По словам их защитников, плавучие реакторы могут быть безопаснее, дешевле и гибче в употреблении, что делает их полезным орудием в борьбе с изменением климата. Критики настроены скептически.
Вдоль побережья Кольского залива на дальнем северо-западе России разбросаны порты для ее атомных подлодок и ледоколов. Низкие, каменистые холмы спускаются к набережной, застроенной причалами, кранами и железнодорожными путями. Уже десятилетия подлодки рассекают лазурные воды залива, выходя из своих портов в глубины океана.
Здесь Россия проводит эксперимент с атомной энергией — прорывной по мнению его участников, и опрометчивый на взгляд критиков.
Россия демонстрирует миру плавучую атомную электростанцию.
На якоре у города Мурманска мягко качается на волнах «Академик Ломоносов». Плавучая АЭС состоит из двух миниатюрных реакторов того типа, который ранее использовался на подлодках — пока что станция является единственной в своем роде.
Однако, хотя Москва и возглавляет движение в этом направлении, не она одна заинтересована в потенциале плавучих ядерных реакторов. Две китайские компании создают такие установки при поддержке государства, и американские ученые тоже подготовили собственные чертежи. По мнению их сторонников, такие реакторы дешевле, менее вредны для окружающей среды и, как ни странно, более безопасны. Они представляют себе будущее, в котором атомные электростанции будут стоять пришвартованными у побережья крупных городов по всему миру.
«Они опережают нас на световые годы», — сказал Якопо Бунгьорно, профессор ядерной физики Массачусетского технологического института, о российской программе плавучих реакторов.
Росатом, российская государственная атомная компания, занималась экспортом атомных технологий на протяжении многих лет, продавая реакторы Китаю, Индии и ряду развивающихся стран. Однако небольшие плавучие реакторы могут быть быстрее собраны, размещены в большем количестве мест и лучше адаптируются под изменчивые объемы электроэнергии в энергетических сетях, которые все больше полагаются на ветер и солнечную энергию.
Российский дизайн подразумевает размещение на судне реакторов на манер тех, что используют подлодки; у носа судна находится люк, через который реакторы подключаются к местной энергетической сети. Вместе они вырабатывают 70 мегаваттов электричества — достаточно, чтобы обеспечить энергию для 70 тысяч обычных американских домов. Росатом планирует ввести такие плавучие атомные установки в серийное производство, и рассматривает различные деловые схемы, включая сохранение прав собственности на реакторы и продажу вырабатываемого ими электричества.
Массивная, квадратная конструкция напоминает гипермаркет, только с изображением атома на стенке. Изнутри плавучий реактор представляет собой лабиринт тесных коридоров, крутых лестниц, труб, проводов и табличек с предупреждениями на кириллице.
Власти намерены буксировать судно к прибрежным городам, нуждающимся в электроэнергии — либо в качестве одноразовой меры по увеличению ее поставок, либо на постоянной основе. Оно может переносить с собой достаточно обогащенного урана, чтобы питать два реактора на протяжении 12 лет, после чего буксируется обратно в Россию, где радиоактивные отходы подвергаются переработке.
Управлять станцией будет сменяющийся экипаж из 300 россиян, среди которых будут и представители частных охранных структур. Росатом планирует расписание, по которому они будут находиться на борту в течение четырех месяцев, затем беря четырехмесячный перерыв. В следующем году «Академик Ломоносов» приступит к обслуживанию Певека — отдаленного порта в Сибири на расстоянии 500 миль от Аляски.
Находясь на борту судна, гражданский экипаж будет иметь доступ к ряду удобств; оно представляет собой что-то среднее между антуражем «Охоты за "Красным Октябрем"» и круизным лайнером. Те, кто находится на его борту, могут искупаться в бассейне, стилизованном под тропический пляж, сыграть в сквош, или выпить в баре — последнее несколько странно, учитывая значение трезвого ума на таком судне.
«Находящийся в непосредственной близости источник энергии, который можно перебросить в труднодоступные регионы, экономически эффективен», — сказал Виталий Трутнев, руководитель программы плавучих реакторов Росатома, в интервью; последнее проходило в капитанской каюте c обшитыми оранжевым стульями и столом, обшитым деревом.
Использование атомных реакторов для перемещений по воде или в плавучих станциях — идея не новая. США использовали установленный на барже реактор, чтобы обеспечивать электроэнергией зону Панамского канала в период с 1968 по 1976; в тот же период Вестингауз, американская атомная компания, планировала постройку двух плавучих станций у побережья Нью-Джерси, однако эти планы так и не были осуществлены.
Идея плавучих реакторов обрела неожиданную популярность после японского цунами в 2011. Эта катастрофа привела к тяжелым последствиям для прибрежной электростанции Фукусимы, затопив запасные дизельные генераторы, которые должны были охладить реактор в случае его аварийного отключения.
По словам сторонников, плавучий реактор переживет удар цунами в море. А если произойдет аварийное отключение, он все равно сможет охлаждаться — в воде это делать проще, чем полагаясь на насосы. В своем заявлении Росатом заявил, что ее реактор «неуязвим для цунами».
Профессор Бунгьорно из МТИ предложил устанавливать либо небольшие, либо полноценные атомные реакторы на платформы, схожие с теми, которые используются в нефтяной и газовой промышленности. По его словам, это улучшит безопасность проекта и его экономические перспективы в соревновании с дешевой солнечной, ветряной и газовой электроэнергией.
Установка атомных реакторов на суда позволит также снизить стоимость строительства станций. Чрезмерная цена, вкупе с политическими препятствиями, практически полностью прекратила создание новых атомных станций в США. Конвейерная же сборка на вервях позволит уменьшить эту цену.
Кроме того, существуют и потенциальные преимущества для климата. Атомные электростанции вырабатывают электроэнергию, не выделяя вредного для планеты углекислого газа, и в отличие от иных источников чистой энергии, таких как ветряные турбины или солнечные панели, работают постоянно.
Пока что Росатом не раскрыл стоимость создания баржи или того, какие страны заинтересованы в покупке его электричества. По оценкам компании, создание каждой плавучей станции потребует четырех лет, по сравнению с десятилетием, которое уходит на возведение большинства атомных станций. Газета «Судан Трибун» процитировала суданского министра водных ресурсов и электроэнергии, по словам которого хартумские власти станут первым иностранным клиентом России в этой области. Пресс-секретарь суданского правительства Муджахид Мохаммед Сатти отказался давать комментарий.
Эти технологии изучают и другие страны. Китай намерен построить 20 плавучих атомных станций, первые из которых будут введены в использование в течение двух лет. Французская компания разработала реактор под названием «Флексблю», который будет погружен на дно океана вместо того, чтобы плавать на его поверхности.
Однако некоторые группы борцов за природу — в том числе и те, которые согласны с заменой традиционных электростанций на атомные — настроены скептически.
Во-первых, их не убеждают заверения Росатома в безопасности. Критики беспокоятся, что во время цунами 21 000-тонная стальная конструкция не сможет удержаться на волне. В худшем случае, она оторвется от своих креплений и окажется вышвырнутой на землю, круша здания, пока наконец не остановится — дымящаяся, помятая и с двумя активными реакторами на борту, вдали от средств охлаждения.
Росатом отвечает, что в таком случае запасной источник энергии и охлаждающего вещества предотвратит оплавливание реакторов — во всяком случае на первые 24 часа. «В это время мы подумаем, что нам делать», — говорит Дмитрий Алексеенко, заместитель руководителя программы плавучих реакторов Росатома. Однако регулирующие органы в США требуют, чтобы наземные реакторы работали по меньшей мере 72 часа после аварийного отключения без внешних источников воды.
Тот же факт, что технология неоднократно испытана на российских судах, не утешает критиков, учитывая давнюю историю утечек и иных инцидентов, происходивших с советскими и российскими атомными подлодками и ледоколами.
В 1860-х и 1970-х Советский Союз выбрасывал реакторы в Карское море в Северном Ледовитом океане к северу от Кольского залива. Российские атомные подлодки тонули в 1989 и 2000, а один российский атомный ледокол загорелся в 2011, тогда как реактор другого пострадал от утечки радиации, о которой сообщило норвежское экологическое объединение «Беллона».
«Вопрос в том, будут ли российские клиенты готовы терпеть что-то такое в порту крупного города», — сказал в телефонном интервью Мэтью Маккинзи, руководитель атомной программы Совета по защите природных ресурсов в Вашингтоне.
Парусная лодка «Гринпис» проследовала за «Академиком Ломоносовым» в ходе его первого маршрута из петербуржских верфей в Мурманск, под флагом с английской надписью: «Плавучий атомный реактор? Серьезно?».
Бунгьорно признает: «Как и все дизайны, ничто не совершенно».