии ведут переговоры о Всестороннем региональном экономическом партнерстве (RCEP) и Свободной экономической зоне Азиатско-Тихоокеанского региона (FTAAP), которые являются альтернативами для ТТП.

С этой точки зрения, после ТТП, страны АТР должны заново пересмотреть и сделать выбор — какие рамки для свободной торговли необходимо построить? Китай должен присоединиться к странам-партнерам, ускорить строительство Всестороннего регионального экономического партнерства (RCEP), как можно скорее заложить основу для зоны свободной торговли АТР, после чего, с использованием этого в качестве отправной точки, будет изучаться строительство более широкой зоны свободной торговли АТР.

В будущем зона свободной торговли обязательно должна включать две экономические державы — Китай и США, а также вместить Японию и другие торговые страны Восточной Азии, сфокусироваться на новом распределении торгового пространства АТР. Если не включить США — самый главный потребительский рынок, в торговой цепочке произойдет серьезная нехватка, так как страны АТР не могут предоставить настолько огромный потребительский рынок.

В эпоху «после ТТП», Китай получил редкую возможность для продвижения зоны свободной торговли в АТР, а также важный стратегический шанс. Конечно, такие возможности быстро исчезают.

Автор — ученый Института общественной дипломатии Цзилиньского университета, доктор наук факультета международных отношений.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.