После долгих переговоров, последний этап которых оказался нервным, мы наконец подписали договор  с США, определяющий условия пребывания американских войск на территории Польши в рамках двустороннего сотрудничества. Это важный фактор в усилении национальной обороны и уже четвертый за последнее десятилетие (после вступления в НАТО) инструмент, позволяющий пользоваться военной поддержкой союзников, в случае возникновения такой необходимости. 

Напомню, что  первым из них является договор SOFA НАТО, то есть правовое соглашение о статусе военных сил стран НАТО на территории других государств-членов Альянса. Благодаря ему мы можем принимать войска усиления НАТО в рамках учений и в случае возникновения кризисных ситуаций. Второй инструмент – это военная инфраструктура НАТО в Польше, еще не имеющая, правда, такого масштаба, как нам бы хотелось, но это своеобразная точка опоры для действий Альянса на нашей территории. Третий инструмент – это оперативные планы НАТО на случай возникновения угроз, кризисных ситуаций, в том числе военного характера. В какой степени актуально их содержание, включают ли они в себя все значимые с нашей точки зрения модели ситуаций – на этот счет могут возникать сомнения. Однако необходимо подчеркнуть, что общие оперативные планы – это лучшая гарантия надежности и эффективности действий Альянса в сфере кризисной поддержки и обороны союзников.

Договор с США  является четвертым инструментом этого  списка, он создает дополнительные (помимо установленных в рамках НАТО) правовые условия использования помощи союзников. Первой возможностью ей воспользоваться будет размещение в Польше на ротационной основе (а после 2012 года постоянно) американской батареи ракет противовоздушной обороны "Пэтриот". Следующая оказия появится в 2015-2018 годах в случае размещения на нашей территории противоракет SM-3, а также после 2018 года, когда США будут развивать стратегическую систему противоракетной обороны американского континента (отложенный вариант противоракетного щита Буша). Я уже не говорю о теоретической возможности развертывания войск усиления НАТО на нашей территории в случае военной агрессии на Польшу, представляющей угрозу нашей национальной безопасности (лишь бы до этого не дошло!).

Необходимо подчеркнуть, что значение размещения в Польше ракетной батареи "Пэтриот" стоит воспринимать, скорее, в контексте ускорения и поддержки процесса модернизации польской системы ПВО, чем оперативной поддержки. Также необходимо категорически опровергнуть появляющиеся в СМИ сообщения, что в Польшу прибудут учебные, тренировочные версии ракет. Одно дело реализация задач такого рода во время пребывания в Польше, а другое – учебное оборудование. Я писал об этом подробнее в статье "Вся правда о "Пэтриот" в Польше", и хочу подчеркнуть еще раз: существует острая необходимость воплощения в жизнь национальной программы противовоздушной обороны по примеру существующей программы обеспечения армии самолетами F-16. Эта стратегия требует больших средств и не может быть реализована в рамках бюджета Министерства обороны, поскольку в таком случае был бы полностью нарушен процесс переведения вооруженных сил на профессиональную основу. Нынешняя система противовоздушной обороны доживает свои последние дни, поэтому новая программа должна быть реализована как можно быстрее. Если мы не хотим остаться с совершенно незащищенным небом, мы должны поэтапно, по мере завершения авиационной программы, вводить программу ПВО.

В завершении скажу о "сбоях" в заключительной фазе польско-американских переговоров. Переговорщики убеждают нас, что они были вызваны исключительно техническими факторами. Однако представляется, что, скорее всего, это была осознанная и целенаправленная "проверка" американцами возможностей избежать в будущем при проведении аналогичных переговоров с другими государствами внесения в договор положений рестриктивного по отношению к США характера. Польша послужила подопытным кроликом, и хорошо, что мы не уступили. Нам следует поучиться у американцев (сколько раз они нам это демонстрировали!) как стоять до конца за свои интересы, бороться за них даже с самыми верными союзниками. Под таким углом зрения незамедлительное (более того – досрочное!) согласие отправить дополнительный контингент в Афганистан не лучшим образом свидетельствует о нашем умении блюсти национальные интересы в отношениях с союзниками.

Станислав Козей – независимый аналитик по вопросам безопасности и обороны, профессор Высшей школы торговли и права им. Р. Лазарского и Академии национальной обороны в Варшаве. Бригадный генерал в отставке, бывший заместитель министра национальной обороны.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.