Правительство России намерено за 10 лет увеличить долю российской гражданской электроники на внутреннем рынке с 31,5% почти вдвое. Эксперты сомневаются не только в реалистичности плана, но и в текущей оценке этого показателя. В реальности на российскую электронику приходится не более 15%, говорят они. При этом успешные примеры российской электроники можно пересчитать по пальцам.
Одна из главных проблем — тотальная зависимость от иностранных компонентов. Осваивать компонентную базу теперь будет стоить огромных денег, но в этом нет смысла, поскольку конкуренты, такие как Intel и AMD, ушли слишком далеко, считают специалисты.
Суть программы
Согласно тексту стратегии, общая выручка промышленных и научных организаций электронной промышленности в 2019 году составила около 2 триллионов рублей (1,8% ВВП), из которых 55% приходится на 422 госкомпании (большинство которых входят в оборонно-промышленный комплекс), 23% — на 1,2 тысячи частных предприятий с российским капиталом (в основном, это малый и средний бизнес) и еще 22% — на 30 частных предприятий с иностранным капиталом.
Общее количество предприятий рынка, таким образом, согласно документу, составляет 1 тысяча 652. Происхождение этой цифры не указано. Между тем в 2011 году бывший тогда вице-спикером Госдумы Валерий Язев оценивал число предприятий в 2,5 тысячи, а в 2017 году Ассоциация разработчиков и производителей электроники — в 3 тысячи.
Правительство хочет к 2030 году увеличить общую выручку рынка с 2 триллионов до 5,2 триллиона рублей, долю продаж российской продукции (в том числе военной) — с нынешних 50,7% до 59,1%, а долю гражданской российской продукции — с 31,5% до 57,4%. При этом отношение производства всей гражданской электроники (выпущенной и российскими, и иностранными компаниями) ко всему рынку (то есть с учетом еще и военной электронной промышленности) за 10 лет должно вырасти с 51,3% до 87,9%.
Стратегия охватывает самые разнообразные виды электроники (а также радиоэлектроники) — от процессоров, микросхем и сенсоров до профессиональной и потребительской электроники (смартфоны, компьютеры, ноутбуки и т. д.).
Под «российской электроникой» документ подразумевает выручку компаний с российскими собственниками. К примеру, прогнозируемый рост доли выручки российских предприятий, которые производят гражданскую электронику, в стратегии представлен как «увеличение доли электронной промышленности гражданского производства».
Таким образом, в приводимых программой цифрах не учитывается бренд, под которым выпускается продукция (российская компания с местными собственниками ведь может выпускать иностранную продукцию), а также — происхождение составных частей этой продукции (многие из них могут заказываться за границей).
Источник цифр, приведенных в стратегии, не указан. Комплексных исследований по определению российской доли электроники на внутреннем рынке не проводилось. Юрий Брюквин, гендиректор агентства Рустелеком, занимающегося исследованиями и анализом рынков, в разговоре с Eurasianet.org оценил этот показатель по состоянию на 2020 год в 15%. В 2014 году собеседники издания «Фонтанка.ру» оценивали долю российской электроники в стране также в 15%.
На этапе подготовки стратегии некоторые эксперты оценивали перспективы роста российской электроники более скромно. Осенью 2019 года Сергей Долгопольский, директор по взаимодействию с органами власти GS-Group (компания занимается производством электроники и является одним из учредителей Ассоциации разработчиков и производителей электроники), сообщил изданию Comnews.ru, что к 2035 году доля российской электроники на внутреннем рынке может вырасти до 35% (с 31,5%, по стратегии, или с 20%, по данным ассоциации на 2017 год), а на мировом — до 3% (с 0,4%, по тем же оценкам ассоциации).
Рост вряд ли возможен
Большинство экспертов скептически настроены к вероятности заявленного правительством РФ роста доли российской электроники. По словам главы Рустелекома Брюквина, элементная база (т.е. компоненты) в стране выпускается в настолько малом объеме, что достичь заявленных показателей (не по выручке, как в стратегии, а по признаку «действительно российских» товаров) невозможно.
«Это не получится ни в потребительском сегменте, ни в ИТ-продуктах для бизнеса, ни в военной сфере. Есть мнение, с которым я солидарен, что поезд ушел настолько далеко, что, если начинать сейчас производство элементной базы, это будет стоить баснословных денег. Все подобные попытки в прошлом закончились выпуском устаревших поделок для госсектора. Взять хотя бы попытки выпускать чипы для загранпаспортов [завод „Микрон" в Москве] или производство RFID-меток», — сказал он.
Кроме того, сложно оценить, какая техника является российской, а какая нет. По словам Брюквина, большой объем техники выпускается в Китае или в лучшем случае собирается в России из китайских элементов, после чего на них устанавливается российское ПО и устройство позиционируется как российское. Но для выпуска «по-настоящему» российской продукции на рынке просто нет никаких условий.
«Скажем, при выпуске большей части оборудования телекоммуникационной сферы работы выполняются на российской стороне, но там все равно элементная база импортная. Альтернативы Intel и AMD на нашем рынке вычислительной техники просто нет. „Эльбрусы" отечественные стоят космических денег и выпускаются ограниченными объемами, да и ориентированы в основном на госсектор и оборонно-промышленный комплекс. И ничего особо не меняется. Правильно кто-то сказал, что, если бы американцы реально хотели жесткие санкции ввести, они запретили бы поставку микропроцессоров. Это привело бы к серьезным проблемам», — считает Брюквин.
По словам директора по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антона Гуськова, если в определенных видах телекоммуникационного оборудования есть критерии, по которым продукцию можно отнести к российской или иностранной, то в бытовой технике и потребительской электронике их нет. «Поэтому, говоря о российской или иностранной продукции, мы можем ориентироваться только на страну происхождения», — говорит он.
«В этом плане весь потребительский сегмент можно разделить на две категории. Первая — где доля произведенных в России товаров доходит до 85-90%, например стиральные машины, холодильники, телевизоры, хотя, разумеется, речь идет о международных брендах. Вторая категория — техника, которая здесь вообще не производится. Например, портативные гаджеты, смартфоны, аудиотехника, планшеты, ноутбуки», — пояснил Гуськов. По данным Росстата, в 2018 году в России было выпущено 8,1 миллиона холодильников и стиральных машин.
Так или иначе, по мнению Брюквина, к 2030 году правительство может «нарисовать любую цифру», но вряд ли она будет отражать действительность. Чтобы планы властей по-настоящему заработали, необходимо, чтобы президент РФ Владимир Путин «все бросил и занимался только электроникой, при этом с подходом — „расстрелять всех, кто напортачил"». «Тогда я поверю, дело пойдет в гору», — отметил он.
«А пока такого подхода нет, скептически я настроен. Конкуренты ушли очень далеко. Хотя у нас есть заделы по многим направлениям, например по квантовым технологиям. Лауреаты Нобелевских премий из России и СССР получали премии за технологии, относящиеся к квантовым или смежным. Плюс физико-математическая школа в Петербурге очень сильная. Фундаментальная научная база у нас есть, но коммерциализировать ее никак не получается», — убежден Брюквин.
Стратегия в целом описывает направление, куда движется отрасль и куда она может прийти, однако не содержит прикладных составляющих, не носит регуляторного характера, говорит Гуськов. «Это очень общий документ. Когда появятся законы и подзаконные акты, тогда это можно будет комментировать: что хорошо, что плохо и на что повлияет. А пока можно лишь сказать лишь — давайте попробуем, но не более того», — сообщил он.
Как настроен бизнес
Представители малого бизнеса в сфере электроники не ощущают практически никакой поддержки со стороны государства, рассказал автор посвященного производству электроники YouTube-канала Дмитрий Храмцов, который также занимается ее выпуском. «Нет программ, которые позволили бы расти мелкому бизнесу. Все упирается в отсутствие заказов. Многие неопытные выходят на рынок, обламываются и уходят назад. Государство им не дает свои заказы, которые как правило уходят своим же госкомпаниям, занимающимся электроникой. Хотя можно было бы отдать частному сектору», — отметил он.
Небольшие компании, по его словам, обслуживают частных заказчиков, мелкие организации и конструкторские бюро. К примеру, производство Храмцова направлено на небольшие компании, которым необходимо собрать электронику. «Особых бюджетов не вкладываю, но могу заранее видеть перспективы. Получаю большой заказ — могу докупить компонентов, тишина — перестаю вкладывать в производство», — сказал он.
Некоторые участники рынка, наоборот, настроены оптимистично. Заявленный правительством рост вполне вероятен, при условии введения стимулирующих программ для российских предприятий, считает Йосеф Закс, основатель и управляющий директор Elari (ООО «Соним», выпускает потребительскую электронику — часы-телефоны, беспроводные наушники, мобильные роутеры и т. п.).
«Мы наблюдаем стабильный рост на российском рынке электроники, который варьируется в зависимости от сегмента. Только в сегменте умного дома на настоящий момент, по оценкам Discovery Research Group, рост [в 2018 году в сравнении с предыдущим] составляет порядка 12,5% [9 млрд рублей]. Если в этот довольно молодой сегмент электроники включатся российские бренды, которые составят конкуренцию иностранным компаниям, это благоприятно скажется не только на российской экономике, но и на развитии рынка электроники в целом», — убежден он.
Этому поспособствует тот факт, что в стране много талантливых инженеров, программистов, маркетологов и других специалистов. Однако есть и проблемы, которые мешают росту доли российских товаров, признает он.
Во-первых, на рынке ограниченное количество вендоров — то есть предприятий, которые поставляют товары и услуги под собственным брендом. Во-вторых, в стране мало компаний-новаторов, которые предлагали бы потребителям яркие, инновационные продукты и которые не копировали бы иностранную продукцию. В-третьих, в сознании российского потребителя зарубежные гаджеты представляют собой эталон качества, что не на руку отечественным компаниям.
«Знаковые модели устройств западного и азиатского рынков уже заработали себе репутацию инновационных решений, и в общественном сознании пока не укладывается мысль о том, что и им можно составить конкуренцию. [При этом] в России много IT-компаний разного масштаба, которые остаются в тени, но по качественным показателям они не уступают зарубежным», — считает Закс.
Есть ли в стране конкурентоспособная электроника
Судя по словам опрошенных экспертов, примеров поистине российских товаров в сфере электроники, которые по цене и качеству составили бы конкуренцию крупным иностранным брендам, не так много.
Антон Гуськов из Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники приводит в пример холодильники «Позис», которые выпускает Производственное объединение Завод имени Серго» в Татарстане. Компания входит в концерн Техмаш, который принадлежит госкорпорации Ростех. «Они занимают свою нишу, у них есть свой потребитель. Даже частично экспортируют», — говорит он.
Выручка завода в 2017 году составила 10 миллиардов рублей, сообщал Ростех. В системе Kartoteka.ru бухгалтерской отчетности предприятия нет. К 2025 году компания хочет увеличить выручку до 21 миллиард. В сфере телекоммуникаций работает Национальная спутниковая компания из Петербурга (товарный знак — «Триколор»), которая предоставляет услуги цифрового телевидения (около 12 миллионов абонентов), которая, по словам гендиректора Рустелекома Юрия Брюквина, в то же время занимается производством необходимого для этого оборудования. В 2010 — 2018 годах выручка компании выросла в несколько раз до 17,4 миллиарда рублей, следует из данных Kartoteka.ru.
«Они собирают ресиверы, [телевизионные] приставки и используют их для подключения абонентов к своей же услуге. Но производство у них уже практически не растет. Объемы, по нашим оценкам, будут стагнировать в лучшем случае или же падать. У них были попытки производить технику для умного дома, но нельзя сказать, что они таким образом успешно зашли в потребительскую электронику», — считает Брюквин.
В компании Elari в качестве примера успешной конкуренции с иностранцами приводят собственные достижения. Компания начинала как небольшая группа энтузиастов, а в 2018 году уже вошла в список лидеров по продажам в России в определенных категориях электроники (детские часы-телефоны и беспроводные наушники), составив в своей нише конкуренцию мировым производителям, говорят в Elari, ссылаясь на оценки международной маркетинговой компании GfK. Выручка Elari (включая международную), по оценкам Forbes, составляет около 1 миллиарда рублей в год, а оборот в России, по данным Kartoteka.ru, составил 54,5 миллиона в 2018 году. Владельцы в том же 2018 году оценили стоимость компании в 10 миллионов долларов. «Я считаю, что вырасти в самостоятельную экосистемную компанию-производителя электроники в России возможно», — говорит основатель и управляющий директор Elari Йосеф Закс.
Однако даже в этой истории успеха есть оговорки. Как признал Закс в интервью Forbes в конце 2019 года, продаваемые его компанией устройства по большей части основаны на китайских технологических разработках и производятся на китайских же заводах. По его словам, «китайские фабрики делали прототипы устройств и предлагали компаниям производить их под собственной торговой маркой», чем и воспользовалась его компания. «Под своим брендом Elari продает бюджетную китайскую технику с наценкой», по качеству не способную конкурировать с мировыми лидерами вроде Apple, сказал тому же изданию Дмитрий Рябинин, руководитель проекта Hi-Tech Mail.ru. Иными словами, хотя Elari показывает динамичный рост, эту электронику вряд ли можно назвать полноценной российской альтернативой иностранным образцам.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 2 Заявленный рост отсечет попытки загнать Россию в угол и подтолкнуть к краю пропасти. Пусть доля отечественной электронники к 2030 г. окажется и ниже заявленной, но тенденции покажут кулак маловерам и заткнут пессимистам рты. 
| -46 Очередная попытка рассмешить удалась. "Под «российской электроникой» документ подразумевает выручку компаний с российскими собственниками. " В Литве таких литовских производителей полно. Раскрыть всю ветку (11 сообщений в ветке) 
| 0 litovec11, В российском реестре производителей электронных компонентов я, например, насчитал 1255 китайских юридических лиц. Подробности и детали об этих лабораториях, фирмах и компаниях в сети , практически, отсутствуют. Видимо, там сплошь санкционка. 
| 0 реестре производителей электронных компонентов Вышиватник, Вы про Единый реестр российской радиоэлектронной продукции? 
| 12 litovec11, "достижения" литвы смешат не только тебя )))) 
| 0 volzhok, Можем посмеяться. В Едином реестре российской радиоэлектронной продукции около 1400 единиц. В Литве в 50 раз меньше жителей, чем в России. Литва производит гораздо больше радиоэлектронной продукции на едницу населения, чем Россия. 
| 0 volzhok,именно так и надо считать. Это о производительности труда в России, о которой печалистся ваш Президент. Россия практически во всём отстаёт от Литвы, в том числе по производительности труда. И ничего странного здесь нет, какая производительность может быть у уверенного, что рыбные консервы умеют читать и писать. Вы такой глупый и смешной в своей болезни. 
| 0 Шпрота11, а лет через 50, когда литва вымрет ещё раза в два, вообще весь мир позавидует количеству единиц из реестра выпускаемой в литве радиоэлектронной продукции на сократившуюся душу населения ))) Это действительно смешное "достижение" литвы считать единицы продукции из реестра на души населения вообще, а тем более смешно на постоянно вымирающие от нищеты души населения литвы )))))))) 
| 0 Шпрота11, Ну давай посмеемся над твоей глупенькой мантрой про мнимое отставание производительности труда в России от Литвы исчисляемой в долларах в час. Курс рубля по отношению к доллару снизился, сразу же снижается статистика производительности труда в России, исчисляемая в долларах в час. Значит ли это что рабочий производящий продукцию при снижении курса рубля тут же начинает производить меньше продукции? ))) Вот уж воистину говорят: есть 3 вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика ))) А ты такой глупый и смешной, когда делаешь вид, что серьёзно веришь, что нищая и отсталая литва хоть в чем то опережает Россию ))))))Впрочем продолжай нас веселить своими идиотизмами. Без тебя было бы скучно. А так ещё не раз посмеёмся над тобой и отсталой, вымирающей от нищеты литвой. ))))) 
| 0 Значит ли это что рабочий производящий продукцию при снижении курса рубля тут же начинает производить меньше продукции? ......................................................................................................... volzhok, вы необразованы, поэтому не поймёте, что колебания курса здесь ни при чём. Изучите, как считается производительность труда, и доложите нам, поняли ли вы, какой вы глупый и смешной невежда. в среднем, один россиянин производит меньше, чем средний литовец. 
| 0 volzhok, Жальгирис (Литва) 96 : 85 Химки (Россия) 
| 0 volzhok, Бейсболисты Литвы сенсационно обыграли Россию и завоевали путевку на ЧМ 
| 0 Изучил, шпротик11, и лишний раз убедился какой ты глупый и смешной невежда, насколько убога и отстала литва ))) 
| 4 думается мне ,что все получится гораздо интереснее. примерно как с гиперзвуком. не станем мы концентрироваться на повторить и догнать,скорее в ближайшие годы наши покажут нечто абсолютно новое,превосходящее то,что есть у конкурентов по очень многим параметрам. тенденция с. 
| -44 СССР был в свое время в 10 раз продвинутее современной России в микротехнике и электронике, но он так свою электронику и не осилил. Даже видик свой сделать не смог - скопировал иностранный - на тот момент уже 20-летней давности. Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 1 anakoshyka, Первый советский видеомагнитофон был выпущен в 1984 году. Вы уверены, что в 1964 существовали видеокассеты? Или врете, как обычно? :) 
| 0 vibbtwo, а ему лишь бы вывалить.. Извилины-то закольцованы )) 
| 3 Гиперзвук невозможен без уникальной компонентной базы. Разработки и технологии в этой области являются абсолютно секретными. При выходе с предприятий ( окружённых несколькими рядами сигнальной, тревожной и охранной сигнализаций ) обыски работников начиннаются в цехах, затем в раздевалках, в душевых, на проходных и, даже, при выезде с автомобильных паркингов. В этих условиях достоверно судить о состоянии российской компонентной отрасли не может никто 
| 3 Смотря какую электронику. Весь мир собирает её на "желтой" элементной базе(даже для Пентагона) и считает это нормальным. Для тех же контроллеров в большинстве случаев 7-22нм не нужно, для офисных компьютеров(а чиновников у нас тьма тьмущая) тоже, не говоря уже о дискретных деталях, коих на пп до сих пор хватает. Ну а если у себя делать что-то совсем серьезное, то надо учиться изготавливать оборудование для производства процессоров,- новое нам не продадут. Пусть оно будет отставать на два-три поколения, но иначе не научится. 
| 2 В целом, на этой свалке есть здравое зерно, которое можно отобрать. Путин действительно не может бросить все свои силы в развитие микроэлектроники. Значит, по этому направлению нужно найти Путину альтернативу. И пока у нас за это отвечают люди подобные Чубайсу- планы всегда будут скрываться, а виновные в этом прощаться. Как сказал один умный грузин- кадры(овладевшие техникой) решают всё. 
| 1 "...Правильно кто-то сказал, что, если бы американцы реально хотели жесткие санкции ввести, они запретили бы поставку микропроцессоров..." - так вот поэтому наши и хотят развивать собственную элементную базу, сколько бы это ни стоило. Чтобы при введении действительно "санкций из ада" иметь хоть какую-то альтернативу. Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 Teller, "Нашей" элементной базы, к сожалению, пока, по сути, нет. Те же Эльбрусы делают на Тайване. Массовое производство на заводе Ангстрем в России на базе выкупленной устаревшей линии AMD по 130-нм техпроцессу так и не началось. 
| 0 Teller,...интересно как они их запретят ??? 90% производства микропроцессоров-Тайвань,Корея,Китай,Япония...а ведь ещё и французы с немцами производят....да,основа этих процессоров AMD и Intel...но отследить ежегодные продажи в несколько миллиардов процессоров по всему миру-нереально!!!...серый импорт и третью смену на китайских заводах-никто не отменял.... 
| 0 К сожалению, на заявленный рост доли российской электроники и успешную конкуренцию с западными и азиатскими брендами рассчитывать пока не приходится. В этом плане было бы неплохо пройти по пути Китая, организовав в РФ производство технически не сложной продукции и сборку электроники на заказ. Но, к сожалению, ничего подобного пока нет. Вместо этого выкупаются технологические линии AMD. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 SevenDoze, поначалу КНР тоже не на своих линия делал, а на устаревших импортных. Кстати, почем 130нм? Я читал что уже давно купили 65нм у АМД. 
| 2 Проявлять скепсис при том, что "эксперты" даже не выясняли методику подсчета - как минимум попахивает кретинизмом. Чтобы анализировать отрасль надо как минимум изучить ее.==========А вот что реально тормозит ее развитие - то же самое, что и тормозит все остальное. Развиваются только компании под госуправлением или при большом государственном софинансировании, так как их хоть как то заставляют работать на стратегическую перспективу. Частники же просто "делают бабки", плюя на то, что будет через 5-10 лет. Более того, делают бабки в тех отраслях, где желательно вообще не вкладываться вдолгую. Это и есть суть капитализма, как бы его не хвалили. Только плановая экономика способна привести в быстрым фундаментальным изменениям, а рыночная же только оптимизируется к текущей ситуации - со всеми следующими плюсами и минусами
Показать новые комментарии (0)Вышиватник
litovec11
Вышиватник
litovec11
volzhok
litovec11
litovec11
volzhok
volzhok
litovec11
litovec11
litovec11
volzhok
ведун
anakoshyka
vibbtwo
balex207
Вышиватник
N 99
Иванов
Teller
SevenDoze
bergamo555
SevenDoze
N 99
VoltPavel
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)