Финские компании лучше всех в мире строят ледоколы и танкеры. В ближайшие годы планируется построить примерно 800 новых кораблей. Производить будут все — от судов для ловли крабов на Дальнем Востоке до самых крупных в мире ледоколов.

С такими впечатляющими планами российские власти познакомили представителей кораблестроительной индустрии, которые собрались на выставке гражданского судоходства и судостроения «Нева» в Санкт-Петербурге.

Для финской судостроительной индустрии это желанная добыча. Речь действительно идет о больших деньгах. Один ледокол стоит примерно 1,5 миллиона евро.

Финский опыт ценится очень высоко

Директор по судостроению организации Business Finland Улла Лайнио (Ulla Lainio) говорит, что у Финляндии в российской судостроительной сфере очень хорошая репутация.

Финские корабли прославились еще более 60 лет назад, когда Финляндия поставляла суда Советскому Союзу в качестве репарации.

После этого финский и российский ледовые флоты фактически строились при сотрудничестве стран. Финская доля стоимости российских ледоколов порой достигала 75%.

«Аппаратура, чертежи, двигатели и различные системы поставляла Финляндия», — говорит Улла Лайнио.

Санкции тормозят

Итак, ставки высоки, но и препятствий немало. Это связано с санкциями, которые западный мир наложил на Россию после аннексии Крымского полуострова и начала войны на востоке Украины.

Предприятие Craftmer производит корабли в Турку, и из-за санкций у него много трудностей.

Например, финские банки не могут вести дела с российскими компаниями, занесенными в санкционные списки. На практике же многие корабли заказывают именно государственные предприятия, которые все так или иначе оказались под санкциями.

Веса Клен (Vesa Klén) из Craftmer рассказывает, что его фирма до санкций обеспечивала третью часть своего годового оборота благодаря одной сделке с Россией.

«Сейчас мы не можем заключать такие сделки, расширяться и создавать новые рабочие места», — объясняет Клен.

Тому, кто переместит производство в Россию, обещают хорошие условия

Россия требует, чтобы в судах был очень высокий процент составляющих отечественного производства. Поскольку у нее самой не хватает нужных знаний, Россия призывает иностранные компании перемещать производство, предлагая им очень хорошие условия и поддержку.

Предприятиям также обещают, что выгодные условия сохранятся как минимум на 15 лет. Это важно, потому что инвестиционная защита в России очень слабая, и это отпугивает многих иностранных инвесторов.

Многим финским предприятиям пришлось переехать. У них есть действующие договоры, проекты на стадии реализации и поставщики в России.

Большая международная конкуренция

Многие страны конкурируют с Финляндией за заказы. Улла Лайнио верит в успех финских предприятий.

«Особенно в том, что касается строительства ледоколов и танкеров, Финляндия — лучшая в мире», — говорит она.

Например, Россия сейчас строит ледокольный танкер, чтобы возить сжиженный природный газ с полуострова Ямал, что на севере Сибири. Этот танкер может проходить через льды и не нуждается в сопровождении ледокола.

Кроме того, Россия планирует начать производить атомные ледоколы нового типа под названием «Лидер». Они должны стать самыми мощными в мире. Мощность их будет достигать 120 мегаватт.

Строится и ледокол поменьше под названием «Арктика». Его мощность достигнет 60 мегаватт.

Российский флот устарел, а новые морские пути в Северном Ледовитом океане увеличат судоходную нагрузку. Вот почему Россия так активно взялась за строительство новых кораблей.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.